Меньшикова Людмила Викторовна
Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и прочими "радостями" цивилизации. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда и начинается его подготовка к пожизненной "професcии " участника движения - пешехода.
Публикация «Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
Самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и не сформированы навыки безопасного участия в дорожном движении. Большинство дошкольников не знают как себя вести в той или иной ситуации. Родители недостаточно уделяют времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес, а порой и «демонстрируют» неправильное поведение на дороге.
Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД организуя разнообразные формы обучения детей.
С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам.
Экскурсия – вид деятельности, идеальный для формирования у детей навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения всех без исключения правил дорожного движения.
Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного возраста совместно с воспитателем ведут наблюдения, исследуют, рисуют и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах.
Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством – рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети дошкольного возраста достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах;
- пробуждать эмоциональную заинтересованность в познании ПДД;
- воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.
Безопасное поведение дошкольника на улице определяется уровнем развития у него психофизиологических особенностей поведения, что отражается на его подготовленности в школьном возрасте к самостоятельному дорожному движению.
Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.
Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения по мнению является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особенно важно развитие сознательного отношения к своим и чужим поступкам, то есть понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.
Поэтому рекомендуется в обязательном порядке включить в общую программу воспитания дошкольников ненавязчивые вопросы объяснения детям ценности жизни и постепенного обучения их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. При реализации программы воспитания детей воспитатель должен определить цели и ориентиры для каждой возрастной группы, к которым он должен стремиться, формируя и развивая у дошкольников навыки безопасного поведения на улицах.
Каждую программу составляют с учётом межпредметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса решающую проблеу с ПДД.
«Познавательное развитие» - где дети знакомятся с окружающим миром, правилами поведения на улице, учатся устанавливать причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий.
«Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения в содержании которых освещаются вопросы безопасности дорожного движения, проводятся досуги и праздники.
«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет вопрос о безопасности поведения на дороге.
«Изодеятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания познавательного интереса, развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру, к вопросам безопасности дорожного движения.
«Математика», где дети учатся ориентироваться в пространстве и во времени, развиваются их сенсорные способности.
«Конструирование и ручной труд», в процессе продуктивной деятельности развивается творческое воображение детей, дети овладевают навыками работы по схемам, развивается умение моделировать игровое пространство и т. д.
Ценность.
Обучая детей правилам дорожного движения, педагог может использовать все доступные формы и методы работы. От группы к группе материал усложняется. В основе предлагаемого перспективного плана лежит метод тематического планирования: все занятия объединяются общей темой «Правила и безопасность дорожного движения».
Технология обучения предусматривает осуществление образовательной работы в разных формах :
- на специально организуемых занятиях (различных типов и видов);
- в играх (сюжетно - ролевых, дидактических, словесных, театрализованных,
творческих, подвижных);
- на прогулках (экскурсии к проезжей части, к светофору, пешеходному переходу);
- в нерегламентированных видах деятельности (познавательные минутки, беседы, чтение художественной литературы, обучающие ситуации с игровой мотивацией);
- развлечения и досуги (викторины, конкурсы, КВНы, просмотр диафильмов и видеофильмов, оформление тематических альбомов, выставок).
Тематика мероприятий позволяет решить несколько педагогических задач:
осуществлять познавательное развитие детей;
дать им определенную сумму знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека;
формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
сформировать понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического;
состояния окружающей среды.
Условия обучения детей правилам дорожного движения в ДОУ:
1. Создание развивающей образовательной среды: уголок ПДД во всех возрастных группах, в помещении и на участке ДОУ.
2. Компетентность педагогов в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.
3. Сотрудничество педагогов, родителей и службы ГИБДД.
4. Система работы с детьми.
5. Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, познавательной, проблемно-поисковой, художественно-продуктивной).
Также педагог беседует с детьми на различные темы связанные с ПДД:
Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги, вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.
Педагог предлагает детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Педагогу не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы типа "А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?".
Педагог рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход "зебра", светофор, "островок безопасности"). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающими знаками ("Дети", "Пешеходный переход"); запрещающими ("Въезд запрещен", "Подача звукового сигнала запрещена"); предписывающими ("Движение прямо", "Движение направо"); информационно-указательными ("Место остановки автобуса", "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход"). Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.
Необходимо познакомить детей с правилами езды на велосипеде:
ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах) : маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детям можно предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.
Педагог знакомит детей с правилами поведения в транспорте. Объясняет, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.
Педагоги проводят с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру "Поездка в автобусе". Дети вместе с педагогом с помощью стульев, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами, вежливо обращаются друг к другу ("Вы выходите на следующей остановке?", "Разрешите пройти", уступают место маленьким детям и пожилым людям.
Детям рассказывают о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной - это соответствует красному сигналу. Повернулся боком - можно идти как на зеленый свет светофора.
Педагоги знакомят детей с работой Государственной инспекцией по безопасности движения (ГИБДД). Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Детям показывают картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Организуют игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.
Формы и методы дифференцированной профилактической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма ДДТТ.
1. С педагогическим коллективом. Для педагогов необходимо проводить информационно – практические и обучающие занятия, обзор литературы, педагогические советы, анкетирование, тестирование, консультации. Педагоги должны работать над изготовлением наглядных пособий и игр, выставками, мастер-классами. В текущем учебном году проводить следующие мероприятия:
Педагогический совет «Детский сад, как средство формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности»;
Консультации:
«Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения?»,
«Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения»; Мастер – класс непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Мы пешеходы»;
Смотр – конкурс «Оснащение уголков безопасности».
2. С детьми. В детском саду воспитание осуществлять: во-первых, через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, пешеходные переходы и т. д. ;
В работе использовать разные приемы и методы:
Предвидение опасности: Умение предвидеть опасность и наличие навыков правильной ориентации в дорожной среде мы формируем у дошкольников с самого раннего возраста. Эту работу строить так, чтобы дети постоянно упражнялись в приобретении трех групп навыков : сенсорных, мыслительных и двигательных. Так например, в процессе наблюдения на перекрестке за дорогой прививать детям умение анализировать, проговаривать вслух мысли о том, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо предпринять.
Другой пример, можно показать картинку «Мальчик уронил варежку на проезжую часть дороги». Дети должны ответить, как он должен поступить в этой ситуации. Ответ: попросить взрослых поднять варежку. Самому это делать не следует, так как на него может наехать транспорт, водители которого могут не заметить ребенка маленького роста, который еще и нагнулся, чтобы поднять варежку.
Формирование навыков глазомера за движением транспорта. Особые трудности дети испытывают при определении расстояния и скорости движущегося транспорта и в связи с этим не понимают близко или далеко находится автомобиль, что в свою очередь могло послужить причиной ДТП.
Чтобы научиться определять расстояние до приближающегося автомобиля необходимо проводить следующую работу: предварительно договаривались, от какого места (определить ориентир) дети следят за автомобилем, чтобы определить быстро тот едет или медленно. Затем выбирать хорошее место для обзора и по сигналу воспитателя «засекать» нужный автомобиль, который едет в нашем направлении, и начинать все вместе считать до тех пор, пока автомобиль приблизится к месту, где стоят дети. Сравнить несколько таких отсчетов (одна машина на счет 10, другая - быстрее, на счет - 8, автобус - на 12, дети начинают понимать, что у транспорта разная скорость, приобретают опыт, у них развивается глазомер и чувство времени при оценке движения транспорта. Они наглядно видят, что транспорт едет намного быстрее, чем, кажется. Поэтому ребенку самостоятельно, без взрослых переходить дорогу нельзя.
А так же, в процессе наблюдений за движением транспорта обращать внимание детей на то, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большей скоростью. Опасность ситуации состоит в том, что" маленький автомобиль или мотоцикл не видны, их закрывает, например, автобус. В свою очередь водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если тот переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. Для наглядности показать такую картинку, где девочка переходит дорогу и не видит за большим автобусом легковые автомобили.
Такие занятия проводить 1-2 раза в неделю, дидактические занятия имеющие следующие тематики:
«Дорога в дошкольное учреждение.
Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению», «Предвидение опасности на улицах.
Правила поведения на тротуаре, во дворе»,
«Виды транспортных средств,
Дорожные знаки для пешеходов»,
«Нахождение на улице со взрослыми.
Правила перехода проезжей части дороги.
Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров.
Пешеходный переход (наземный «зебра»)».
Кроме того, на занятия по дорожной тематике приглашать работников Госавтоинспекции для дополнения и разъяснения детям отдельных положений правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Так же в детских садах использовать другие методы и приемы.
Игра.
В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.
Настольные игры. В настольных играх используются модели дорожных знаков, светофоров, фигурки пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия или передвигают фишки по игровому полю.
Двигательные игры или моделирование дорожных ситуаций. Одни игры развивают моторику рук, другие – координацию движений. В них дети воображают, что они стоят на тротуаре и собираются перейти на противоположную сторону дороги по пешеходному переходу «зебра». Делают повороты налево, направо, опять налево, идут, доходят до середины, делают поворот направо, осматривают дорогу со всех сторон и продолжают движение до конца. Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-либо препятствие.
С детьми организуется игра, когда один ребенок бежит, а другой встает на его пути. В результате первый ребенок не ожидает появления другого и по инерции продолжают движение. Дети видят, что движущиеся предметы не могут сразу остановиться Автомобиль - это техническое средство. При торможении водитель пытается его остановить, но какое-то время продолжает движение по закону инерции.
К особым методам и приемам относятся презентации. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему по предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В процессе деятельности можно самим разработать презентации для сопровождения занятий и режимных процессов.
3. С родителями воспитанников
Необходимо организовать столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Организовать совместное участие в мероприятиях:
общие родительские собрания с рассмотрением вопросов дорожно – транспортного травматизма;
семинары по проблемам ПДД, где родители изучают методы, формы, средства обучения детей основам безопасности ПДД;
праздники: «В гостях у Светофорчика», «Лучший пешеход», «Зелёный, жёлтый, красный», «На лесном перекрёстке», «Путешествие в страну дорожных знакомств»;
мастер-класс, досуги, КВН, круглый стол, проектная деятельность, индивидуальные беседы, анкетирование.
Вся деятельность педагогического коллектива по данному направлению должна быть спланирована с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников, подобрана и систематизирована художественная литература для дошкольников и методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей.
Результативность проводимых мероприятий по направлениям:
С педагогическим коллективом
Обобщать опыт по теме: «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста» каждая возрастная группа делает вывод по своему возрасту.
Разработать картотеки игр с дошкольниками по обучению детей ПДД; конспекты занятий по формированию знаний ПДД с использованием ИКТ; Методические рекомендации по формированию представлений ПДД у воспитанников; маршруты безопасного передвижения по микрорайону; мастер-класс: «Чрезвычайные ситуации – что это?»;
Изготовить напольные макеты «Микрорайон детского сада» и т. д.
Если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Перед нами встаё т вопрос: как и чему учить детей? Какие знания и навыки им нужно привить? Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно", "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения.
Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к правилам дорожного движения – донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать как правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.
Литература
Антонова Ю. А. Развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю. А. Антонова. - М: ООО "ИД РИПЛ классик", ООО "Дом 21 век", 2013.- 28 с.
Антюхин Э. Н. Сулла М. И. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 5. С. 5-9.
Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». М. «Просвещение» 2013. – 67 с.
Лапшин В. И. Правила дорожного движения. М. «Транспорт» 2014.-12с.
Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение». 2015. – 45с.
Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 2015. – 29 с.
Степанова А. И. «Правила дорожного движения», М, «Просвещение», 2014. – 52с.
Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 67с.
Черепанова С. Н. Правила дорожного движения – М. : «Издательство Скрипторий 2013», 2014. – 62 с.
Шарапова А. С, Вавилова Г. Н, Иващенко С. Г «Любознайка» - программа обучения детей дошкольного возраста в процессе познавательного общения со взрослыми. Тема «Улица и мой город», Самара. 2012. -72 с.
Юрянин А. И. «Светофор» М. Издательство «Детская литература». 2014. – 51 с.
Интернет-ресурсы
Детский сад: сайт https://nsportal.ru/blog/detskiy-sad/rabota-s-roditelyami-po-pdd (дата обращения 12.03.2016).
Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста : сайт https://festival.1september.ru/articles/623159/ (дата обращения 20.03.2016).
Безопасная дорога, правила дорожного движения: сайт https://nsportal.ru/blog/detskiy-sad (дата обращения 15.03.2016).
Видео: https://www.youtube.com/embed/LnVicvoKubo