Наталья Петрова
Психокоррекционные занятия с дошкольниками с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Психокоррекционные занятия проводятся педагогом-психологом еженедельно в рамках обязательной коррекционной подготовки. Их продолжительность составляет 20 – 30 минут. Формы организации занятий учитывают психофизические особенности слабовидящих детей (в частности, повышенную общую и зрительную утомляемость, носят охранительный характер. С этой целью используют, при организации занятий смену различных видов деятельности, подвижные игры, всевозможные физминутки (в том числе для снятия зрительного утомления).
Публикация «Психокоррекционные занятия с дошкольниками с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование, предназначенное для проведения психокоррекционных занятий со слабовидящими детьми, обязательно должно отвечать офтальмологическими требованиям. Для этого педагог-психолог предварительно знакомится с диагнозом заболевания каждого ребенка, входящего в коррекционную группу, и соответственно подбирает рабочий материал к каждому занятию.
Система коррекционно-развивающих занятий
с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
Первый этап.
Обеспечение успешности адаптации. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остроневрологические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. С этой целью можно использовать элементы психогимнастики.
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных как на развитие у детей различных психических функций, так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4-х частей:
1. Разминка.
Цель: снятие инертности физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию.
2. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства чувств, порождаемых социальной средой.
3. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонизирование психической и двигательной активности детей; достижение желаемого настроения,поведения и черт характера.
4. Завершение.
Цель: закрепление чувства принадлежности к группе.
Второй этап.
Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы.
В обучении и воспитании слабовидящих детей важную роль играют перцептивные процессы. Последовательность занятий построена с учетом закономерностей формирования восприятия (освоение сенсорных эталонов, переход внешних перцептивных действий во внутренний план). Это позволяет обучить слабовидящего ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и разновидностях. Занятия включают в себя игры на восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина, особые свойства, восприятие пространства, поверхности, тяжести, звука. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами, с учетом уровня сенсорного развития слабовидящих детей.
Структура занятия
1 часть. Организационная.
Упражнения и игры на зрительную ориентировку в микро-и макропространстве.
2 часть. Содержательная.
1. Игры и упражнения на восприятие признаков и свойств предметного мира.
2. Задания, развивающие активность, целостность, константность восприятия (на основе наглядно-практических и наглядно-образных действий).
3 часть. Заключительная.
Подведение итогов.
Третий этап.
Коррекция и развитие познавательных процессов.
Критерием отбора в группы по коррекции познавательной деятельности является недостаточный уровень развития познавательных процессов.
Структура занятий.
1 часть. Организационная.
Упражнения и игры на организацию внимания.
2 часть. Содержательная.
1. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти.
2. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно.
3 часть. Заключительная.
Подведение итогов.
Четвёртый этап. Коррекция и развитие коммуникативных умений. На данном этапе психокоррекционной работы главный акцент сделан на формирование коммуникативных качеств слабовидящих детей. Актуальность этой проблемы связана со сложностями, которые испытывают слабовидящие дети в процессе общения с окружающими. Эти трудности опосредованы комплексом первичных и вторичных дефектов; бедностью и фрагментарностью образов представления, нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, социальной перцепции.
Эффективным психокоррекционным средством на данном этапе может стать групповая игротерапия. Её основные задачи:
1. Развитие коммуникативной компетентности.
2. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей.
3. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.
4. Формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях.
5. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность.
Структура игровых занятий.
1 часть. Вводная. Ритуал приветствия.
Цель: установление эмоционально-позитивного контакта «психолог – ребенок».
2 часть. Основная.
По своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного этапа коррекционно-развивающей программы.
Цель:
• Расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения.
• Коррекция самооценки, преодоление неуверенности в себе.
• Формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций.
• Развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.
3 часть. Заключительная.
Подведение итогов.