Проект «Волшебство бумаги»

Юлия Школьная
Проект «Волшебство бумаги»

Пояснительная записка

Ручной труд – универсальное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, а так же и с речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Аппликация – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.

Для того чтобы вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, расположение частей. Обучение аппликации в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.

Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.

Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Проэкт построен “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Цель проекта:

Выяснить влияние нетрадиционных техник работы с бумагой на развитие художественно - творческих способностей.

Актуальность:

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.Практика показывает: нетрадиционные техники работы с бумагой являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Работая с бумагойребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Задачи проэкта

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник работы с бумагой.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона и т. д.

• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• Создавать композиции, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Этапы проекта: октябрь

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.

Проанализировать многообразие техникработы с бумагой, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.

Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.

Создать библиографический справочник по данной теме.

2.ОСНОВНОЙ:

Подобрать художественное слово; дидактические игры; пальчиковую гимнастику;наглядные пособия.

Использовать в занятиях по аппликации и ручному труду нетрадиционные техники работы с бумагой;

Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы.

Критерии:

Знакомить детей с новыми приёмами работы.

развивать ручную умелость;

Содержать изобразительно – выразительные средства создания художественного образа;

Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Условия,необходимые для овладения умениями и навыками::

Доступность нетрадиционных техник работы с бумагой для детей;

использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр;

Создание предметно- пространственной среды;

Использование богатого иллюстративного материала;

Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: май

Техническое оснащение

Для занятий по проэкту необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной (не меловой)

- клей (ПВА,

-бумажные полоски шириной 5-7 мм,

-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,

-ножницы,

- карандаши простые (тм)

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

- Фартуки.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Октябрь

1. Волшебная бумага.цель:Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д;

Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию;

Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

2.Мозаичная аппликация: «Воздушные шары»

цель:Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали

ноябрь.

Техника «Бумажный комочек»

1. Поделка в технике «Бумажный комочек»: «Рыбка»цель:Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек.

Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка: поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

2. Поделка в технике «Бумажный комочек»

Коллективная работа «Осенний лес»

цель. Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратностьВызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.

Декабрь:Бумажная полоска «Петля»

1-2. Новогодняя поделка (2 занятия)-

«Еловые ветки»

Январь. «Квиллинг"

1.«Белая береза»

2.«Снегирь и рябина"

февраль:"квилинг"

1. ракета

2. паучек

март "объемные поделки"

1. прием складывания "Автобус"

2. прием складывания "Медвежонок"

апрель "оригами из кругов"

1. Грибок

2. Разноцветный зонт

Май "оригами из квадрата"

1. Тузик и его друзья

2. коллективная работа "город"

Используемая литература проекта «Волшебство бумаги»:

1. Давыдова Г. Н. Бумаго-пластика. Цветочные мотивы. –М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. –М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. –М: Айрис-пресс, 2012 г.

4. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. –Ярославль: Академия развития, 2011 г.

5. Долженко Г. И. 200 фигурок и игрушек, из бумаги и оригами. –Ярославль: Академия развития, 2011 г.

6. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги. –М: Из-во Оникс, 2010 г.

7. Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо

Публикации по теме:

Детское творчество. БумагопластикаДетское творчество. Бумагопластика Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства прекрасного (Р. Тагор). Дополнительная образовательная программа.

Наши руки не для скуки…Наши руки не для скуки… Занимаясь с ребенком ручным трудом мы помогаем ему активно и всесторонне развиваться. Ручной труд - это необыкновенное средство в развитии.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Проект «Волшебство бумаги»
Опубликовано: 7 января 2015 в 08:26
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

Именины красавицы Осени — тема очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы всей семьей отметить народный праздник Осенины и зарядиться атмосферой осеннего...

24 сентября. Всемирный день моря

Экологический праздник ООН Международный день моря отмечается с 1978 года, в один из дней последней недели сентября. Он привлекает внимание мировой общественности к недопущению загрязнения морских вод,...

Детский мастер-класс по конструированию игрушки из бумаги «Мышка»
Детский мастер-класс по конструированию игрушки из бумаги «Мышка» Цель: изготовление игрушки из бумаги «Мышка». Задачи: Обучающие: учить создавать...
Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить новые ощущения,...
Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»
Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии с Законом РФ...