Корсунова Наталья Михайловна
Пространство детской реализации
▼ Скачать + Заказать документы
В новой редакции программы «От рождения до школы» выдвигается новый термин — пространство детской реализации (ПДР, противоположный понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР). Если в зоне ближайшего развития (ЗБР) ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации (ПДР) — взрослый следует за ребенком, помогая в его активности;
Публикация «Пространство детской реализации» размещена в разделах
Пространство детской реализации (ПДР) не исчерпывается предметно-пространственной средой, а определяется результативностью детской активности, связанной с созданием нового продукта, автором которого выступает ребенок. Мы говорим о том, что пространство реализации — особая часть детства, которая обеспечивает самореализацию ребенка в социальном пространстве, в системе социальных отношений. Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний.
В качестве главного условия развития детской личности предусматривается социальная поддержка детской индивидуальности. Для этого разворачивается «пространство детской реализации». ПДР (пространство детской реализации) обеспечивает развитие личности, поддержку ее индивидуальности, уникальности, неповторимости, предоставляет свободу способов самореализации, открывает путь самостоятельного творческого поиска.
Для этого взрослый должен уметь поддерживать инициативу ребенка на всех этапах:
- заметить проявление детской инициативы;
- помочь ребенку осознать и сформулировать свою идею;
- способствовать реализации замысла или проекта;
- создать условия для представления (предъявления, презентации) ребенком своих достижений социальному окружению, способствовать тому, чтобы окружающие увидели и оценили полученный результат;
- помочь ребенку осознать пользу и значимость своего труда для окружающих.
Таким образом, раскрывается и развивается индивидуальность каждого ребенка, поддерживается его уникальность, создается детско-взрослое сообщество, в котором формируется личностно-развивающий и гуманистический характер детско-взрослого взаимодействия. Ребенок утверждается как личность, у него появляется опыт продуктивного социального взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формируются переживания социального успеха и собственной значимости.
Пространство детской реализации напрямую связано с технологиями эффективной социализации (технологии направленные на поддержку детской самостоятельности). К таким приемам можно отнести:
Ситуация успеха. Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т. д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку взрослого на гуманизацию педагогического процесса ДОУ.
Предвосхищающая положительная оценка. Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Я
уверена, ты выполнишь мою просьбу», укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.
Собственный пример. Пример как метод воспитания – это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания. На этом и основан метод воспитания примером. Воспитателю (родителю) необходимо контролировать свое поведение, свои поступки, не забывая о том, что они влияют на личность.
Невозможно приучить воспитанника к порядку, если взрослый сам его не поддерживает.
Проблемное обучение (проблемная ситуация). В основу технологии проблемного обучения детей положены проблемные ситуации, как мощный способ развития психических и познавательных процессов детей. Кроме того, решение проблемных ситуаций позволяют детям развивать инициативу и самостоятельность.
Проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.
Эксперимент (исследование). Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
«Ритуал планирования самостоятельной деятельности». Данный прием направлен на формирование умения планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты и правильность своих действий. А начать можно с того, что воспитатель садится перед детьми и пишет план – чем они будут заниматься сегодня в течении дня. Проговаривает и отмечает что удалось выполнить, что нет. Следующий шаг - дети зарисовывают символами, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня.
«Три варианта». Прием «Три варианта». Суть данного приема в том, что ребенок самостоятельно находит пути решения различных проблемных ситуаций. Например, если ребенок приходит к вам с каким – то вопросом, проблемой и просит о помощи. Воспитатель говорит: «Я тебе обязательно помогу, но сначала предложи три своих варианта решения данной проблемы». Тем самым давая информацию к размышлению и стимулируя его к самостоятельному поиску решения.
Игры представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
Образно смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
Для развития детской инициативы, в рамках создания пространства детской реализации, целесообразно использовать инновационные педагогические технологии (лепбук, геокешинг, адвент-календарь).
Лэпбук– это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Геокэшинг – это новая игра, которой увлекаются во всем мире. Геокэшинг ("geocaching", от греч. «geo»– Земля, англ. «cache»– тайник) – это «поиск сокровищ» с применением достижений технического прогресса в области спутниковой навигации. Это игра немного похожа на квест игру, но ее можно играть с самыми маленькими детьми в детском саду используя карту, составленную по сказке с известными героями.
Адвент-календарь. Адве нт (от лат. Adventus –приход). Ожидание наступления события. Приятное ожидание. Особенно для детей, если сделать адвент-календарь необычным, сказочным с подарочками и сюрпризами.
Таким образом применение данных технологий способствует развитию и пространственной реализации воспитанников.
Используемая литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.