Наталья Колесникова
Проект «Кукла из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кукла из бабушкиного сундука»
Проект: «Кукла из бабушкиного сундука»
Тип проекта: информационно – творческий
По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности
По характеру: детско – взрослый, где ребенок субъект проектирования
По количеству участников: коллективный
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей, осуществляется внутри ДОУ
По продолжительности: средней продолжительности
Публикация «Проект „Кукла из бабушкиного сундука“» размещена в разделах
Проблема: В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.
Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель проекта: формирование у детей 5 – 6лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.
Задачи:
1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.
5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой
Материал:
1. куклы семьи и детского сада;
2. книги, иллюстрации, презентации по теме;
3. материалы для изготовления кукол
4. магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий
Предшествующая работа:
- занятия, беседы и чтение художественной литературы по приобщению детей к истокам русской культуры
- рассматривание тряпичных кукол, изготовленных воспитателем
- использование аудиозаписей с русскими народными мелодиями
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Темой нашего проекта послужила принесенная Ариной Р. тряпичная кукла, которую она вместе со своей прабабушкой изготовила из простых лоскутков ткани. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Из чего сделана кукла?»; «Как можно самим сделать такую куклу?». Воспитатель знала, что куклы бывают самыми разными, и предложила детям ответить на два вопроса:
• Как ты думаешь, что такое кукла?
• Из чего она может быть сделана?
Мнения детей были различны:
- Маша Щ. : «Это красивая игрушка, в неё играют девочки, куклы делают из пластмассы, а бывают и с волосами из ниток».
Катя Б. : «Это игрушка, изготовленная из пластмассы и резины»
Вита В. : «Это красивая игрушечная девочка, которую изготавливают из разных материалов»
Получив различные варианты ответов детей, воспитатель решила объяснить ребятам и на практике показать им, что куклы бывают из самых разных материалов.
В частности, русские народные куклы в большинстве своем – тряпичные. Воспитатель показала детям книгу о народной тряпичной кукле с хорошими фотографиями и иллюстрациями, и детей очень заинтересовала эта тема. Многие высказали желание научиться делать таких кукол.
- В течение недели воспитатель просмотрела с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
- Прочитали отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах
- Получили необходимую информацию из интернета (с родителями)
- Расспросили родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. - Собрали и письменно оформили воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства
- Посетили бабушкину избу, где собраны предметы быта и обихода – прялка, вышитые полотенца, посуда, утварь и т. д., чтобы лучше ознакомиться с бытом русского народа
- Изучили основные виды русских народных тряпичных кукол
- Рассмотрели ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол
- Ознакомились с основными элементами народных костюмов (мужского и женского)
- Просмотрели видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы
- Совместно с детьми изготовили кукол – закруток
- Оформили выставку в музее «Бабушкина изба»
Результат:
По окончанию проекта, можно сделать вывод, что ребята много узнали о русской народной тряпичной кукле, сами научились ее изготавливать.
Данный проект «Кукла из бабушкиного сундука» помог процессу формирования интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.