Татьяна Семилеткова
Цикл летних прогулок-наблюдений (младший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
июнь
Прогулка № 1
Наблюдение за солнцем.
Задачи: формировать понятия о том, что для жизни на земле необходимо солнце.
Ход наблюдения
Воспитатель задает вопросы детям:
Какая сегодня погода? (Теплая).
Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).
Где солнышко? (На небе).
Какое оно? (Круглое, яркое, желтое, теплое, ласковое, лучистое).
Что посылает солнышко к нашим ладошкам? (Тепло).
Подставьте ладошки солнечным лучам. Чувствуете, как пригревает солнышко? Солнце обогревает всю землю, посылая ей лучи.
Публикация «Цикл летних прогулок-наблюдений (младший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
Воспитатель загадывает детям загадки:
Что за шарик золотой
По небу катается,
По небу катается,
Людям улыбается? (Солнце)
В небе желтый цветок
Круглый год не вянет,
И любой лепесток
До земли достанет. (Солнце)
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дай нам, солнышко тепла»
Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения.
Трудовая деятельность: собрать игрушки по окончании прогулки.
Задачи: учить выполнять посильные поручения.
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»
Задачи: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «По мостику»
Задачи: упражнять детей в ходьбе и беге между шнурами (ш. 20см).
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 2
Наблюдение за состоянием погоды
Задачи: продолжать формировать знания детей о погоде и погодных явлениях, развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы:
Какое сейчас время года?
Какая сегодня погода?
Солнечно или пасмурно?
А есть ли сегодня ветер?
Какой ветер - сильный или слабый?
Как можно определить силу ветра? (по деревьям ветки качаются, листья шумят - ветер сильный, деревья не шумят, не качаются - ветер слабый).
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо (Поднять руки вверх, покачать)
Ветерок все тише, деревцо все выше. (Сесть на корточки, а потом встать с вытянутыми руками)
Дидактическая игра: «Найди и назови»
Задачи: развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы и называть их, цвет, размер, форму.
Трудовая деятельность: собрать песок в песочницу.
Задачи: привлекать детей к выполнению трудовых поручений.
Подвижные игры:
«Зайка серый умывается…»
Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, учить соотносить действия со словами.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Прокати и догони»
Задачи: упражнять детей в прокатывание мяча вперёд.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 3
Наблюдение за птицами
Задачи: расширять представления детей о птицах; учить различать основные части тела; развивать и воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадку:
Каких птиц вы чаще всего видите на улице?
Каких птиц вы ещё знаете?
Вы знаете, чем птицы любят питаться?
Чем покрыто тело у птиц?
Чем похожи птицы, сколько у всех птиц ног?
Как называют у птиц деток?
Рук нет, а строить умеет. (Птица)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,-
Не орел, — а все же птица! (Воробей)
Дидактическая игра: «Кто как кричит»
Задачи: закрепить произношение отдельных звуков.
Трудовая деятельность: собрать палочки на участке.
Задачи: воспитывать желание выполнять поручения.
Подвижные игры:
«Птички и кошка»
Задачи: развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
«Найди и промолчи»
Задачи: учить ориентироваться на площадке участка, воспитывать выдержку, смекалку.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Парашютисты»
Задачи: упражнять детей в прыжках с гимнастической скамейки.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 4
Наблюдение за муравьями
Задачи: знакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку:
Он - трудяга, не бездельник,
Строит целый муравейник.
Догадайся же скорей:
"Кто строитель?"(Муравей)
Самый сильный на земле - муравей, ведь он переносит тяжести. Муравьи - великолепные строители! Муравьи содержат свой дом в чистоте. Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Муравьёв прозвали санитарами леса, потому что они уничтожают множество вредных насекомых. У муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям. Есть у муравьев и враги. Это барсуки, лисы, медведи и другие звери. Предложить детям понаблюдать за муравьями через лупу.
Дидактическая игра: «Кто (что) летает?»
Задачи: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.
Трудовая деятельность: подмести бортики песочницы.
Задачи: воспитывать желание трудиться вместе с взрослыми.
Подвижные игры:
«Самолеты»
Задачи: развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну, упражнять в беге.
«Подбрось - поймай»
Задачи: учить детей подбрасывать мяч вверх, и ловить его двумя руками.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Лягушки»
Задачи: совершенствовать умения детей в прыжках с продвижение по кругу.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 5
Наблюдение за свойствами песка
Задачи: формировать представление детей об окружающем мира, знакомить со свойствами песка.
Ход наблюдения
«Пусть не сердятся родители,
что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
тот чего-нибудь да стоит!
И не важно, что пока
Этот домик из песка».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок и ответить на вопросы:
Какой песок? (Сухой, сыпучий, рассыпчатый)
Из чего состоит песок? (Из песчинок.)
Какие песчинки? (Маленькие, крохотные, легкие, желтенькие)
Почему песок на поверхности сухой? (Его высушило солнышко и ветерок)
Что можно вылепить из сухого песка? (Ничего) Почему?
А из какого песка можно что - нибудь вылепить? (Мокрого)
Дидактическая игра: «Что я построю из песка»
Задачи: учить детей составлять предложения на заданную тему.
Трудовая деятельность: подмести дорожку.
Задачи: учить выполнять соответствующие трудовые действия, формировать умение пользоваться инвентарем (метелки).
Подвижные игры:
«У медведя во бору»
Задачи: учить детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
«Найди и промолчи»
Задачи: учить ориентироваться на площадке участка, воспитывать выдержку, смекалку.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Автомобили»
Задачи: совершенствовать умения детей в ходьбе и беге по сигналу.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 6
Наблюдение за облаками
Задачи: продолжать знакомить с природным явлением - облаками.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку:
Что за чудо?
В нашей речке
Отражаются овечки
Белоснежные бока? Проплывают (облака)
Воспитатель предлагает детям посмотреть на небо и понаблюдать за облаками.
Что делают облака? (Движутся – плывут)
Как движутся облака – быстро или медленно.
от чего зависит движение облаков? (если тихая погода, то облака движутся медленно, а если ветреная, то они плывут быстро).
Каждое облако если присмотреться на что-нибудь похоже, пофантазируйте, на что похожи облака.
Дидактическая игра: «Моё облако»
Задачи: учить детей составлять предложения на заданную тему.
Трудовая деятельность: собрать шишки на участке.
Задачи: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры:
«Найди себе пару»
Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, быстро строится в пары, упражнять в беге.
«Лови – бросай»
Задачи: закреплять навыки детей бросать мяч двумя руками в соответствии с произносимым текстом, ловить его, не прижимая к груди.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Смелые мышки»
Задачи: упражнять детей в лазанье под шнур.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 7
Наблюдение за одуванчиком
Задачи: учить узнавать, называть, различать растения по цвету, строению (цветок и стебель одуванчика); вызывать положительные эмоции от непосредственного общения с природой.
Ход наблюдения
Девочки и мальчики!
Не рвите одуванчики!
Среди домов, среди машин -
Веселый, луговой
Схватить в ладошку не спеши -
Цветок, как ты, живой!
Воспитатель обращает внимание детей на одуванчик.
Что есть у одуванчика? (Цветок, стебель, листья, корень)
Какого цвета стебель и листья? (Стебель и листья зелёные)
Какого цвета цветок? (Желтый, а когда отцветает – белый)
На что похож одуванчик?
Дидактическая игра: «Назови цветок»
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать память.
Трудовая деятельность: подмести веранду.
Задачи: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Подвижные игры:
«Лиса в курятнике»
Задачи: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании.
«Сбей кеглю»
Задачи: развивать у детей умение прокатывать мяч.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «По мостику»
Задачи: совершенствовать умения детей в перешагивании через предметы.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 8
Наблюдение за березой
Задачи: продолжать формировать знания детей об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Осенью желтоватые. (Береза)
Воспитатель задает детям вопросы:
О каком дереве эта загадка?
Какой ствол у березы? (Толстый или тонкий)
Какого цвета? (Белый с черными пятнышками, такой ствол только у березы)
Какие ветки у березы? (Толстые или тонкие).
Какого цвета листья? (Зеленые)
Зачем нужен дереву корень? (Пьет воду)
Зачем людям нужны деревья? (Деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали)
Кто может жить на берёзе? (Птицы и насекомые)
Трудовая деятельность: собрать камни на участке.
Задачи: учить выполнять трудовые поручения.
Подвижные игры:
«К названному дереву беги»
Задачи: тренировать в быстром нахождении названного дерева; закреплять названия деревьев; развивать быстрый бег.
«Попади в круг»
Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в метании правой и левой рукой.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Кто дальше»
Задачи: упражнять детей в метание мешочков вдаль.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 9
Наблюдение за дождем
Задачи: расширять и углублять знания о явлениях природы; формировать умение видеть красоту в любое время года.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадку:
Шуршит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.
И никуда я не иду, покуда, он идёт. (Дождь)
Почему так потемнело в группе?
Откуда берётся дождь?
Куда девается дождь?
Для чего нужен дождь?
Какие изменения в погоде вы отметили?
На улице стало пасмурно, неуютно, солнце спряталось за тучи, поднялся ветер. Птицы спрятались в укрытия. Предложить детям послушать, как стучат капли по подоконнику и понаблюдать, как стекают по стеклам.
Дидактическая игра: «Продолжи предложение»
Часто идут… (дожди).
Долго не было… (дождей).
Сильно льет… (дождь).
На улице сыро из-за… (дождя).
Солнце светит, но почему-то идет… (дождь).
По небу плывут тучи, полные… (дождем).
Трудовая деятельность: собрать игрушки после прогулки, убрать их на место.
Задачи: учить выполнять посильные поручения, формировать элементарные трудовые умения, воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры:
«По ровненькой дорожке»
Задачи: упражнять в ходьбе в колонне по одному.
«Солнышко и дождик»
Задачи: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «С кочки на кочку»
Задачи: упражнять детей в прыжках на двух ногах из обруча в обруч.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 10
Наблюдение за ветром
Задачи: закрепить знания детей о ветре, научить определять силу ветра; развивать наблюдательность.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку:
Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер)
Ветер – это движение воздуха. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем, мы за ним можем наблюдать. Наблюдая за определенными объектами, можно определить его силу, скорость, направление. А еще силу ветра можно определить по деревьям: если качаются только листочки и тоненькие веточки – ветер слабый, если ветки потолще – ветер средний, а если ветви наклоняются сильно, порывы ветра мешают идти, то ветер сильный.
Дидактическая игра: «Ветер, ветер, ты какой?»
Задачи: упражнять в подборе прилагательных.
Трудовая деятельность: собрать крупный мусор в беседке и около неё.
Задачи: воспитывать у детей желание помогать взрослым.
Подвижные игры:
«Карусель»
Задачи: развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами; упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Прокати – поймай»
Задачи: совершенствовать умения детей в прокатывании мяча двумя руками друг другу.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 11
Наблюдение за бабочкой
Задачи: формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку и задает вопросы:
Не птица, а с крыльями.
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка.)
Как выглядит бабочка?
Как она передвигается?
Чем питается бабочка?
Какую пользу приносит бабочка?
Есть ли дом у бабочки?
Есть ли у бабочки враги?
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У неё короткие усики и большие глаза. Спирально свёрнутый хоботок бабочки – её рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. Бабочки сворачивают листочки «трубочкой» вокруг себя, там и спят. Могут спать и под землёй, в коре деревьев. У бабочек есть враги – птицы и пауки.
Дидактическая игра: «Кто что делает?» (летает, ползает, прыгает)
Задачи: закрепить знания о насекомых, развивать внимание, память.
Трудовая деятельность: собрать мелкие камешки на участке.
Задачи: привлекать детей к выполнению простейших поручений.
Подвижные игры:
«Жуки»
Задачи: развивать координацию движений; развивать ориентацию в пространстве; упражнять в ритмичной, выразительной речи.
«Пузырь»
Задачи: учить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Не задень»
Задачи: совершенствовать умения детей в ходьбе и беге между предметами.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 12
Наблюдение за транспортом
Задачи: продолжать знакомить детей с транспортом, учить различать грузовые и легковые машины, способствовать развитию наблюдательности.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Не летает, не жужжит.
Жук по улице бежит.
И горит в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина.)
Какие машины едут по нашей улице?
Для чего нужны грузовые автомобили?
Что они перевозят?
Для чего нужны легковые автомобили?
А кто управляет автомобилем?
Дидактическая игра: «Придумай слово на заданный звук»
Задачи: развивать фонематический слух.
Трудовая деятельность: подмести в беседке.
Задачи: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.
Подвижные игры:
«Цветные автомобили»
Задачи: развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу, упражнять детей в беге, ходьбе.
«Найди и промолчи»
Задачи: учить ориентироваться на площадке участка, воспитывать выдержку, смекалку.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «По мостику»
Задачи: упражнять детей в ходьбе по буму.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 13
Наблюдение за воробьями
Задачи: развивать наблюдательность; закрепить знание детей о воробьях; воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на маленькую птичку – это воробей.
Вопросы детям:
Как выглядит воробей?
Чем он питается?
Как передвигается?
Как поет?
Воробей - маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло - черные, а вот голова серая. Воробей - проворная птица, не боясь, прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик».
Дидактическая игра: «Скажи ласково»
Задачи: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Трудовая деятельность: собрать шишки в ведро.
Задачи: учить выполнять простейшие поручения.
Подвижные игры:
«Воробушки и автомобиль»
Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге в разных направлениях, находить свое место.
«Через ручеек»
Задачи: развивать у детей ловкость, упражнять в равновесии, в прыжках на обеих ногах.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Прокати и сбей»
Задачи: упражнять детей в прокатывании мяча.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 14
Наблюдение за работой дворника
Задачи: уточнить и расширить представления детей о работе дворника, продолжать воспитывать уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, её необходимости людям.
Встанет дворник на заре,
Все очистит во дворе
И кусты обрежет сам.
Красота на радость нам!
Какие орудия труда нужны для работы дворнику? (Метла, лопата, грабли, ведро, секатор.)
Какую работу выполняет дворник летом? (Подметает дорожки, собирает мусор, обрезает сухие ветки.)
Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории детского сада.)
Работа дворника очень важна, нужна и трудна, благодаря труду дворника на территории нашего детского сада всегда чисто и красиво.
Дидактическая игра: «Инструменты дворника»
Задачи: развивать умение детей отгадывать загадки, расширять знания детей об инструментах.
Трудовая деятельность: подмести дорожки.
Задачи: учить выполнять посильные поручения.
Подвижные игры:
«Зайка серый умывается…»
Задачи: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд, учить соотносить действия со словами.
«Самолеты»
Задачи: развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну, упражнять в беге.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Слушай сигнал»
Задачи: упражнять детей в ходьбе и беге по сигналу.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.
Прогулка № 15
Наблюдение за цветами на клумбе
Задачи: закрепить название цветов, растущих на клумбах, особенностей их строения, условий, необходимых для развития; учить сравнивать растения по цвету, по запаху, по форме цветов и листьев.
Ход наблюдения
Мы цветочки все польём
Жарким ясным летним днём.
Будем мы беречь цветы,
Чтоб они всегда цвели.
Воспитатель обращает внимание детей на клумбу, предлагает её рассмотреть, задает детям вопросы:
Какое сейчас время года?
Какие цветы вы знаете?
А какие цветы растут у нас на клумбе?
Как называются цветы, растущие на клумбе, которые высадили люди? (садовые)
А как называют цветы, которые выросли на лугу? (луговые)
Для чего люди выращивают цветы?
Как нужно ухаживать за садовыми растениями? (поливать, полоть сорняки, рыхлить землю)
Какие части растений вы можете назвать? (корень, стебель, листья, цветы)
Для чего растениям нужен корень?
Какую роль играет стебель?
Для чего растениям нужны листья?
Какое значение имеют цветы?
Можно ли их срывать с клумбы?
Дидактическая игра: «Магазин - цветы»
Задачи: учить группировать растения по месту произрастания, описывать их внешний вид.
Трудовая деятельность: собрать песок в песочницу.
Задачи: привлекать детей к выполнению трудовых поручений.
Подвижные игры:
«Попади в круг»
Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в метании правой и левой рукой.
«Мыши в кладовой»
Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.
Индивидуальная работа по физической культуре
Развитие движений: «Лягушки»
Задачи: совершенствовать умения детей в прыжках на двух ногах.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.