Эвелина Щелкунова
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Основным принципом дошкольного образования, согласно ФГОСДО является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также сотрудничество Организации с семьей.
Публикация «Проведение дня открытых дверей как одна из форм взаимодействия семьи и ДОО» размещена в разделах
Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка, в то же время Закон «Об образовании» трактует значимость образовательных учреждений в оказании помощи семье. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения способствует воспитанию разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей. Этого можно достичь в том случае, когда цели и задачи воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания детей и в известной мере овладели ими.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты.
Одной из форм взаимодействия с родителями является проведение в ДОО дня открытых дверей. Его цель - дать родителям полную информацию об интересных событиях и занятиях, которыми наполнена жизнь их детей в детском саду.
Многим родителям интересно, как ведут себя дети в группе, как общаются со сверстниками и педагогом, выполняют задания, во что играют, как отвечают на вопросы. В то же время посещение родителями группы, в которой находится ребенок, полезно как для них самих, так и для детей и воспитателей.
Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
- они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
- у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:
- в сознании детей возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к педагогам;
- у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если присутствие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер.
Положительные моменты для педагогов:
- родители становятся участниками событий в жизни детского сада, получают реальное представление о работе педагога;
- повышается престиж их профессии в глазах родителей.
Проведение дня открытых дверей является традиционной формой взаимодействия с семьей в нашем ДОО. Такие дни проводятся два раза в год - в начале и в конце учебного года. Подготовка к этому дню начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы проведения этого мероприятия. В рамках дня открытых дверей организуется выставка фотографий, отражающая наиболее яркие моменты жизни ДОО, забавные мгновения с участием детей. Это приносит большое удовольствие и детям, и родителям, а также становится стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой – либо причине не смогли сделать этого раньше. На стендах также размещаются выставки детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей. Работа по сбору материала к выставкам ведется воспитателями и педагогами дополнительного образования.
За несколько дней до проведения при входе в детский сад размещается красочно оформленное приглашение для родителей, где представлен общий план проведения дня открытых дверей. В нем указывается перечень мероприятий, подготовленных педагогами ДОО, информация для родителей, в каких группах и в какое время они могут их посетить, узнать, какие педагоги проводят занятия, тему и цель этих занятий. План проведения дня открытых дверей составляется с привлечением всех воспитателей и специалистов детского сада. Это могут быть как занятия в группах, ИЗО-студии, так и спортивные, музыкальные развлечения, просмотр режимных моментов, проведение сюжетно-ролевых игр. Для удобства родителей проведение открытых мероприятий планируется в первую и во вторую смену, чтобы все желающие имели возможность посетить предлагаемые мероприятия в удобное для них время.
В приемной каждой группы размещается приглашение для родителей на день открытых дверей. Желающие записываются на занятия, которые они бы хотели посетить. Это помогает педагогам продумать размещение гостей в группе, количество необходимых посадочных мест. С родителями заранее договариваются о сменной обуви, необходимости снять верхнюю одежду. Они также могут выступать в роли помощников при проведении дня открытых дверей. Например, в условленное время надо включить или выключить музыку, используемую на занятии, помочь в расстановке оборудования, демонстрации слайдов, подборе атрибутов для сюжетно-ролевой игры и т. д.
В младшем дошкольном возрасте, когда у детей еще нет достаточного опыта присутствия родителей на занятиях, воспитатели заранее беседуют с родителями, объясняют, как им следует себя вести, если на занятии ребенок подбежит к ним, будет проситься на руки. В таких случаях можно посадить ребенка рядом, не настаивая, чтобы он оставался с другими детьми. Как правило, в процессе занятия он сам захочет присоединиться к детям, поучаствовать в игре, рисовании, аппликации. Задача педагога при подготовке к таким занятиям - создать у детей положительную мотивацию: «Давайте покажем мамам, чему вы уже научились», «Удивим наших гостей, какие вы стали большие и самостоятельные» и т. д.
Практика показала, что данная форма работы с родителями способствует передаче позитивной информации о пребывании детей в ДОО, сохранению чувства сопричастности к жизни своего ребенка, осведомленности о ней, поддержании эмоциональной связи с сыном или дочерью, укреплению веры в него.