Лучший педагог года

Программа «Веселые шашки» в подготовительной группе

Елена Башинская
Программа «Веселые шашки» в подготовительной группе

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Весёлые шашки» являются:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

-Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831)

Публикация «Программа „Веселые шашки“ в подготовительной группе» размещена в разделах

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрированного от 18.12.2020 №61573).

-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»).

-Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.

-Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и методические рекомендации по их применению

Направленность: физкультурно-спортивная.

Основной вид деятельности: игровая.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Программа имеет большой развивающий потенциал, так как позволяет развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка. Актуальность программы : Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день. Данная программа соответствует запросам родителей по вопросам развития детей в вопросах создания условий для полноценного и радостного проживания дошкольного детства как уникального периода развития и формирования личности.

Игра в шашки способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укреплению памяти, дети учатся сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования.

Новизна

Данная программа направлена на развитие интеллекта личности ребёнка, обучение детей основам шашечной игры, способствует в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения, принятии поражения.

Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра, программа предусматривает использование в процессе обучения развивающие, дидактические игры, упражнения, они позволяют создать обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает у ребенка естественно, как бы само собой, во время игры. Программа построена таким образом, чтобы это желание постепенно переросло в устойчивый интерес.

Цель: Обучение дошкольника принципам шашечной игры, воспитание интереса к игре.

Задачи: Образовательные задачи:

• Познакомить с основами шашечной игры;

• обучить простым комбинациям игры (умение производить ход вперед и рубить шашки соперника, практике шашечной игры.

Развивающие задачи:

• развивать стремления детей к самостоятельности;

развивать умственные способности детей: логическое мышление, и аналитическое мышление;

• развивать умение применять полученные знания на практике.

Воспитательные задачи:

• воспитывать культуру игры, уважение к партнеру по игре;

воспитать: целеустремленность, уверенность в своих силах и умение проигрывать;

• Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Категория воспитанников

Программа рассчитана на дошкольников 4-5 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся более усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.

Наполняемость группы : не более 20 детей

Предполагаемый состав группы : дети одного возраста

Возможные формы организации деятельности обучающихся на занятии: индивидуально-групповая, работа по подгруппам.

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия

Словесные Наглядные Практические

Беседа, объяснение, устное изложение. Показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приемов игры. Тренировочные упражнения, соревнования, парные игры, игры с педагогом.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

-объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).

Занятие по типу может быть: комбинированным, теоретическим, практическим, тренировочным, диагностическим.

Возможные формы проведения занятий: беседа, сказка, соревнование, викторина, открытое занятие, выставка.

Объем программы : 37 часов

Срок освоения программы : 1 год

Рекомендуемый режим занятий: 1 раз в неделю по 20 мин.

Форма обучения: очная

Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые.

Планируемые результаты: дети познакомятся с основами шашечной игры, обучатся простым комбинациям игры (умение производить ход вперед и рубить шашки соперника). Обучатся практическим навыкам игры в шашки. Разовьют стремление к самостоятельности, умственные способности : логическое мышление, и аналитическое мышление, разовьют умение применять полученные знания на практике.

Воспитают культуру игры, уважение к партнеру по игре, целеустремленность, уверенность в своих силах и умение проигрывать, умение доводить начатое дело до конца.

Мониторинг результатов освоения программы : педагогическое наблюдение, мониторинг.

Для отслеживания результативности используются:

Педагогический мониторинг Мониторинг образовательной деятельности

Диагностические листы уровней освоения программы Оформление фотоотчетов

Виды мониторинга: начальный мониторинг, итоговый мониторинг.

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов

Спектр способов и форм выявления результатов Спектр способов и форм фиксации результатов Спектр способов и форм предъявления результатов

Беседа, опрос, наблюдение, выставки, соревнования. Грамоты, дипломы, протоколы диагностики Выставки, конкурсы, праздники.

.

Учебный план

п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации (контроля)

всего теория практика

1 Знакомство с шашечной доской 1 0,5 0,5 Беседа

2 Знакомство с шашками 2 1 1 Игровая викторина

3 Расстановка шашек 2 1 1 Игра-ситуация

4 Знакомство с движениями шашек по полю 4 1 3 Игры с педагогом

5 Игра с ограниченным количеством шашек 10 1 9 Парные игры

6 Игра с полным комплектом шашек 18 1 17 Игра-соревнование

Итого часов 37 5,5 31,5

Календарный учебный график

Месяц Число Время проведения занятия Количество часов Содержание занятия Мероприятия за рамками учебного плана

сентябрь 07 16:00 1 «Шашечная доска», знакомство с доской, рисуем шашечную доску.

14 16:00 1 Упражнение «Штриховка шашечной доски»

21 16:00 1 «Расстановка шашек», показ расстановки шашек на объемных шашках

Упражнение «Расставь правильно шашки» (объемные фигуры)

28 16:00 1 «Знакомство с движениями шашек по полю», показ на объемных фигурах.

Упражнение «Пройди до конца поля, двигаясь вперед» (объемные фигуры)

Чтение худ. литературы «Сеня, Храбрик и шашки»,Барский Ю. П.

октябрь 05 16:00 1 Упражнение «Шаг за шагом» (объемные фигуры)

Игра «Шагаем по диагонали» (объемные фигуры)

12 16:00 1 Продуктивная деятельность «Нарисуй шашки на поле»

19 16:00 1 Настольно-дидактическая игра «Танковые сражения»

26 16:00 1 «Волшебные ниточки шашечного королевства», развивать умение рубить шашки соперника по диагонали.

ноябрь 02 16:00 1 Игра «Шашкой бьем вперед»

09 16:00 1 Занятие «Основные правила шашечной игры» Викторина «Юные шашисты»

16 16:00 1 Игра «Шашечные дороги», закрепить расстановку шашек.

23 16:00 1 Практическое закрепление материала, игра парно

30 16:00 1 Игра «Белый отряд- черный отряд»

декабрь 07 16:00 1 Занятие «Игра с не полным комплектом шашек», «Как начинать партию?», показ способов игры

14 16:00 1 Упражнение «Победи врага»

21 16:00 1 Занятие «Превращение в дамки»

28 16:00 1 Практическое закрепление материала, игра с педагогом

январь 11 16:00 1 Занятие «Играем с полным комплектом шашек»

18 16:00 1 Игра «Кто первый выиграет»

25 16:00 1 Практическое закрепление материала, игра парно

февраль 01 16:00 1 Практическое закрепление материала, игра парно Мероприятие «Шашечный дебют»

08 16:00 1 Игра «Первый в дамки»

15 16:00 1 Практическое закрепление материала, игра парно

22 16:00 1 Игра «Дойди до цели»

март 01 16:00 1 Игра «Победи врага»

09 16:00 1 Игра «Соревнование между парами»

15 16:00 1 Игра «Мы первые»

22 16:00 1 Викторина «Шашечное королевство»

29 16:00 1 Игра «Взятие шашек»

апрель 05 16:00 1 Игра «Веселый бой»

12 16:00 1 Отработка практических навыков игры, упражнение «Кто первый»

19 16:00 1 Отработка практических навыков игры, упражнение «Что изменилось?»

26 16:00 1 Отработка практических навыков игры, упражнение «Зеркало»

май 04 16:00 1 Отработка практических навыков игры, упражнение «Победи врага» Развлечение «Путешествие в сказочное королевство»

11 16:00 1 Отработка практических навыков игры, упражнение «У кого больше дамок»

17 16:00 1 Соревнования по шашкам между детьми

24 16:00 1 Праздник «В шашечном королевстве»

Содержание программного материала

1. «Знакомство с шашечной доской, знакомство с шашками».

Познакомить с понятием шашка, жителями шашечной страны. Просмотр видеофильма «Про поросенка, который умел играть в шашки».

- игра «Шашечная доска»

- упражнение «Заштрихуем клетки шашечной доски»

2. «Расстановка шашек на доске»

Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка шашек.

Дать представление, что поле и шашки бывают черными и белыми. Игровая поверхность состоит только из тёмных клеток. Объяснить, что фишка ходит на одну клетку по диагонали вперёд.

- упражнение «Расставь правильно шашки»;

- упражнение «Дойди до конца поля»;

- упражнение «Шаг за шагом»;

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Королевство шашек».

3. «Знакомство с движениями шашек по полю»

Познакомить с понятием: Ходы шашек. Познакомить с тем, как рубить соперника.

Художественно - продуктивная деятельность: «Королевство шашек». Выставка детских работ. Чтение художественной литературы «Русские шашки – зайкины шашки». Познакомить детей с тем, что у каждого поля на доске есть свой адрес-свое название. Поля обозначены цифрами и буквами. Сначала говорится название вертикали, потом номер горизонтали, т. е. сначала буква, потом цифра.

- Игра: «Самый меткий стрелок»;

- игра «Шагаем по диагонали»;

- игра «Шашкой бьем вперед»;

- игра «Волшебные ниточки».

4. «Игра с ограниченным количеством шашек»

Введение терминов: Ход, взятие, простые шашки и дамки. Знакомство с правилами игры: начинают игру белые. Соперники по очереди делают ходы, передвигая ту или иную шашку по диагонали на незанятое темное поле. По ходу игры можно побить, или взять (т. е. снять с доски) оказавшуюся по соседству фишку соперника, «перепрыгивая» на свободное поле прямо за ней (возможны ситуации, когда один из игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая через них).

Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками, выставленными в один ряд. Дидактические игры для закрепления шашечных ходов. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

- упражнение «Шашечные дороги»;

-игра «Белый отряд- черный отряд»;

- упражнение «Победи врага»;

- упражнение «Превращение в дамки»;

-упражнение «Как ходит дамка».

5. «Игра с полным комплектом шашек»

Познакомить с правилами: шашка (простая) ходит по диагонали только вперед на одно поле, если оно не занято другой шашкой. Ходить назад шашкой запрещено. Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов шашками в полном комплекте.

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры на закрепление материала с полным комплектом шашек. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о ходах дамкой. Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры (например, в русских шашках) дает ей преимущества перед обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. (В зависимости от наличия/отсутствия подобного преимущества у дамок некоторые классификации подразделяют все шашечные игры на две большие группы : соответственно, «длинные» и «короткие» шашки). Игрок может провести в дамки неограниченное число шашек.

- упражнение «Танковые сражения»;

- игра «Кто первый выиграет»;

- упражнение «Дойди до цели»;

- игра «Победи врага»;

- игра «Соревнования межу парами»;

- игра «Мы первые»;

- викторина «Шашечное королевство»;

- игра «Взятие шашек»;

- игра «Веселый бой»;

- упражнение «Что изменилось?»;

- упражнение «Зеркало»;

- упражнение «Победи врага»;

- упражнение «У кого больше дамок».

Методические материалы:

1. методика проведения занятия: наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация, предполагается широкое использование сказок, соревнований, игр, занимательных задач. Чтобы совершенствовать практические навыки нужно постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки. Структура занятия: вводная часть (мотивация, основная (овладение новым материалом, новыми практическими навыками, заключительная (рефлексия). (приложение 1);

2. правила игры в шашки :

- все ходы в игре осуществляются только на темном фоне, на ровно расположенной доске;

-преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам;

-фигура делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку;

-если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей;

-ходы между соперниками чередуются;

-если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход вперед;

-за один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек;

- если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку;

-дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад;

-съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура;

- выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.

3. конспекты итоговых занятий (приложение 2)

4. дидактические игры (приложение 3);

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

- методика диагностики обучающихся: Проведение диагностики развития дошкольника необходимо для: выявления начального уровня развития умственных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы; проектирования индивидуальной работы; оценки эффекта педагогического воздействия.

В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные для данного возраста. Наблюдение за детьми в процессе игры в шашки в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Виды дидактических материалов: для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала могут быть использованы следующие наглядные пособия следующих видов:

- объемный (напольные шашки);

- схематический или символический (таблицы, схемы, рисунки, плакаты);

- картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы);

- звуковой (аудиозаписи);

- смешанный (видеозаписи, учебные кинофильмы);

- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания, практические задания, упражнения);

- обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, DVD, флешки);

- учебники, учебные пособия, журналы, книги;

- тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебным планом (по каждой теме, возрастными и психологическими особенностями обучающихся, уровнем их развития и способностями.

Оценочные материалы

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностические задания:

1. Расстановка шашек в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры. Упражнение «Расставь шашки».

2. Упражнение «Начни игру»;

3. Наблюдение за тем, как ребенок делает ходы. Игра «Белый отряд-черный отряд»;

4. Игра «Победи врага»;

6. Игра «Превращение в дамки»;

8. Игра «Доведи партию до конца».

Критерии оценки результатов:

3 балла (Средний 11-12 баллов) – сформирован, ребенок самостоятельно и правильно справился с заданиями.

2 балла (Средний 10 - 8 баллов)– на стадии формирования, ребенок самостоятельно выполняет 2-3 задания, а для выполнения остальных 1-2 заданий требуется помощь педагога.

1 балл (Средний 7-0 баллов) – не сформирован, выполняет задания только вместе с педагогом.

Диагностическая карта сформированности умения играть в шашки

№ п/п Ф. И. ребёнка Показатели

Итого

Знает начальное положение фигур на доске, их расстановку

(Н/К) Знает, как двигаются фигуры по полю

(Н/К) Производит бой шашек соперника

(Н/К) Знает как пройти в дамки и о ее особенностях боя

(Н/К)

(Н/К)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

№ п/п Стадии формирования Показатели

Итого

Знает начальное положение фигур на доске, их расстановку Знает, как двигаются фигуры по полю

Производит бой шашек соперника Знает как пройти в дамки и о ее особенностях боя

н к н к н к н к н к

1 Сформирован

2 На стадии формирования

3 Не сформирован

Перечень информационного и материально-технического обеспечения программы :

Помещение Обеспечение программы

Игровая комната - столы

-стулья

- шашки

-напольные шашки

-видео-материалы с наглядными способами игр

-компьютер, принтер, телевизор;

-клей краски, карандаши, цветная бумага

Музыкальный зал - Музыкальный центр

- костюмы героев сказок

Список литературы

1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)

2. Шашки для детей/ В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010. – 137 с.

3. Романчук О. А., «Юному шашисту», - М. :Просвещение, 2009.

4. Пичугина И. О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/ Д: «Феникс», 2004, 84 с.

5. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 160 с.

6. Тимофеев А. А. Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.

8. Пожарский В. А. Шахматный учебник. – М., 1996.

9. Игра дошкольника / Абрамян Л. А., Антонова Т. В., Артемова Л. В., - М. :Просвещение, 1989.

10. Егоров А. П., «Как научить играть в шашки, - М. : Чистые пруды, 2005.

11. Барский Ю. П., Герцензон Б. П. Приключения на шашечной доске. – Л. : Ленинздат, 1969. – 128 с.

12. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров’ я, 1985. – 88 с.

13. Волчек А. А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

14. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб. : Литера, 1992. – 250 с.

15. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

16. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М. : Физкультура и спорт, 1982.

17. Литвинович В. С., Негра Н. Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

18. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. – М. : Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

19. Сидлин А. М. Как научиться играть в шашки. – М. : Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

20. Internet ресурсы, сайты.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение «Веселые старты» в подготовительной группеФизкультурное развлечение «Веселые старты» в подготовительной группе Физкультурное развлечение «Веселые старты» в подготовительной группе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие у них интереса.

Физкультурный досуг «Веселые эстафеты» в подготовительной группеФизкультурный досуг «Веселые эстафеты» в подготовительной группе Физкультурный досуг в подготовительной группе «Веселые эстафеты» Цель: воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни, к физической.

Фото и видеоотчет спортивного развлечения «Мы веселые ребята» в подготовительной группеФото и видеоотчет спортивного развлечения «Мы веселые ребята» в подготовительной группе Здоровье- самая большая ценность каждого человека. В нашем детском саду, большое значение уделяем здоровью детей, воспитанию здорового образа.

Игровая программа ко Дню 8 Марта в подготовительной группе «Для милых мам и бабушек» (фотоотчёт)Игровая программа ко Дню 8 Марта в подготовительной группе «Для милых мам и бабушек» (фотоотчёт) В марте первого числа, начинается весна. Женский день 8 марта отмечает вся страна. Именно в этот день все женщины страны принимают поздравления,.

Игровая программа «Удивительное путешествие в школе Смешариков» в подготовительной группеИгровая программа «Удивительное путешествие в школе Смешариков» в подготовительной группе Цель: создание атмосферы праздника, радостного настроения; Задачи: Развивать творческую инициативу и эмоциональную отзывчивость; Стимулировать.

Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» ВидеоПрограмма студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Видео Программа студии музыкального развития детей «Веселые нотки» Уважаемые коллеги, я думаю, что всем родителям и нам, педагогам, хочется, чтобы.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Веселые шашки» в подготовительной группе
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 19:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД