Диана Сорокина
Прогулка в ГПД
▼ Скачать + Заказать документы
Важно заметить, что прогулка – это занятие на воздухе, то есть за пределами
школьного помещения, а значит, в тесном общении с природой, с людьми,
друг с другом и воспитателем в иной,более естественной обстановке.
Именно на прогулке создается уникальная по своим воспитательным
возможностям ситуация реальной связиличности ребенка с жизнью в
различных ее проявлениях. В этоми состоит главный воспитательный смысл
прогулки.
Использование прогулок в режиме ГПД предоставляет огромные
возможности для улучшения и эстетического воспитания младших
Публикация «Прогулка в ГПД» размещена в разделах
школьников. Мир прекрасного раскрывается через наблюдение природы,
созидательной деятельности человека, повседневной жизни и поведения
людей.
Зная сущность прогулки, ее оздоровительные, образовательные и
воспитательные возможности каждый воспитатель оценит ее как
организационную форму занятости учеников и включит ее в арсенал своих
методических средств.
Прогулка независимо от ее вида имеет определенную методическую
структуру:
1. Организационный момент включает:
одевание детей (воспитатель должен проследить, чтобы дети
оделись по сезону и в соответствии с деятельностью на прогулке).
инструктаж о времени и цели прогулки (инструктаж должен быть
кратким, четким, доступным детям.)
о правилах поведения и технике безопасности. 2
о распределении конкретных поручений (например, помочь
воспитателю организованно вести выход и возвращение детей в
школу, или помочь руководить сбором необходимого для поделок
природного материала, или провести подвижные игры и
развлечения).
Такую вступительную беседу-инструктаж лучше проводить во дворе школы
на постоянном месте сбора группы.
2. Движение по намеченному маршруту и выполнение
предусмотренных заданий:
организованное наблюдение.
беседа воспитателя по теме прогулки.
самостоятельная деятельность школьников.
Во время движения по маршруту педагог, постоянно ведет наблюдение за
самочувствием детей, беседует с отдельными учениками. Иногда он
останавливает детей, чтобы обратить внимание учащихся на тот или иной
объект. Перемещаясь вдоль колонны, воспитатель ведет индивидуальную
работу по развитию у своих питомцев интереса к окружающему миру.
3. Краткое подведение итогов прогулки на постоянном месте сбора.
Завершается прогулка проверкой наличия учеников, приведением одежды и
обуви в надлежащий порядок, кратким подведением итогов, во время
которого нужно обязательно поблагодарить помогавших школьников.
4. Возвращение в школу. Переодевание детей, гигиенические
процедуры.
Готовясь к прогулке, воспитатель должен:
1. Определить вид прогулки.
2. Установить цель.
Любая из видов прогулок независимо от своего характера преследует
определенную педагогическую цель. Воспитатель в соответствии с целью
расширяет область знаний учеников, вооружает их различными умениями и
навыками, развивает у них общественно ценные качества личности,
осуществляет физическую подготовку и закалку детского организма детей. 3
Следует помнить, что воспитатель всегда определяет две цели прогулки :
познавательную и воспитательную, которые предусматривают воспитание,
образование, развитие личности ученика или коллектива. Воспитатель,
сообщает школьникам определенный объем знаний, вооружает их новыми
умениями и навыками, возбуждает интерес и любознательность.
3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.
Маршрут прогулки должен отвечать требованиям безопасности и наличия
познавательных моментов. Для школьников младших классов во время
прогулки предусматриваются остановки.
4. Выбрать место проведения прогулки и осмотреть его.
5. Определить затраты времени на прогулку.
Зная силы и возможности своих воспитанников, готовящийся к прогулке
воспитатель определяет затраты чистого времени на прогулку. (В общем
времени прогулки заключается время на одевание, инструктаж в ее начале и
оценка поведения детей в конце, раздевание, умывание детей). Расстояние,
которое предстоит пройти детям, места кратковременного отдыха, объекты
наблюдения намечаются заранее. В расчет при этом берется время года,
погода, особенности рельефа, возможные препятствия, опасности и т. п.
6. Подобрать нужный материал.
В соответствии с поставленной целью педагог определяет содержание
конкретной прогулки, т. е. производит отбор информации учебного,
нравственного, этического или эстетического характера. При этом
учитывается возраст детей, их общая подготовка, интересы и склонности.
7. Наметить виды деятельности учащихся.
Прогулки позволяют применять различные педагогические средства для
организации разнообразной познавательной, общеобразовательной и
двигательной деятельности, а также всего арсенала воспитательных методов
включения школьников в активный коллективный отдых который дает
возможность для детей проявить инициативу, заняться самодеятельностью и
творчеством.
8. Составить конспект прогулки. 4
Исходя из методической структуры прогулки, воспитателю необходимо
учитывать следующие требования к организации прогулки :
1. Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь
соответствовали погоде.
2. Сообщить цель и план прогулки.
3. Рассказать о маршруте и заданиях.
4. Указать порядок следования по маршруту.
5. Назначить ответственных за прогулку.
6. Построить детей.
7. Напомнить правила хождения по улице и дать краткий инструктаж по
Т. Б.
8. Дать дополнительную консультацию, если этот необходимо.
9. Проводить индивидуальные беседы с детьми (по мере необходимости)
10. Подвести итоги прогулки.
Таким образом, только педагогически осмысленная система прогулок может
стать органичной частью целостного учебно-воспитательного процесса в
режиме продленного дня. Наряду с системой уроков, самостоятельной
учебной работой, творческими занятиями она способствует формированию
многообразных отношений младших школьников к окружающему миру, к
людям, к самим себе, формированию интереса к физическим упражнениям,
подвижным играм, спортивным эстафетам, укреплению здоровья, развитию
всесторонне развитой личности