Приложение МААМ

Программа кружка «Юные экологи» для детей 4–5 лет

Эльвира Музяева
Программа кружка «Юные экологи» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ Детский сад «Снежинка»

Программа кружка

«Юные экологи»

Возраст - 4-5 лет.

Срок реализации – 1 год.

Воспитатель

I квалификационной категории

Музяева Эльвира Равилевна

Тюльган 2012 год.

Пояснительная записка.

Публикация «Программа кружка „Юные экологи“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоение природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. На протяжении многих лет наш детский сад «Снежинка» п. Тюльган работает по проблеме оздоровления и обеспечения экологической безопасности детей. Коллектив МБДОУ стремится к созданию нового культурного образа дошкольного учреждения, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Поселок Тюльган живописное место, вокруг леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Исходя, из всего этого наш детский сад взял в качестве дополнительного образования «Экологический кружок» «Юные Экологи». Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.

Цель и задачи программы

Цель дополнительного образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины п. Тюльган.

2. Воспитывать экологическую грамотность дошкольника.

3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.

4. Формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:

*познавательно-исследовательскую;

*чтение художественной литературы;

*коммуникативную;

*экспериментальную;

*продуктивную;

*трудовую;

*игровую;

5. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ состоит в том, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.

В реализации данной образовательной программы задействованы дети 4-5 лет. Программа рассчитана на один год обучения детей дошкольного возраста.

Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, экскурсии, целевые прогулки и развлечения.

Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ «Экологического кружка» ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям. Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям СанПину и программе «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.

Критерии результативности обучения:

* Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир Тюльганского края;

*Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;

*Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;

*Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :

*тесты-задания;

*диагностика;

*анкетирование родителей;

*опрос;

Тематическое планирование по сезонам

*Осень - 12 интегрированных образовательных деятельностей

*Зима – 12 интегрированных образовательных деятельностей

*Весна - 12 интегрированных образовательных деятельностей

Время проведения НОД:

пятница: 9ч 45мин – 10ч 05мин.

Тематическое планирование в средней группе

(Кружок «Юные экологи») Месяц

Тема Интеграция

образовательных областей Формы работы

Сентябрь

80 мин 1. Тюльганский край – наша малая Родина. «Коммуникация»

«Познание» 1. Рассматривание иллюстраций о нашем крае.

2. Просмотр видеоролика.

2. «Овощи и фрукты» «Коммуникация»

«Социализация»

«Здоровье»

«Познание» 1. Рассматривание иллюстраций с их изображением.

2. Разгадывание загадок.

2. Игра «Угадай на вкус».

3. «Что растет в нашем лесу?» «Коммуникация»

«Социализация»

«Чтение художественной литературы»

«Познание» 1. Рассказ Лесовичка о лесе.

2. Рассказы детей о своих приключениях в лесу.

3. Эксперимент «Здравствуй, ветер!»

4. «Экскурсия в осенний парк» «Социализация»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Познание» 1. Рассказ о росте растений. 2. Дидактическая игра «Найди, что опишу».

Октябрь

80 мин

1. «Вот она какая, осень золотая!» «Социализация»

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы» 1. Чтение пословиц, поговорок и примет.

2. Игра «Найди такой же листочек».

3. Эксперимент «Легкий - тяжелый»

2. «Домашние животные – друзья человека». «Социализация»

«Коммуникация»

«Познание» 1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных.

3. Игра «Кого не стало».

3. «Кто живет в лесах нашего края?» «Коммуникация»

«Здоровье»

«Познание» 1. Рассказ медвежонка о наших лесных соседях.

2. Упражнение «Изобрази дикое животное».

3. Дидактическая игра

«Что за зверь?»

4. Развлечение «Волшебница-осень!»

Ноябрь

80 мин 1. «Грибное царство нашего края». «Коммуникация»

«Социализация»

«Безопасность»

«Познание» 1. Разгадывание загадок о грибах.

2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб».

2. Игра «Собери грибы»

2. «Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят….» «Труд»

«Коммуникация»

»Социализация»

«Безопасность»

«Познание» 1. Наблюдение за аквариумными рыбками.

2. Кормление рыбок.

3. Игры с водой «Рыбаки».

3. «Домашние любимцы» «Коммуникация»

«Социализация»

«Познание» 1. Беседа «У меня дома живет…»(рассказы детей об их любимцах).

2. Игра «Хорошо-плохо».

4. «На птичьем дворе». «Коммуникация»

«Социализация»

«Познание» 1. Всреча с курочкой Рябой.

2. Игра «Кто как говорит?»

3. Загадки.

Декабрь

80 мин 1. «А снег идет.» «Социализация»

«Безопасность»

«Познание»

«Коммуникация» 1. Наблюдение «Снег, какой он?»

2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло».

3. Игра «Собери фигурки».

2. «Воздух» «Социализация»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Познание» 1. Эксперимент «Что в пакете?»

2. Игры с воздушными шариками и соломинкой.

3. «Путешествие по временам года». «Коммуникация»

«Социализация»

«Познание» 1. Путешествие по временам года.

2. Дидактическая игра «Какое время года?»

4. «Водичка-водичка». «Коммуникация»

«Социализация»

«Познание»

«Безопасность» 1. Беседа «Что было

бы, если не было воды? 2. Эксперименты по определению свойств воды.

Январь

80 мин 1. «Елочка-красавица всем ребятам нравиться». «Чтение художественной литературы»

«Познание»

«Социализация» 1. Сравнение живой и искусственной елей.

2. Игры с шишками.

3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка».

2. «Зимушка-зима». «Коммуникация»

«Безопасность»

«Познание»

1. Беседа «Что нам нравится зимой».\

2. Эксперименты с водой.

3. «Лесные жители в зимнем лесу» «Коммуникация»

«Социализация»

«Безопасность»

«Познание» 1. Беседа о зимних изменениях в природе.

2. Игра «Угадай по описанию».

3. Эксперимент «Лед- твердая вода.

4. Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла».

Февраль

80 мин 1. «Крылатые соседи» «Чтение художественной

литературы»

«Социализация»

«Музыка»

«Коммуникация»

«Познание»

«Физическая культура» 1. Дидактическая игра

«Опиши птичку»

2. Игра «Собери из

частей»

3. Подвижная игра

«Снегири»

2. «Знакомство с лягушкой» «Социализация»

«Здоровье»

«Познание»

«Труд» 1. Рассказ о лягушке.

2. Игра «Посели лягушку».

3. Эксперимент «Вода нужна всем».

3 «Посадка лука» «Труд»

«Безопасность»

«Социализация»

«Познание» 1. Беседа о временах года, о посадке лука.

2. Посадка лука.

3. Игра «Сложи картинку».

4. «Зимние явления в неживой природе» «Коммуникация»

«Безопасность»

«Здоровье»

«Познание» 1. Встреча со снеговиком.

2. Беседа о свойствах снега.

3. Эксперименты со снегом.

Март

80 мин 1. «Комнатные растения». «Труд»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Познание» 1. Беседа о строении растения.

2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением-другом).

2. «Домашние любимцы». «Безопасность»

«»Коммуникация»

«Познание» 1. Наблюдение за черепахой.

2. Знакомство со строением черепахи.

3. Эксперимент «Какой бывает вода»

3. «Весна идет!» «Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Познание» 1. Разгадывание загадок о весне.

2. Чтение стихотворений о весне.

3. Эксперимент «Таяние снега».

4. «Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями». «Коммуникация»

«Социализация»

«Труд»

«Познание» 1. Встреча с Веснянкой.

2. Беседа об уходе за комнатными растениями.

3. Игра «Живые картинки».

Апрель

80 мин 1. «Весенние секреты» «Социализация»

«Здоровье»

«Коммуникация»

«Познание» 1. Путешествие в весенний лес.

2. Игра «Назови детеныша».

Игра «Отгадай».

2. «Водоемы родного края» «Коммуникация»

«Социализация»

«Познание» 1. Рассматривание иллюстраций.

2. Беседа о водоемах.

3. Игра «Кто это потерял».

3. «Рыбы наших водоемов». «Познание»

«Социализация»

«Коммуникация» 1. Беседа о рыбах.

2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы».

3. Игра «Рыбная ловля»

4. Развлечение «Весна-красна».

Май

80 мин 1. «Камни» «Познание»

«Безопасность»

«Коммуникация» 1. Рассматривание камней на прогулке.

2. Эксперименты с камнями.

2. «Песок» «Познание»

«Безопасность»

«Коммуникация»

«Социализация» 1. Рассматривание песка.

2. Дидактическая игра «Чудесные фигурки».

3. Эксперименты с песком.

3. «Растения на территории детского сада» «Познание»

«Чтение художественной литературы»

«Безопасность»

«Социализация» 1. Наблядение за растениями.

2. Дидактическая игра «Угадай растение».

3. Чтение стихотворений.

4. «Друзья мухи-Цокотухи». «Познание»

«Коммуникация»

«Социализация»

«Безопасность»

1. Наблюдение за насекомыми на прогулке.

2. Беседа о том, что нельзя обижать маленьких соседей.

3. Дидактическая игра «Летает – не летает».

Методическое обеспечение программы

дополнительного образования «Юные экологи»

На занятиях в кружке дети получают дополнительные знания по экологии, у них формируется осознанное отношение к природе родного Тюльганского края, закрепляется желание продолжить кружковую работу, обучаясь в школе.

Здесь происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников.

Целесообразно использование методов:

*создание проблемных ситуаций;

*воспитание сопереживания ко всему живому на Земле;

*индивидуальный подход;

*исследовательская деятельность;

*различные виды занятий;

*создание развивающей среды;

* привлечение родителей к работе над данной проблемой;

Литература

1. Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Москва: «Мозаика- Синтез», 2010год.

2. В. А. Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М. : ТЦ «Сфера»

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. Издательство «Учитель», Воронеж, 2002.

4. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко – Волгоград : Учитель, 2011 го.

5. В. Н. Чернякова Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.

6. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.

7. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников М. : ВАКО, 2005год.

Публикации по теме:

Презентация «Экологическое воспитание посредством активного исследования и вовлечения детей в практическую деятельность» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться опытом как в нашей группе мы решаем одну из годовых задач дошкольного учреждения «Формирование.

Проект «Юные экологи» Проект "Юные экологи" в подготовительной группе МДОУ «Детский сад комбинированного вида№75" Проблема: • Выпустить газету, посвященную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Юные экологи» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 13 сентября 2013 в 00:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Юные экологи» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Музяева (УИ 66483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД