Папки-передвижки

Проект «Волшебство бумаги»

Юлия Школьная
Проект «Волшебство бумаги»

«Волшебство бумаги»

Пояснительная записка

Ручной труд – универсальное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, а так же и с речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.

Публикация «Проект „Волшебство бумаги“» размещена в разделах

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Аппликация – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.

Для того чтобы вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию, расположение частей. Обучение аппликации в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.

Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.

Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.

Проэкт построен “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, оригами, бумажный комочек, квиллинг, конструирование).

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Цель проекта :

Выяснить влияние нетрадиционных техник работы с бумагой на развитие художественно - творческих способностей.

Актуальность:

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные техники работы с бумагой являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Работая с бумагой ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Задачи проэкта

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник работы с бумагой.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона и т. д.

• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

• Создавать композиции, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Этапы проекта : октябрь

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Выбор темы проекта, изучение методической литературы, публикации в журналах «Дошкольное воспитание» по теме проекта, посетить сайты.

Проанализировать многообразие техникработы с бумагой, выявить нетрадиционные для дошкольного образования.

Выяснить уровень развития творческих способностей детей; Разработать перспективный план.

Создать библиографический справочник по данной теме.

2. ОСНОВНОЙ:

Подобрать художественное слово; дидактические игры; пальчиковую гимнастику;наглядные пособия.

Использовать в занятиях по аппликации и ручному труду нетрадиционные техники работы с бумагой;

Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы.

Критерии:

Знакомить детей с новыми приёмами работы.

развивать ручную умелость;

Содержать изобразительно – выразительные средства создания художественного образа;

Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

Условия, необходимые для овладения умениями и навыками: :

Доступность нетрадиционных техник работы с бумагой для детей;

использование различных форм занятия (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок, их обсуждение и просмотр;

Создание предметно- пространственной среды;

Использование богатого иллюстративного материала;

Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: май

Техническое оснащение

Для занятий по проэкту необходимо иметь:

- цветную бумагу,

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной (не меловой)

- клей (ПВА,

-бумажные полоски шириной 5-7 мм,

-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,

-ножницы,

- карандаши простые (тм)

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка.

- Фартуки.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Октябрь

1. Волшебная бумага. цель:Познакомить детей со свойствами бумаги : мнется, рвется, складывается и т. д;

Показать, что можно сделать из бумаги (аппликации, оригами, цветы и пр.). Вспомнить, что мы делали при помощи бумаги, побеседовать на тему для чего еще нам нужна бумага. Развивать творческое воображение и фантазию;

Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеями.

2. Мозаичная аппликация: «Воздушные шары»

цель: Познакомить детей с новой техникой: мозаичная аппликация. Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умения аккуратно наклеивать детали

ноябрь.

Техника «Бумажный комочек»

1. Поделка в технике «Бумажный комочек» : «Рыбка» цель: Познакомить ребят с новой техникой: Бумажный комочек.

Научить детей отрывать от целого листа кусочек, сминать его пальцами рук, формируя бумажный комочек. Показать детям способы применения бумажного комочка : поделка на бумаге, объемная поделка. Развивать мелкую моторику, усидчивость и внимание.

2. Поделка в технике «Бумажный комочек»

Коллективная работа «Осенний лес»

цель. Закреплять умение детей формировать комочки, переносить и аккуратно наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратностьВызывать желание работать в коллективе, формировать положительное отношение к созданной работе. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и работ своих товарищей.

Декабрь:Бумажная полоска «Петля»

1-2. Новогодняя поделка (2 занятия)-

«Еловые ветки»

Январь. «Квиллинг"

1.«Белая береза»

2.«Снегирь и рябина"

февраль:"квилинг"

1. ракета

2. паучек

март "объемные поделки"

1. прием складывания "Автобус"

2. прием складывания "Медвежонок"

апрель "оригами из кругов"

1. Грибок

2. Разноцветный зонт

Май "оригами из квадрата"

1. Тузик и его друзья

2. коллективная работа "город"

Используемая литература проекта «Волшебство бумаги» :

1. Давыдова Г. Н. Бумаго-пластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.

4. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

5. Долженко Г. И. 200 фигурок и игрушек, из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

6. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.

7. Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М. : Эксмо

Публикации по теме:

Детское творчество. БумагопластикаДетское творчество. Бумагопластика Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства прекрасного (Р. Тагор). Дополнительная образовательная программа.

Наши руки не для скуки…Наши руки не для скуки… Занимаясь с ребенком ручным трудом мы помогаем ему активно и всесторонне развиваться. Ручной труд - это необыкновенное средство в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебство бумаги»
Опубликовано: 7 января 2015 в 08:26
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД