МААМ-картинки

Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению «Ступени роста»

Елена Ананьева
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению «Ступени роста»

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

3. Учебно – тематический план

4. Содержание программы.

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Пояснительная записка.

Программа «Ступени роста» реализует учебно - познавательно направление внеурочной деятельности. Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой - творческий, познавательный, игровой - способствует формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, обогащению коммуникативного опыта школьников. Данная программа помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Публикация «Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению „Ступени роста“» размещена в разделах

Цели и задачи программы :

Основной целью программы является создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих нравственных ценностей: воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.

Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы необходимо решить следующие задачи:

• Формировать потребности и мотивы нравственного поведения;

• Формировать представления о здоровом образе жизни;

Формировать патриотические чувства: любовь к Родине, чувства гордости за свой край;

• Обогатить эмоциональный мир детей.

• формировать внутреннюю потребность к самосовершенствованию;

• расширять культурный кругозор, развивать культуру этического мышления, способности самостоятельно принимать решения в ситуации нравственного выбора.

• формировать уважение к членам семьи;

• защищать социальный опыт личности.

Актуальность программы :

Воспитать личность, способную реализовать себя в разных областях жизни, сознающую ответственность за свою судьбу и судьбы других людей только с помощью жизненного подхода невозможно. Необходимо обратиться к компоненту предупредительного (профилактического) воспитания, это наиболее прямой путь к установлению личностного контакта между взрослым и подростком.

Программа «Ступени роста» базируется на связи поколений и раскрывает системный подход в формировании гражданской компетенции школьника, которая включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс своих прав и обязанностей в демократическом обществе. Процесс получения и усвоения информации охватывает три основных аспекта личности:

• когнитивный аспект – получение новой информации, ее структурирование, анализ; это познавательный (коммуникационный) уровень;

• эмоциональный аспект – переживание личностной значимости и оценивание новых знаний о себе и других, прочувствование своих успехов и неуспехов, своей самооценки; это уровень восприятия;

• поведенческий аспект – приобретение и расширение умений и навыков, в основном, через общение, углубление поведенческого потенциала через осознание неэффективности некоторых стандартных способов поведения; это уровень взаимодействия (интерактивный).

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 34 часа в год с учетом проведения занятий 1 раз в неделю.

Особенности реализации программы.

Основной формой работы являются внеурочные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).

По курсу «Ступени роста» предусмотрен большой объём упражнений, которые позволят учащимся добиться самостоятельности при отработке приемов и действий, а также воспитать навыки самоконтроля и самооценки. При составлении тематического планирования учитывается неоднородность состава учащихся в классе и осуществляется дифференцированный подход с учетом развития психических функций, особенностей и возможностей детей о владения ими учебного материала, различными бытовыми и социальными навыками и возможность включения какую-либо целенаправленную деятельность. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику. Курс по «Ступени роста» опирается на межпредметные связи (чтение, русский язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное искусство). В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и навыков предусмотрены предметно-практические уроки, игры- драматизации. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.

Для формирования интереса к деятельности используются различные формы занятия:

- занятие – практика,

- занятие – праздник,

- интегрированное занятие,

- занятие – конкурс,

- выставка рисунков,

- дебаты,

- дискуссии.

Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.

Итоги разделов имеют выход в виде выставки рисунков обучающихся, которая является наиболее зрелищным и плодотворным фактором при оценке достижения результатов реализации программы. Сравнивая свои работы с другими у обучающихся формируется умение видеть преимущества и ошибки, вырабатывается навык анализа для дальнейшей реализации в деятельности.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Ступени роста» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Регулятивные УД:

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные УД:

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные УД:

Ученик научиться:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Оценка планируемых результатов освоения программы

В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения ими некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:

o по оценке творческой продукции ребенка;

o по повышению уровня общей культуры;

o по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся;

o по отношению в коллективе.

Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:

Первый уровень результатов Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, безопасность, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

3. Учебно – тематический план

№ п. п. Раздел, тема Количество часов

Всего Теория Практика

1 год

1. • Познаем себя 9 6 3

2. • Моя семья 8 5 3

3 • Толерантность. Счастье общения 6 4 2

4 • Я - гражданин 11 7 4

Итого: 34 22 12

4. Содержание программы учебного курса.

Программа состоит из четырех разделов:

• Познаем себя;

• Моя семья;

• Толерантность. Счастье общения;

• Я – гражданин.

Такое построение обусловлено следующим: учитываются возрастные и психологические особенности учащихся; создаются условия, способствующие воспитанию учащихся как социально-активных граждан, способных к адаптации и самореализации в современных жизненных условиях, создаются условия, способствующие расширению пространства от личного «Я» к «Я и общество».

Первая ступень «Познаем себя»

Не стремись победить других,

все победы начинаются

с победы над самим собой.

Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, для формирования у детей уверенности в своей значимости, потребности к самообразованию, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

Задачи:

• формировать уверенность к себе, самодисциплину, понимание личной ответственности за исполнение прав и обязанностей;

• развивать навыки здорового образа жизни;

воспитывать

Прогнозируемый результат :

• стремление к самопознанию, самовоспитанию;

• умение заботиться о своем здоровье;

• высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.

Вторая ступень «Моя семья»

Без корня и полынь не растет

Основным содержанием деятельности по данному направлению является создание условий, способствующих возрождению семейных традиций, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов.

Задачи:

• формировать уважение к членам семьи;

• развивать познавательную активность;

воспитывать позитивное отношение к семье как к одной из важнейших жизненных ценностей;

Прогнозируемый результат :

• убежденность в приоритетах семейных ценностей;

• умение заботиться о близких и родных;

• способность сопереживать, умение понять и простить.

Третья ступень «Толерантность. Счастье общения»

Испытание на мужество

человек проходит в одиночестве,

толерантность проявляется среди людей

Основным содержанием деятельности по этому направлению является создание условий для воспитания личности неконфликтной, терпимой к недостаткам других, умеющей общаться в коллективе.

Задачи:

• формировать альтруистическое и толерантное отношение к людям;

• развивать культуру общения;

воспитывать гуманное отношение к окружающим, способность к состраданию, сопереживанию.

Прогнозируемый результат :

• позитивное отношение к окружающим;

• осознание роли личности в развитии общества;

• осознание ответственности за свои мысли и поступки.

Четвертая ступень «Я - гражданин»

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Основным содержанием деятельности по данному направлению является формирование системы духовных ценностей : доброту, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.

Задачи:

• создать условия для формирования у школьников чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;

• развивать социальную активность учащихся;

воспитывать в детях стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда.

Прогнозируемый результат :

• развитое умение общаться;

• способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;

• способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее.

4.1. Календарно – тематическое планирование

№ п. п Тема занятия Кол. час. Форма Деятельность учащихся Коррекционная работа Ожидаемый результат

1 Тренинги общения 5 тренинг • познакомиться с понятием “общение”, с представлениями о способах общения,

• формирование навыков, невербальной коммуникации и координации совместных действий, Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями.

1 уровень – овладение правил и приемов ведения беседы и дискуссии

2 Пять минут наедине с собой 2 беседа восприятие внешних впечатлений, их осмысление, анализ, внутренняя работа

Коррекция зрительного анализатора через схемы – рисунки. 1 уровень – привитие учащимся навыков самостоятельной работы

3 Настоящий ли я друг? 2 дискуссия формирование умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу Коррекция эмоционально – волевой сферы через беседу, убеждение. 1 уровень – умение дружить, беречь дружбу

4 Род, семья, я.

Составление цветовой таблицы-характеристики своей семьи 2 практикум формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина. Развитие у учащихся исследовательских навыков. Создание и систематизация учащимися их семейного архива

Повышение уровня познавательной активности. 1 уровень – определение актуальности проектной и исследовательской деятельности в создании семейных родословных.

5 Моя родословная 3 урок знание своей родословной Коррекция мыслительных операций, последовательность, логичность 2 уровень – приобретение опыта по предупреждению опасных ситуаций

6 Семейные истории 3 беседа умение заботиться о близких и родных;

способность сопереживать, умение понять и простить 1 уровень- формирование уважения к членам семьи

7 Исследование уровня толерантности 1 тестирование понимание своей личности как части общества, уважение к сверстникам, старшим, терпимость к людям другой национальности

Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) 1 уровень – приобретение опыта к гуманному отношению к окружающим, способности к состраданию, сопереживанию

8 Путешествие на воздушном шаре 2 дискуссия знать страну, в которой они живут, уважать и почитать защитников Отечества, Повышение уровня познавательной активности. 1 уровень – Воспитывание у школьников чувства патриотизма, гордости за Отечество, за его славную историю

9 Способы общения 2 беседа Знать понятия «Беседа», «Общение». Уметь объяснить эти понятия. Уметь общаться в разных ситуациях. Уметь противостоять отрицательным воздействиям среды. Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) 2 уровень – приобретение опыта общения в разных ситуациях

10 Я в мире людей, или живи в согласии с другими 1 классный час Доброжелательно относиться друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета. Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь. 1уровень-углубление представлений о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия.

11ч.

11 Я и мой город 4 показ видеофильма Развитие творческих способностей учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности в процессе изучения родного края. Повышение уровня познавательной активности 2 уровень – формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры

12 Человек – это звучит гордо 3 дискуссия уметь общаться, способность обоснованно принимать решения, делать правильный выбор в жизненных ситуациях;

способность размышлять о самом себе, прогнозировать свое будущее Коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения операций. 3 уровень – приобретение опыта по прогнозированию своего будущего

13 Соблазнов в мире много – жизнь одна. 2 Классный час формирование системы духовных ценностей : доброта, открытость, сострадание, милосердие, благородство; развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся.

Коррекция памяти, внимания через многократное повторение, беседу 2 уровень – приобретение опыта по оказанию помощи нуждающимся.

14 Отечества достойные сыны? (Обсуждение фильма «Мы из будущего») 2 практика Знать о мужестве и героизме защитников Родины, уважать подвиг русских солдат, к истории; быть патриотами и любить Родину. Повышение уровня познавательной активности 2 уровень – формирование патриотизма и любви к Родине

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического оснащения программы

1. Пояснительная записка к программе

2. Методические разработки занятий.

3. Учебные презентации по некоторым темам.

4. Раздаточный материал:

задания для индивидуальной, парной и групповой работы.

Материально-техническое оснащение программы

Средства обучения:

1. Комьпьютер

2. Проекционная система.

3. Интернет-ресурсы.

Прогнозируемый результат

После прохождения данной программы учащийся должен знать:

• особенности конфликта и пути выхода из него;

• значение самовоспитания и самосовершенствования;

• основные правила морали и этикета; основные правила диалога.

Должен уметь:

• применять на практике правила поведения;

• знать, называть и выполнять основные нравственные обязанности, требования человека к себе, окружающим людям, к семье и обществу.

Список литературы

1. Касаткина Н. А. Уроки знаний. Классные часы/ Волгоград, 2001. – 157с.

2. Кумицкая Т. М. Юности честное зерцало. Программа по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий. /М. : 5 за знания, 2005.-186с.

3. Справочник классного руководителя. / №4, 2008

4. Сгибнева Е. П. Классные часы в 10-11-х классах. / Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.-312с.

Публикации по теме:

Организация кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,.

«Система работы по духовно — нравственному воспитанию дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только.

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста Доклад Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы Доу) Воспитание.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Доклад Опыт работы по духовно – нравственному воспитанию в МКДОУ «ЦРР - детский сад №7» (Слайд 2) «Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой?.

Опыт работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема патриотического и духовно нравственного воспитания – ныне актуальная тема для нашей страны, для русских людей и особенно нас –педагогов.

Перспективный план работы кружка по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы «Ладушки» Сентябрь 1 неделя. Тема. «Во саду ли, в огороде». Содержание. 1. Дидактическая игра «Что растёт в саду и в огороде». 2. Загадывание загадок.

План воспитательной образовательной работы работы с детьми. Логопедическая подготовительная группа (март-2 неделя) Тема надели: «Перелетные птицы«, 10 марта,. Вторник. [/i]УтроI Совместная деятельность 1. Утренняя гимнастика. Комплекс №6 2. Беседа: «Что.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в контексте ФГОС до Принят педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2015 г. Утвержден приказом от 31.08.2015 г. № ___ заведующего МДОУ ДСКВ №29 г. Ейска.

Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ Вот уже много лет я работаю в детском саду и пришла к выводу, что современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают.

Ступени роста педагога дошкольного образования Так как я увлекаюсь фольклором, то решила представить в виде небольшого опуса собирательный образ педагога-дошкольника. Ступени роста педагога.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа воспитательной работы по духовно-нравственному направлению «Ступени роста»
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 00:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД