Наталья Сафарова
Комплексное занятие в старшей группе «Прогулка по осеннему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Прогулка по осеннему лесу»
Тип занятия : комплексное
Цель: закрепить знание детей об осенних явлениях в природе.
Задачи:
1. Систематизировать знание детей об осени и осенних явлениях.
2. Развивать память, мышление через игры и упражнения.
3. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
4. Развивать связную речь у детей.
Публикация «Комплексное занятие в старшей группе „Прогулка по осеннему лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Прогулка по территории детского сада, наблюдение за осенними изменениями в природе, отгадывание загадок, чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций.
Материал:
Листья разных деревьев, шишки, карточки с изображением птиц, игрушки (еж, заяц, мяч, пни, карточки с изображением грибов, плакат с изображением дерева, трафареты в форме листика, гуашь, губки.
Словарная работа:
Машинист, полотно, обоз, обороняться, грибы ядовитые, птичья полянка, трусливый, боязливый, пугливый, храбрый, отважный, погода хмурая, шишка кедровая, еловая, сосновая, решительный, неустрашимый.
Технические средства обучения:
Магнитофон, диски.
Ход занятия
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло очень много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим свои солнечные улыбки и начнем свое занятие.
Воспитатель: Ребята, хотите ли вы отправиться вместе со мной на прогулку по лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Но эта прогулка будет необычной, здесь вы должны будете показать свои знания и умения! Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: А на каком транспорте можно добраться до леса?
Д (перечисляют) : на автобусе, машине, велосипеде…
В: А какой это вид транспорта? Воздушный, наземный, водный?
Д: Наземный!
В: Правильно! Давайте я вам загадаю загадку! А поедем мы на том транспорте, о котором будет загадка.
- Полотно, а не дорожка
Конь, не конь - сороконожка
По дороге- то ползет
Весь обоз один везет! (поезд, вагоны)
-Правильно. Вот на поезде мы с вами и поедем. А кто ее отгадал, тот и будет машинистом. Теперь у нас есть машинист и можно отправляться в путь. Отдавай сигнал, машинист! (Гудит)
Звучит музыка, дети выполняют движения.
В: Стоп, поезд. Ребята, мы с вами очутились в лесу. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года? (Осень) А как вы это узнали?
Д: листья стали желтые и красные, они опадают, на улице холодно…
В: А после какого времени года наступает осень?
Д: После лета.
В: Правильно ребята, мы с вами в осеннем лесу. Осень бывает разной : то теплой, как летом, когда летают паутинки, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно, зима стоит уж на пороге. Осенний лес такой чудесный!
- Да, ребята, осень удивительное время года. Вот сейчас листья с деревьев уже облетели, и опавших листьев очень много. Посмотрите, какие красивые листья! Давайте соберем листочки с дорожки и поиграем в игру:
«С какого дерева листок?»
Цель: Педагог предлагает собрать листья и найти картинку с деревом, на котором они росли.
Лист дуба – дубовый
Лист березы - березовый
Лист рябины – рябиновый
Лист липы – липовый
Лист клена – кленовый
В: Ребята, посмотрите, на дорожке лежат не только листочки, но и шишки, их мы тоже соберем.
Шишка сосны – сосновая
Шишка ели – еловая
Шишка кедра – кедровая
-Молодцы, ребята! Какой красивый осенний букет собрали! Ну а теперь мы с вами пойдем на другую полянку, но впереди у нас препятствие – болото, а перейдем мы по кочкам. Смотрите, не упадите!
В: На какую полянку мы пришли?
Д: На грибную.
В: Ребята, скажите, а какие бывают грибы?
Д: Съедобные и несъедобные.
В: А какие вы знаете съедобные? (белый гриб, лисичка, масленок, подосиновик)
А какие несъедобные? (мухомор, поганка)
Вот мы сейчас и проверим, знаете ли вы грибы. Давайте соберем в корзинку только съедобные грибы.
Воспитатель проверяет корзинку с грибами.
-Какие грибы остались на полянке? (несъедобные) Как еще называются несъедобные грибы? (ядовитые)
-Молодцы, справились с заданием! Поедем на другую полянку. Но тут лежит бревно, нужно пройти по нему.
-Вот мы пришли и на другую полянку. Какая это полянка?
Д: Это птичья полянка.
В: Посмотрите, здесь сидят разные птички. Возьмите себе по одной птице, посмотрите на нее хорошо и определите, какая это птица: перелетная или зимующая? Когда определите, какая это птица, нужно будет разделиться на две команды. У первой команды, под красным флажком, будут карточки с перелетными птицами, у второй, под синим флажком, с зимующими. (Ребенок называет свою птицу, все вместе проверяем ответ).
-Ребята, а давайте мы с вами отдохнем и поиграем.
«Какая осенью бывает погода?»
- идет дождь – дождливая
-дует ветер – ветреная
-если холодно – холодная
-если хмуро – хмурая
-если пасмурно – пасмурная
-если сыро – сырая
-если солнце – солнечная
-если ясно – ясная
-если мороз – морозная
-идет снег – снежная
В: Ой, ребята, что я вижу! Какая чудесная полянка! И пеньков сколько здесь! (Воспитатель предлагает сесть на пеньки и загадывает загадки)
-Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка,
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору. (Заяц)
Весь в колючках
Ворчит как злючка
Чуть испугается,
В клубок свивается. (еж)
Дети отгадывают загадки. Воспитатель показывает игрушки зайца и ежа.
- А какие животные живут в лесу? (дикие)
В: Почему у ежа много иголок и зачем они ему?
Д: Чтобы обороняться, если у него их будет мало, то его съедят хищные звери.
В: А где живут еж и заяц?
Д: В лесу.
В: Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый. А ка сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову «трусливый».
Д: Боязливый, робкий, нерешительный…
В: Смелый еж. Подберите слова, по смыслу близкие к слову «смелый».
Д: Храбрый, отважный, решительный, неустрашимый. (если дети сами не смогут подобрать синонимы, воспитатель помогает)
В: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Можно сказать так про зайца? (Да)
-Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.
Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.
-Описать – значит рассказать, какой еж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверек. Зайцы питаются молодыми побегами деревьев.
-А теперь расскажите про ежа. (Дети описывают ежа)
В: Ребята, давайте с вами поиграем в игру
«Скажи наоборот»
-Я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать на них
Весной дни солнечные – осенью пасмурные
Весной дни длиннее – осенью дни короче
Весной небо голубое – осенью небо серое
Весной дождь теплый – осенью дождь холодный
Весной все зеленеет – осенью желтеет
Весной природа пробуждается – осенью засыпает
Весной птицы возвращаются из теплых краев – осенью улетают
Весной люди готовятся к посевам в полях – осенью к уборке урожая
Весной звери просыпаются от зимней спячки – осенью засыпают
Весной бегут ручьи – осенью заморозки
-Молодцы, справились с заданием! Вот и закончилась наша прогулка. Понравилось ли вам?
Д: Да!
В: Ребята, я с собой взяла плакат, где нарисовано дерево. Давайте украсим его листочками.
(Дети с помощью печаток из картофеля рисуют листочки на дереве)
-Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось.
В: Где мы с вами сегодня были?
Д: На грибной поляне, птичьей, собирали листочки, видели ежа и зайца.
В: В следующий раз мы с вами пойдем в зимний лес!