Ирина Давыдова
Проведение мастер-класса для педагогов «Песочные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Я предлагаю вашему вниманию
мастер класс "Песочные фантазии" по направлению "художественно-творческое развитие дошкольников".
Цель данного мероприятия:
• Познакомить с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисования песком.
Публикация «Проведение мастер-класса для педагогов „Песочные фантазии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка - дошкольника.
Как говорил Карл Густав Юнг: «Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия».
1 часть.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, можно использовать песок в процессе игровых упражнений, цель которых - развитие ребенка.
Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому ребенку и не требующий специальной подготовки. Для педагога – это еще один способ понять чувства детей, показать им что-то необычное.
Познакомившись с техникой рисования, я загорелась идеей создания мини-студии песочной живописи, продумала задачи, которые хотела бы решить в ходе данной деятельности: (грибок) :это
* развитие зрительно-моторной координации и свободное владение детей кистями обеих рук;
* развитие речи;
* стимулирование самостоятельности и творчества детей в речевой и изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.
Подготовив всё необходимое, изучив всю имеющуюся методическую литературу, информацию в интернете, мы вместе с детьми начали учиться технике рисования на песке.
Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш.
При работе с песком дети учатся использовать разнообразные средства:
расчёски;
кисточки;
крышечки;
и любой другой подручный материал.
Рисование песком является одним из важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной деятельностью.
2 часть.
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поучиться технике рисования песком. Приглашаю 4 педагогов, которые хотели бы превратиться в художников и поупражняться в технике рисования на песке. Пожалуйста, занимайте места за столами.
В нашем мастер-классе будут использоваться разные поверхности для рисования песком: специальные песочные столы, разносы с гладкой поверхностью, которые я использовала на начальном этапе работы с детьми своей группы и специально подготовленное закаленное стекло; песок, которым вы будете рисовать, так же прошел специальную обработку.
Хотела бы напомнить вам, уважаемые участники, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол. По завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками.
Практическая работа:
Работа над рисунком начинается с фона. Набираем песок в кулачок и рассыпаем его равномерным тонким слоем по стеклу.
Пожалуйста, попробуйте сами подготовить рабочую поверхность для рисования.
На начальном этапе можно использовать приём рисования ладонью, для этого её нужно плотно прижать к поверхности стекла, чуть-чуть придавить и получится отпечаток.
Этот отпечаток мы можем превратить, например, в бабочку используя прием дорисовывания.
Ну что? Получилось? А если нет, то рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей техники рисования песком - всё поправимо.
А сейчас представьте, что налетела буря, подул сильный ветер (это ваша рука) и разметал рисунок (выравнивайте поверхность песка).
И вот мы снова можем рисовать.
А сейчас ваша рука - это не до конца раскрывшийся бутон розы (показываю).
Сначала проведём кистью руки полукруг в одну, затем в другую сторону, получается бутон, дорисовываем стебель, листочки… Какие молодцы, у вас распустились чудесные цветы!
Используя подручные средства, такие как большие и маленькие расчёски, кисточки, крышечки, можно нарисовать травку, деревья, дорожку.
Для создания симметричных изображений, нужно рисовать одновременно пальчиками обеих рук. Так, например, рисуются деревья, яблоки, сердечки, вазочки.
А для того, что бы получить изображение круглой формы, можно воспользоваться кулачком. Попробуйте! Получается? Здорово!
3 часть.
А теперь, я предлагаю вам окунуться в сказку. Давайте попробуем нарисовать сюжет из всем известной русской народной сказки «Колобок»
А начнём мы свою работу с того, что вновь затонируем поверхность тонким слоем песка.
Затем, используя расчёску, нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка.
Дорисовываем мизинчиком крышу, окно, забор.
При помощи кисточки нарисуем дорожку, по которой непослушный Колобок укатился в лес.
Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем Колобка с помощью кулачка.
При желании, вы можете дорисовать Колобку носик, глаза, ротик.
Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!
Жаль мы не можем показать аудитории эти «шедевры»! Но если аккуратно перенести столы, то по окончании мероприятия, желающие могут подойти и оценить творение ваших рук.
Рефлексия
А сейчас, уважаемые участники, я хотела бы спросить: что вы испытывали при работе с песком, что вам показалось наиболее интересным?
На сколько этот метод эффективен для маленьких первооткрывателей?
Спасибо, мне было интересно узнать ваше мнение.
(Щ) Действительно, данная методика работы несё т в себе: (кружочки)
• Инновационность, оригинальность и простота;
• способствует развитию психических процессов, таких как память, внимание, речь, воображение, мышление;
• способствует развитию детской самостоятельности и творчества.
Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно было в детстве присоединиться к игре в «куличики», построить песочный замок на морском берегу или в песочнице. Просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
В заключении мастер-класса мне хотелось бы процитировать слова философа Уильяма Блейна:
«В одном мгновении видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка.»