Марина Бухарова
Психокоррекция дошкольников с синдромом гиперактивности
▼ Скачать + Заказать документы
Психокоррекция старших дошкольников
с синдромом гиперактивности
Одной из важнейших задач практической психологии, психофизиологии и детской неврологии является своевременная комплексная диагностика пограничных форм нервно-психической патологии, составляющих 80% всех случаев психических болезней. И особое место в структуре пограничных состояний у детей занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Публикация «Психокоррекция дошкольников с синдромом гиперактивности» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение детей с СДВГ может стать девиантным. По данным академика РАМН В. И. Покровского дети, страдающие СДВГ и не получившие своевременной психолого – педагогической и медикаментозной помощи: бросают школу 32-40%; заканчивают вузы только 5-10%; имеют мало друзей или совсем не имеют 50-70%; плохо справляются с работой 70-80%; втягиваются в антисоциальную деятельность 40-50%; беременеют в подростковом возрасте 40%.
Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставили данный диагноз. В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения. Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры.
К сожалению, до сих пор остаётся много неизученных и необъяснимых фактов, касающихся природы и проявлений СДВГ. Тем не менее, у всех специалистов, работающих с детьми данной категории, существуют общие цели и задачи: как можно раньше выявить данный синдром. При этом ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и ещё есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.
В связи с этим нами была разработана и апробирована мультимодальная программа психокоррекции детей с СДВГ, которая включила в себя следующие направления: диагностическое, консультативное (работа с родителями и педагогами, коррекционно-развивающая работа с детьми и психопрофилактическое.
Работа осуществлялась со всеми членами образовательного сообщества: родителями, педагогами, детьми.
Основными задачами психокоррекционной работы с детьми являются:
- коррекция негативных форм поведения;
- развитие дефицитарных функций;
- обучение ребёнка навыкам саморегуляции, релаксации;
- развитие навыков межличностного взаимодействия.
В коррекционно – развивающей работе с детьми использовались различные методы: игровая терапия, песочная терапия, методы нейропсихологической коррекции, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия.
В процессе групповой игровой терапии дети учатся понимать и передавать эмоциональные состояния и чувства, отрабатывают навыки взаимодействия друг с другом. Игры и упражнения, используемые на занятиях, способствуют формированию позитивных качеств личности (эмпатии, доверия).
Обучение детей навыкам саморегуляции и релаксации с применением фитболов, сухого бассейна, сухого аквариума, различных массажных мячиков способствует снижению психо-эмоционального и мышечного напряжения.
Большое внимание уделяется обучению детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Для этого используются такие игры, как детский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подушка Бобо, «стаканчики для криков», «коврик злости».
На индивидуальных занятиях и в малых группах в работе с детьми используются методы нейропсихологической коррекции, развивающие нарушенные функции: растяжки, упражнения на межполушарное взаимодействие, релаксацию и визуализацию, глазодвигательные, дыхательные и телесные упражнения.
Использование психогимнастики позволяет ребёнку с СДВГ научиться понимать своё тело, управлять им, помогает детям в невербальной форме отреагировать эмоциональные переживания. Для этого применяются маски, платочные куклы.
Очень эффективным методом в психокоррекции детей с СДВГ является сказкотерапия. Слушая и проигрывая сказки, ребёнок часто отождествляет себя с какими-либо персонажами. Осознание ребёнком того, что сказочные персонажи имеют сходный с ним опыт, снижает уровень его тревожности, помогает справиться со страхами, с плохим настроением. После «проживания» сказки, дети рисуют полюбившиеся им сказочные сюжеты. Так рождаются книги волшебных сказок.
Большой эмоциональный отклик вызывает использование элементов танцевальной терапии. Спонтанные движения помогают детям с СДВГ осознать собственное тело, развить навыки общения, что приводит к улучшению эмоционального и физического состояния.
На занятиях применяется также куклотерапия, которая помогает гиперактивным детям проиграть и проработать конфликтные ситуации (в том числе в семье); сформулировать и "отрепетировать" сценарии, образы своего желаемого будущего; тренировать умение "держать себя в руках" (навык саморегуляции, навыки адекватного выражения собственных чувств. Кроме того, кукла, сделанная руками ребенка, становится настоящим другом, которому он доверяет свои тайны.
Психокоррекционные занятия с использованием элементов музыкотерапии, изотерапии служат инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, способствуют повышению самооценки и уверенности в себе, способствует снижению импульсивности, развитию концентрации внимания у детей с гиперсиндромом. Использование песочной терапии способствует снижению психоэмоционального напряжения, агрессии.
В рамках программы мультимодальной психокоррекции дошкольников с СДВГ осуществлялась работа и с педагогическим коллективом. Задачи направления – просветительская работа с педагогами, помощь в налаживании контактов педагог – ребёнок, сверстники – ребёнок. В связи с этим осуществлялась информационно – просветительская деятельность сотрудников ДОУ посредством активных методов (семинаров - практикумов, индивидуальных и групповых консультаций, мастер-классов, тренинговых занятий: «Тренинг эффективного взаимодействия с гиперактивным ребёнком», «Тренинг личностного роста», использование релаксационных, медитативных, сказкотерапевтических техник. Большое внимание уделялось снижению психо – эмоционального напряжения у педагогов, профилактике синдрома эмоционального выгорания.
Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения родителей, замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные. В связи с этим с родителями проводились индивидуальные консультации, беседы, тренинговые занятия, целью которых является оптимизация родительско-детских отношений в диаде «гиперактивный ребёнок-родитель». Очень эффективной была детско-родительская терапия. Большой интерес вызвали методы игровой терапии, метод продуктивной деятельности, в процессе которых родители вместе с детьми играли, танцевали, рисовали картины «волшебными красками», создавали кукол-помощников, придумывали сказочные истории.
Для проверки эффективности коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностическая процедура, которая показала, что в целом, в структуре личности ребёнка с СДВГ были обнаружены положительные тенденции гармонизации личности, которые происходили в тесной связи с изменениями внутрисемейной системы.
Произошла переоценка взглядов членов семьи на данную проблему, обогащение структуры взаимодействия с ребёнком и сопровождающих развитие детей взрослых внутри семьи и в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, разработанная и апробированная нами мультимодальная программа психокоррекции детей с СДВГ, показала свою эффективность в аспекте направлений и содержания работы детьми, родителями, педагогами.
Литература
1. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок, или Всё о гиперактивных детях. – М. : Изд-во Института психотерапии, 2001.
2. Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, профилактики и прогноза). – М., 1994.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком. - СПб. : Речь, 2002.
4. Монина Г. Б. Особенности взаимодействия психолога с гиперактивными детьми. Психокоррекция. Работа психолога с родителями. – М., 2006.
5. Семаго Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М. : АРКТИ, 2000.
6. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М., 1981.
7. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. – СПб., 1997.