Ольга Кабаева
Программа «Волшебные лоскутки» по дополнительному образованию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по дополнительному образованию детей,Волшебные лоскутки,.
Пояснительная записка
В своих работах по аппликации я использую ткань. Ткань - прекрасный материал для детского творчества, она мягкая, приятная на ощупь, можно даже сказать тёплая. Фоном для аппликации могут быть шёлк, бархат, полотно, сукно, кожа, парусина, мешковина (предпочтительны пастельные тона). Фон должен быть более плотным, чем сама аппликация. Если нет подходящих по цвету кусочков ткани, их можно окрасить. Одновременно можно окрасить и нитки.
Публикация «Программа „Волшебные лоскутки“ по дополнительному образованию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Последовательность работы над аппликацией всегда постоянна.
На основу (она должна быть из плотной ткани, отутюженной и накрахмаленной) переносят рисунок. Для каждой детали аппликации делают свою выкройку (шаблон) из картона, и уже по ней из подготовленной ткани, тоже подкрахмаленной и отутюженной, вырезают детали. Эскиз делают в двух экземплярах. Один экземпляр разрезается и служит выкройками, другой сохраняется и служит для контроля за правильным расположением элементов аппликации. Далее -наклеивание и, наконец, высушивание. Наклеенную аппликацию кладут под груз. Клеящие составы, за исключением резинового клея, обладают свойством стягивания при высыхании. Поэтому груз накладывают сразу по окончании работы. Потом идет оформление работы.
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она включает в себя: перспективны план работы на учебный год; 10 конспектов занятий; 12 консультаций для педагогов и родителей.
Программа предполагает проведение занятий по дополнительному образованию 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 25- 30 минут.
В основе программы заложен цикл занятий по народному календарю, он даёт возможность приобщения детей к истокам русской культуры, знания обрядов и обычаев русских людей.
Занятия проводятся в кабинете изобразительной деятельности. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя и коллективный вид деятельности.
Цели и задачи
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи:
1. формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
2. совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с картоном, тканью, различными материалами;
3. формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
4. развивать мелкую моторику рук;
5. развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного
творчества взрослых и детей;
6. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии,
смелости в изложении собственных замыслов;
7. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
8. учить создавать коллективные работы.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
• работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
• договариваться о совместной работе, ее содержании;
• планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
• радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Требования к уровню содержания дисциплины
Формирование представлений:
1. познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, картона, ткани, других подручных средств как материала для художественного творчества;
2. познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
3. познакомятся с основными видами работ из аппликации.
Формирование навыков:
1. научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
2. научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
3. научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления поделок (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
4. овладеют основными техническими приемами макетирования.
Учащиеся должны:
Уметь: работать с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами (складывать, наносить разметку и т. п.).
Обладать базовыми компетенциями:
1. умением использовать приобретё нные знания и умения в практической деятельности:
2. для решения простейших задач;
3. для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами.
Информационно-технологическими:
1. умения (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
2. способности задавать и отвечать на вопросы.
Коммуникативными:
1. умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
2. уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Учебно-познавательными:
1. умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
2. умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;
3. умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
Перспективный план на учебный год
Октябрь
Тема: «Дары осени».
1 неделя - Работа над эскизами. Подбор иллюстраций по заданной теме.
2-3 неделя - Работа с шаблонами и трафаретами.
4 неделя - Перенос рисунка на шаблон.
Ноябрь
Тема: «Дары осени».
1 неделя - Перенос рисунка на шаблон.
2-3 неделя - Работа с тканью. Подбор цветовой гаммы.
4 неделя - Перенос рисунка на ткань. Составление, сборка композиции.
Декабрь
Тема: «Зимние забавы» - «Нарядная елка».
1 неделя - Работа над эскизами. Подбор иллюстраций на заданную тему.
2-3 неделя - Работа с шаблонами и трафаретами.
4 неделя - Перенос рисунка на шаблон.
Январь
Тема: «Зимние забавы» - «Зимний вечер».
1-2 неделя - Работа с тканью. Подбор цветового решения.
3 неделя – Перенос рисунка на ткань.
4 неделя - Составление композиции. Сборка готовой картины.
Февраль
Тема: «Широкая масленица» - «Красивый платок».
1-2 неделя – Работа над эскизами. Подбор цветового решения.
3 неделя - Работа с шаблонами и трафаретами.
4 неделя - Перенос рисунка на шаблон.
Март
Тема: «Широкая масленица» - «Волшебные цветы».
1-2 неделя – Работа с тканью. Подбор цветовой гаммы.
3 неделя - Перенос рисунка на ткань.
4 неделя – Составление композиции.
Апрель
Тема: «Прилёт птиц» - «Сказочная птица».
1-2 неделя – Работа над эскизами.
3 неделя – Работа шаблонами и трафаретами.
4 неделя - Перенос рисунка на шаблон.
Май
Тема: «Сказочная птица» - «Герои мультфильмов».
1-2 неделя - Работа над цветовой гаммой.
3 неделя – Перенос рисунка на ткань.
4 неделя – Составление композиции.