Катерина Трубкина
Программа тренинга взаимодействия с родителями «Мой ребенок — Личность»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить свою методическую разработку, посвященную такой форме взаимодействия с родителями, как ТРЕНИНГ,направленный на повышение уровня педагогической компетентность родителей.
Цель данной программы - формирование у родителей субъект-субъектного типа взаимодействия с ребенком.
Задачи программы:
- определение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей
- систематизация имеющихся и приобретение новых знаний родителями в области воспитания и образования детей;
- обучение родителей наиболее продуктивным способам взаимодействия с ребенком
Публикация «Программа тренинга взаимодействия с родителями „Мой ребенок — Личность“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Целевая группа: родители детей 5-6 лет.
Главными идеями, положенными в основу образовательной программы для родителей, являются следующие:
1. Идея сотрудничества. Реализация этой идеи предполагает совместную развивающую деятельность педагогов, родителей.
2. Идея динамичности, гибкости в поиске новых форм и средств в реализации данной программы.
3. Идея развития рефлексивных навыков родителей.
4. Идея единства приоритетных ценностных ориентиров: ориентация на приоритет свободного выбора и ответственности, самостоятельности, индивидуальности.
Педагогические принципы, положенные в основу программы:
1. Принцип добровольности – родители участвуют в программе добровольно, по собственному выбору;
2. Принцип универсальности - программа подходит для любого контингента: родители любого возраста и статуса;
3. Междисциплинарный принцип - говорить о собственности не только в педагогическом и психологическом ключе, но и затрагивать такие дисциплины как право и экономика;
4. Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные особенности участников и контекст ситуации;
В программе применяются различные формы работы с родителями такие, как дискуссия, мини-лекция, семинар, семинар-практикум.
Программа по работе с каждой семьей включает в себя несколько направлений:
- Теоретическое (получение родителями знаний о собственности ребенка, приоритетном типе взаимодействия с ребенком)
- Практическое (обучение родителей наиболее продуктивным способам решения проблем, связанных с проблемой собственности)
Организационно – педагогические подходы к реализации программы:
Все проводимые занятия основаны на сотрудничестве.
Методика проведения занятий заключается в использовании различных приемов обучения: лекция, семинар-практикум, дискуссия, тренинг. Педагог, ведущий занятия «ведет» родителей, исходя из их запросов и своих возможностей.
Организационные аспекты реализации программы:
Программа предназначена для родителей детей младшего, среднего и старшего дошкольных возрастов и рассчитана на 2,5 месяца.
Число участников определяется на основании принципа добровольности. Как правило, это примерно 10-15 человек. Продолжительность занятий – 4 академических часа (без учета индивидуальных консультаций). Ведет занятия педагог или психолог. Материальное и методическое обеспечение: занятия проводятся в группе, специальных инструментов или оборудования не требуется. Занятия могут проходить в группе (кабинете) на территории образовательного учреждения или психолого-педагогического центра.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Уровень достижений отслеживается и фиксируется педагогом, ведущим занятия, дважды: в начале и в конце учебного курса. Родители могут не только принять участие в опросе, но и написать отзыв о программе в форме эссе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Темы занятий
1. «Что такое собственность ребенка?» Анкетирование родителей (Вводная лекция + Семинар-практикум, 4ч.)
2. «Диагностика родителей» (семинар 4 ч.)
3. «Самостоятельность и свобода выбора ребенка в дошкольном возрасте»
Домашнее задание. Выполнить рекомендации «Я принимаю своего ребенка таким, какой он есть!» (семинар 4 ч.)
4. ««Права и обязанности родителей» (семинар-пракикум 4 ч.)
5. «Тренинг активного слушания (ч. I «Я-слушание»(семинар-практикум 4 ч.)
6. Тренинг развития ответственности ребенка (ч. II «Я-сообщение») (тренинг 4ч.)
7.1. Тренинг развития ответственности ребенка (ч. III «Зоны ответственности ребенка и родителей».
7.2. Диагностика родителей
Подведение итогов (тренинг 4ч.)
ИТОГО: 28ч.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРОГРАММЫ «МОЙ РЕБЕНОК - ЛИЧНОСТЬ»
Занятие №1.
«Что такое собственность ребенка?»
Цель: 1. Познакомить родителей с идей собственности и с педагогическими проблемам, тесно соприкасающихся с проблемой собственности.
2. Выяснить мнения родителей по проблеме собственности с помощью анкетирования родителей
3. Проанализировать результаты анкетирования родителей
Ход:
1. Диагностика родителей
2. Обсуждение полученных результатов анкетирования.
3. Вводная лекция «Влияние представления ребенка о собственности на его развитие».
Понятие собственности. Виды собственности. Педагогические проблемы, связанные с проблемой собственности. Методы воспитания. Метод естественных последствий.
Выяснить, какие педагогические проблемы тесно соприкасаются с проблемой собственности (детское воровство, детская ложь, детская жадность, мера самостоятельности, мера ответственности) и что могут сделать родители для решения этих проблем.
Занятие № 2
«Диагностика родителей»
Цель: 1. Выявить влияние представлений родителя о собственности его ребенка на их отношение к нему как к субъекту или объекту, с помощью опросника «Отношение к ребенку» (модификация И. М. Марковской)
2. Обсудить полученные результаты опросника.
Ход:
1. Проведение опросника «Отношение к ребенку» (модификация И. М. Марковской) (Приложение 10).
Родителям раздается опросник, цель которого влияние представлений родителя о собственности его ребенка на их отношение нему как к субъекту или объекту.
2. Обсуждение результатов опросника.
Занятие №3
«Самостоятельность и уникальность ребенка»
Цель: выяснить, какими правами обладает ребенок в семье.
Ход:
1. Родителям получают раздаточный материал (Приложение 13, в котором отражены принципы развития самостоятельности (то, какие обязанности ребенок может выполнять самостоятельно). Обсудить принципы развития самостоятельности. Поделиться опытом приучения ребенок к чему - то. Составить памятку для родителей по распределению обязанностей между родителями и ребенком Выяснить, имеет ли ребенок как-либо права в семье и если да, то какие.
2. Домашнее задание. Выполнить рекомендации «Я принимаю своего ребенка таким, какой он есть!»
Занятие №4 «Права и обязанности родителей и свобода выбора ребенка в дошкольном возрасте»
Цель: 1. Выяснить, за что отвечают родители, определить сферу ответственности родителей в разных областях (воспитании, права).
2. Выяснить признают ли родители своего ребенка уникальным.
Ход:
1. Познакомить слушателей с правами родителей (право быть самим собой, право на уважительное отношение к себе, право выражать свои чувства, мысли, право принимать решения, совершать ошибки, право просить о том, чего вы хотите, право на непонимание другого человека, право изменить свое мнение, право быть независимым от одобрения других людей).
2. Сравнить те права, которые родители сделали дома, теми, с которыми их познакомили. Обсуждаем ответы, делимся мнениями.
3. Обсудить с родителями, предоставляют ли родители своему ребенку свободу выбора. В чем она выражается. Составить памятку для родителей «Как научить ребенка свободе выбора» (Приложение 16).
Занятие №5
«Тренинг активного слушания (ч. I «Я-слушание»)
Цель: научить родителей слушать детей
Ход:
Донести до родителей знание, что слушать ребенка очень важно, но не просто слушать, а «активно слушать», т. е. не оставлять ребенка наедине с его переживаниями, а показать, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее. Раздать слушателям бланки для заполнения. Обсудить ответы родителей и возможные ответы В конце занятия раздать родителям памятку «Активного слушания».
Занятие №6
«Тренинг активного слушания (ч. II«Я-собщение»)
Цель: учить родителей эффективной коммуникации с ребенком.
Ход:
Вначале родителям объяснить суть данного способа коммуникаций.
Это прием "Я-сообщения", когда родитель учится не только понимать чувства ребенка, но и выражать свои. Преимущества "Я-сообщения" перед "ТЫ-сообщением" заключаются в том, что оно позволяет выразить негативные чувства в необидной для ребенка форме ("МНЕ не нравится, когда за стол садятся с грязными руками" - сравнить с «ТЫ опять не помыл руки!"). При таком общении дети ближе узнают взрослых, начинают чувствовать доверие к ним. К тому же, высказывая свое чувство без приказа или выговора, родители оставляют за детьми возможность самим принимать решение.
Занятие№ 7
«Тренинг активного слушания (ч. III «Зоны ответственности ребенка и родителей»]
Цель: 1. Выяснить за, что ответственен ребенок в семье2. Провести повторную диагностику родителей
Ход:
1. В начале занятие родителям предоставляется модель (на ватмане, состоящая из 3ех зон - зона дитя, зона родителя, зона общей ответственности. Родителям предлагается заполнить «зоны». Следующее задание - заполнить таблицу «Права родителей и детей» таблицу «Обязанности детей и родителей». После их заполнений, полученные ответы обсуждаются, происходит обмен мнениями.
2. Повторное проведение опросника «Отношение к ребенку».
3. Подведение итогов работы.
Литература:
1) Борба Мишель 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. М., «Вильямс», 2005
2) Войтыла Кароль (Иоанн Павел ll) Любовь и ответственность. М., «Рудомино» - «Евромедиа» 2003г.
3) Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей / Российский государственный университет им. А. И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
4) Даллос Д. Детская ревность. СПБ «ВЛАДОС» 2005
5) Олпред Г. Становление личности М., «Смысл» 1999
6) Ожегов С. Н. Словарь русского языка М., «Русский язык» 1987г
7) Фромм А. Азбука для родителей Линиздат 1991г
8) Олиферович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. – СПб., Речь, 2007. – 360с.
9) Лански В. ПрактичЗакон об Образовании
10) Конвенция о правах ребенка
11) Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком Как? М., «ЧеРо» 2001
12) Гордон Т. Популярная педагогика. («Тренинг эффективности»). - Е-бург, 1997.
13) Педагогические советы родителям. Самый полный справочник. М., «Астрель» АСТ 2005
14) Фелан Т. У. Воспитание без принуждения ООО «Попурри» 2005
15) Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Консультирование семьи М., «К;огнито-центр 2004