МААМ-картинки

Программа «Юный исследователь»

алена нещерет
Программа «Юный исследователь»

Цель программы :

осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры.

Предлагаемый курс предназначен для обучения детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Основной формой обучения являются групповые занятия продолжительностью 35 минут. Учебная нагрузка составляет 68 часов, 2 раза в неделю. Наполняемость группы 7-9 человек. Занятия проводятся в группе, на участке.

Тематическое планирование

Публикация «Программа „Юный исследователь“» размещена в разделах

Программа состоит из 8 блоков.

В первом блоке «Лаборатория неживой природы» дети знакомятся с различными объектами неживой природы, встречающимися, прежде всего, в ближайшем окружении. Оборудование: совочки, ведерки, формочки, лейки, воронки, инвентарь для экспериментов.

Во втором блоке «Защитники природы» дети знакомятся с природоохранной деятельностью государства, природоохранными организациями РФ, с теми методами охраны природы, которые они могут осуществить самостоятельно.

Третий блок «Мастерская природы» служит развитию у детей творческих способностей. Знакомит ребят с художниками-пейзажистами. Приобщает ребят к видению прекрасного вокруг себя.

В четвертом блоке «Метеобюро: народные приметы» ребята учатся предсказыванию погоды, даже не слушая радио и телевидение. Дети знакомятся с растениями-синоптиками, учатся пользоваться термометрами.

Пятый блок Метеоплощадка «Юный гидролог» состоит из наблюдений и предсказаний погоды с использованием настоящих приборов. Дети знакомятся с компасом, барометром, анемометром. Узнают о необходимости знаний погоды. Оборудование: компас, барометр, анемометр.

Шестой блок «Растения - фитотерапевты» знакомит детей с лекарственными растениями, их назначением, способами их сбора и хранения.

В седьмом блоке «Маленькие огородники» дети знакомятся с героями «Театра овощей», которые рассказывают о том, как полезны овощи для здоровья, какие блюда из них могут приготовить даже малыши, если им помогут взрослые.

В восьмом блоке «Цветочное наслаждение» дети учатся составлению фитокомпозиций из природного материала, составлению описания и презентации садовых и луговых растений.

Реализация программы предполагает интегрированный подход в воспитании. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.

Материал скомпонован по блокам, каждый из которых имеет своё целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с особенностями контингента детей, личными интересами.

№ Название блока Кол-во часов

1 Лаборатория неживой природы 16

2 Защитники природы 11

3 Мастерская природы 10

4 Метеобюро: народные приметы 5

5 Метеоплощадка «Юный гидролог» 7

6 Растения - фитотерапевты 8

7 Маленькие огородники 7

8 Цветочное наслаждение 4

Всего 68

Ожидаемые результаты

К концу изучения программы дети должны :

№ Блоки Знать Уметь

I. «Лаборатория неживой природы» свойства воды: вес, прозрачность, состояние, нет запаха, в воде растворяются некоторые вещества;

свойства воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;

свойства сухого песка – сыпучесть, влажный песок можно формировать;

свойства глины (размокает, мнется, бьется);

значение света, источники света. определять на ощупь температуру воды, жидких веществ и твердых предметов;

определять качества глины: мягкость, пластичность

II. «Защитники природы» обитателей экологической тропы центра;

деятельность государ-ственных и общественных природоохранных организаций;

пословицы, поговорки, загадки по экологии выполнять работу по благоустройству территории центра;

изображать способы передвижения разных животных;

узнавать изобра-жение и голоса птиц;

ухаживать за комнатными растениями

III «Мастерская природы» фамилии художников рассматриваемых репродукций картин;

о разнообразии камней;

сказку Г. Бажова «Хозяйка медной горы»;

особенности березы изготавливать поделки из бросового и природного материала;

рисовать природу участка;

рисовать песком;

выполнять в технике мозаики из мелкого камня портрет любимого растения;

передавать в рисунке характерные особенности изображения березы

IV «Метеобюро: народные приметы» приметы о предсказаниях погодных явлений;

растения-барометры;

профессию гидро-метеоролог изготавливать соб-ственные книжки-малышки

V «Метеоплощадка «Юный гидролог» о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от солнца;

о четырех частях света;

виды термометров;

прибор для определения скорости ветра – анемометр;

прибор для измерения атмосферного давления – барометр. работать с компасом;

измерять темпера-туры воздуха, воды;

определять, прогнозировать погоду.

VI «Растения - фитотерапевты» растение мать-и-мачеха, его внешний вид, свойства;

растение мята, отвар мяты, ее лечебные свойства;

растение подорожник, его внешний вид, свойства;

растение календула, ее внешний вид, свойства;

растение девясил, его внешний вид, свойства. зарисовывать расте-ния;

собирать и хранить листья, корни и цветки лекарственных растений;

изготавливать букле-ты.

VII «Маленькие огородники» Как появляются ростки и корни растений;

значение земляного червяка для жизни растений;

как выращивать огурцы;

правилами ухода за помидором, перцем ухаживать за помидором, перцем, огурцом

VIII «Цветочное наслаждение» о комнатных растениях, условиях их жизни;

о благоустройстве водоема;

о влаголюбивых цветочных культурах и почвопокровных растениях. составлять фито-композици из природного материала;

подготавливать и проводить презентацию мини-проектов.

Оценка результатов

Методы диагностики:

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Дидактическая игра «Что растет в огороде?»

Викторина «Природа - наш друг»

Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Индивидуальная беседа «Благодарит и сердится природа»

Индивидуальная беседа «Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?»

Уровни подготовки детей к обучению основам экологии и природопользования

• Высокий уровень

Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе.

Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.

Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому объекту, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно его выполняют, замечая экологические проблемы в детском саду и на его территории, пытаются их решить, привлечь внимание старших.

Умеют самостоятельно найти источник информации по той или иной проблеме. Испытывают удовольствие от помощи живому существу. Сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы.

Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения к животным и растениям выступает понимание ценностного мира природы, стремление к совершению добрых поступков.

• Средний уровень

Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности.

Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.

У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (движение, питание).

Представление о нормах отношения к животным и растениям становится более дифференцированным. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомым живым объектом.

Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения практической пользой и красотой.

У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.

• Уровень ниже среднего

Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять с объектами небрежность, даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других.

Характерно неприязненное отношение к внешне непривлекательным живым существам.

Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Представление о природных объектах и их свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения.

Имеют представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что «так надо».

Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Экологический проект «Подружись с природой» Паспорт проектной работы Возраст детей 5-6 лет Продолжительность: долгосрочный Направленность работы: - физическое развитие и пропаганда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Юный исследователь»
Опубликовано: 3 октября 2013 в 11:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД