Лучший педагог года

Программа внеурочной деятельности «Народные куклы»

Елена Шумилина
Программа внеурочной деятельности «Народные куклы»

Программа внеурочной деятельности

Муниципальное образовательное учреждение

города Электросталь

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Программа внеурочной

деятельности

«Народная Кукла»

Автор: учитель

1 квалификационной категории

Шумилина Елена Валерьевна

Пояснительная записка

Публикация «Программа внеурочной деятельности „Народные куклы“» размещена в разделах

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфи-ческому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное ми-роустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народ-ной куклы.

Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических про-цессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Занятие проводится один раз в неделю.

Цель курса – Развивать прикладное творчество младших школьников через познание русских народных традиций, носителем кото-рых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию ма-териалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Содержание программы.

Раздел I. Русская народная кукла.

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

Требования к знаниям и умениям:

- знать когда появились куклы;

- кто и для чего создаёт куклы;

- из чего делают традиционную народную куклу;

- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.

Раздел 1. Обереговые куклы.

Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обереговых кукол;

- развивать навык работы с тканью;

Раздел 2. Обрядовые куклы.

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обрядовых кукол;

- развивать навык работы с иглой;

- понимать логические связи между куклами и обычаями;

- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.

Раздел 3. Игровые куклы.

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.

Требования к знаниям и умениям:

- знать историю игровой куклы;

- уметь создавать художественный образ в народных традициях;

- уметь работать по замыслу.

Календарно – тематическое планирование.

№ Тема занятия Плановые

сроки про-хождения Скорректированные

сроки прохождения

1 Знакомство с обрядовыми и обереговыми тряпичными куклами в русской культуре. Игровая кукла : Зайчик на пальчик.

2 Игровая кукла : Столбушка.

3 Игровая кукла : Столбушка. Оформление куклы.

4 Обрядовая кукла : Кувадка (среднерусская)

5 Обрядовая кукла : Кувадка (тульская)

6 Обрядовая кукла : Кувадка (вятская)

7 Обереговая кукла : Бессонница.

8 Игровая кукла : Бабочка (1 вариант)

9 Игровая кукла : Бабочка (2 вариант)

10 Обрядовая кукла : Отдарок – за - подарок

11 Обереговая кукла : Ангел

12 Обереговая кукла : Ангел (на основе кувадки)

13 Обрядовая кукла : Птичка (пасхальная голубка)

14 Обрядовая кукла : Пеленашка (изготовление пояска).

15 Обрядовая кукла : Пеленашка (оформление куклы)

16 Обереговая кукла : Колокольчик

17 Обереговая кукла : Колокольчик (оформление куклы)

18 Игровая кукла : Покосница

19 Игровая кукла : Покосница (оформление куклы)

20 Обереговая кукла : Веснянка

21 Обереговая кукла : Веснянка (оформление работы)

22 Обереговая кукла : Веснянка уральская с косой

23 Обереговая кукла : Веснянка уральская с косой (оформление работы)

24 Обереговая кукла : Первоцвет (на основе авторской куклы Натальи Догаевой)

25 Обереговая кукла : Первоцвет (на основе авторской куклы Натальи Догаевой)

26 Обереговая кукла : Первоцвет (на основе авторской куклы Натальи Догаевой)

27 Игровая кукла : Малышок - голышок

28 Игровая кукла : Малышок - голышок (оформление работы)

29 Игровая кукла : Утешница (калужская кукла)

30 Игровая кукла : Барыня (тульская кукла)

31 Игровая кукла : Барыня (тульская кукла). Оформление работы

32 Игровая кукла : Узелковая

33 Кукольная выставка

Список литературы

1. Арапова-Пискарёва Н. А. О развитии программного обеспечения в среде дошкольного образования // Управление ДОУ. 2005. №5. С. 64-72.

2. Афанасьева С. Дебют. Программа по основам художественного ремесла. («Детский сад от А до Я» №6/2005).

3. Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. («Ребёнок в детском саду» №6/2006).

4. Жили-были… : Рус. обрядовая поэзия / Сост. Г. Г. Шаповалова, Л. С. Лаврентьева – СПб. : Русско-Балт. Информац. Центр БЛИЦ, 1998.

5. Лавриненко Н. Этнопедагогика. Её роль в развитии творческих способностей студентов. («Дошкольное воспитание» №12/2006).

6. Локальные традиции народной культуры в конце XX века: Материалы региональной научно-практической конференции (Курган, 14 декабря 2001 г.) /Мин-во образования РФ; КГУ. – Курган: Изд-во КГУ, 2002.

7. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М. : Про-свещение.

8. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

9. Микляева Н. Методика разработки авторской программы. («Детский сад от А до Я» №3/2006).

10. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа развития).

11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

12. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А. В. Копылова. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

13. Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2006 – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

14. Сто сказок Южного Зауралья: учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Кург. Гос. Ун-т; [Сост., науч. ст. и коммент. : В. П. Фёдорова; Е. В. Рычкова]. – Курган: Редакционно -изд-ий центр Кург. гос. ун-та, 2005.

15. Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М. : АРКТИ, 2006.

16. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника. («Дошкольное воспитание» №8/2006).

17. Программа кружка русской народной куклы «Василинка» Кадниковой Н. В.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Занимательная грамматика». Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению для 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №.

Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха»Конспект занятия для учащихся начальной школы в рамках внеурочной деятельности «Куклы Вербница и Пасха» Цели: – обучить конкретным трудовым навыкам работы с тканью и природным материалом при создании народной игрушки; - развивать творческое.

Программа по внеурочной деятельности во 2 классе «Азбука здоровья» Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» 2 класс Программа «Азбука здоровья» рассчитана на 2 часа.

Программа внеурочной деятельности по ПДД «Я — пешеход и пассажир» для 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №.

Программа внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью «Мозаика» I. Целевой раздел I.1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Мозаика» реализует духовно-нравственное направление в соответствии.

Программа внеурочной деятельности «Народные игры» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 компенсирующего вида города Галича Костромской области Муниципальное.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры».

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Весёлая грамматика» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса «Подвижные игры» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6–7 классах .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа внеурочной деятельности «Народные куклы»
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 13:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД