алена нещерет
Программа «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы :
осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.
Предлагаемый курс предназначен для обучения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основной формой обучения являются групповые занятия продолжительностью 35 минут. Учебная нагрузка составляет 68 часов, 2 раза в неделю. Наполняемость группы 7-9 человек. Занятия проводятся в группе, на участке.
Тематическое планирование
Публикация «Программа „Юный исследователь“» размещена в разделах
Программа состоит из 8 блоков.
В первом блоке «Лаборатория неживой природы» дети знакомятся с различными объектами неживой природы, встречающимися, прежде всего, в ближайшем окружении. Оборудование: совочки, ведерки, формочки, лейки, воронки, инвентарь для экспериментов.
Во втором блоке «Защитники природы» дети знакомятся с природоохранной деятельностью государства, природоохранными организациями РФ, с теми методами охраны природы, которые они могут осуществить самостоятельно.
Третий блок «Мастерская природы» служит развитию у детей творческих способностей. Знакомит ребят с художниками-пейзажистами. Приобщает ребят к видению прекрасного вокруг себя.
В четвертом блоке «Метеобюро: народные приметы» ребята учатся предсказыванию погоды, даже не слушая радио и телевидение. Дети знакомятся с растениями-синоптиками, учатся пользоваться термометрами.
Пятый блок Метеоплощадка «Юный гидролог» состоит из наблюдений и предсказаний погоды с использованием настоящих приборов. Дети знакомятся с компасом, барометром, анемометром. Узнают о необходимости знаний погоды. Оборудование: компас, барометр, анемометр.
Шестой блок «Растения - фитотерапевты» знакомит детей с лекарственными растениями, их назначением, способами их сбора и хранения.
В седьмом блоке «Маленькие огородники» дети знакомятся с героями «Театра овощей», которые рассказывают о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.
В восьмом блоке «Цветочное наслаждение» дети учатся составлению фитокомпозиций из природного материала, составлению описания и презентации садовых и луговых растений.
Реализация программы предполагает интегрированный подход в воспитании. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.
Материал скомпонован по блокам, каждый из которых имеет своё целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с особенностями контингента детей, личными интересами.
№ Название блока Кол-во часов
1 Лаборатория неживой природы 16
2 Защитники природы 11
3 Мастерская природы 10
4 Метеобюро: народные приметы 5
5 Метеоплощадка «Юный гидролог» 7
6 Растения - фитотерапевты 8
7 Маленькие огородники 7
8 Цветочное наслаждение 4
Всего 68
Ожидаемые результаты
К концу изучения программы дети должны :
№ Блоки Знать Уметь
I. «Лаборатория неживой природы» свойства воды: вес, прозрачность, состояние, нет запаха, в воде растворяются некоторые вещества;
свойства воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;
свойства сухого песка – сыпучесть, влажный песок можно формировать;
свойства глины (размокает, мнется, бьется);
значение света, источники света. определять на ощупь температуру воды, жидких веществ и твердых предметов;
определять качества глины: мягкость, пластичность
II. «Защитники природы» обитателей экологической тропы центра;
деятельность государ-ственных и общественных природоохранных организаций;
пословицы, поговорки, загадки по экологии выполнять работу по благоустройству территории центра;
изображать способы передвижения разных животных;
узнавать изобра-жение и голоса птиц;
ухаживать за комнатными растениями
III «Мастерская природы» фамилии художников рассматриваемых репродукций картин;
о разнообразии камней;
сказку Г. Бажова «Хозяйка медной горы»;
особенности березы изготавливать поделки из бросового и природного материала;
рисовать природу участка;
рисовать песком;
выполнять в технике мозаики из мелкого камня портрет любимого растения;
передавать в рисунке характерные особенности изображения березы
IV «Метеобюро: народные приметы» приметы о предсказаниях погодных явлений;
растения-барометры;
профессию гидро-метеоролог изготавливать соб-ственные книжки-малышки
V «Метеоплощадка «Юный гидролог» о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от солнца;
о четырех частях света;
виды термометров;
прибор для определения скорости ветра – анемометр;
прибор для измерения атмосферного давления – барометр. работать с компасом;
измерять темпера-туры воздуха, воды;
определять, прогнозировать погоду.
VI «Растения - фитотерапевты» растение мать-и-мачеха, его внешний вид, свойства;
растение мята, отвар мяты, ее лечебные свойства;
растение подорожник, его внешний вид, свойства;
растение календула, ее внешний вид, свойства;
растение девясил, его внешний вид, свойства. зарисовывать расте-ния;
собирать и хранить листья, корни и цветки лекарственных растений;
изготавливать букле-ты.
VII «Маленькие огородники» Как появляются ростки и корни растений;
значение земляного червяка для жизни растений;
как выращивать огурцы;
правилами ухода за помидором, перцем ухаживать за помидором, перцем, огурцом
VIII «Цветочное наслаждение» о комнатных растениях, условиях их жизни;
о благоустройстве водоема;
о влаголюбивых цветочных культурах и почвопокровных растениях. составлять фито-композици из природного материала;
подготавливать и проводить презентацию мини-проектов.
Оценка результатов
Методы диагностики:
Дидактическая игра «Маленькие помощники»
Дидактическая игра «Что растет в огороде?»
Викторина «Природа - наш друг»
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»
Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»
Уровни подготовки детей к обучению основам экологии и природопользования
• Высокий уровень
Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе.
Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.
Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому объекту, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно его выполняют, замечая экологические проблемы в детском саду и на его территории, пытаются их решить, привлечь внимание старших.
Умеют самостоятельно найти источник информации по той или иной проблеме. Испытывают удовольствие от помощи живому существу. Сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы.
Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценностного мира природы, стремление к совершению добрых поступков.
• Средний уровень
Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности.
Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.
У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (движение, питание).
Представление о нормах отношения к животным и растениям становится более дифференцированным. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомым живым объектом.
Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения практической пользой и красотой.
У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.
• Уровень ниже среднего
Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять с объектами небрежность, даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других.
Характерно неприязненное отношение к внешне непривлекательным живым существам.
Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Представление о природных объектах и их свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения.
Имеют представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что «так надо».
Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.