Папки-передвижки

Психокоррекционные занятия с дошкольниками с нарушением зрения

Наталья Петрова
Психокоррекционные занятия с дошкольниками с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Психокоррекционные занятия проводятся педагогом-психологом еженедельно в рамках обязательной коррекционной подготовки. Их продолжительность составляет 20 – 30 минут. Формы организации занятий учитывают психофизические особенности слабовидящих детей (в частности, повышенную общую и зрительную утомляемость, носят охранительный характер. С этой целью используют, при организации занятий смену различных видов деятельности, подвижные игры, всевозможные физминутки (в том числе для снятия зрительного утомления).

Публикация «Психокоррекционные занятия с дошкольниками с нарушением зрения» размещена в разделах

Оборудование, предназначенное для проведения психокоррекционных занятий со слабовидящими детьми, обязательно должно отвечать офтальмологическими требованиям. Для этого педагог-психолог предварительно знакомится с диагнозом заболевания каждого ребенка, входящего в коррекционную группу, и соответственно подбирает рабочий материал к каждому занятию.

Система коррекционно-развивающих занятий

с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.

Первый этап.

Обеспечение успешности адаптации. Для полноценного включения ребенка в учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остроневрологические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. С этой целью можно использовать элементы психогимнастики.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных как на развитие у детей различных психических функций, так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из 4-х частей:

1. Разминка.

Цель: снятие инертности физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, повысить внимание и интерес детей к занятию.

2. Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение и понимание отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства чувств, порождаемых социальной средой.

3. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения путем чередования противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением; гармонизирование психической и двигательной активности детей; достижение желаемого настроения,поведения и черт характера.

4. Завершение.

Цель: закрепление чувства принадлежности к группе.

Второй этап.

Коррекция и развитие сенсорно-перцептивной сферы.

В обучении и воспитании слабовидящих детей важную роль играют перцептивные процессы. Последовательность занятий построена с учетом закономерностей формирования восприятия (освоение сенсорных эталонов, переход внешних перцептивных действий во внутренний план). Это позволяет обучить слабовидящего ребенка восприятию основных свойств предметов и явлений, сформировать представления об этих свойствах и разновидностях. Занятия включают в себя игры на восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина, особые свойства, восприятие пространства, поверхности, тяжести, звука. Занятия проводятся индивидуально или подгруппами, с учетом уровня сенсорного развития слабовидящих детей.

Структура занятия

1 часть. Организационная.

Упражнения и игры на зрительную ориентировку в микро-и макропространстве.

2 часть. Содержательная.

1. Игры и упражнения на восприятие признаков и свойств предметного мира.

2. Задания, развивающие активность, целостность, константность восприятия (на основе наглядно-практических и наглядно-образных действий).

3 часть. Заключительная.

Подведение итогов.

Третий этап.

Коррекция и развитие познавательных процессов.

Критерием отбора в группы по коррекции познавательной деятельности является недостаточный уровень развития познавательных процессов.

Структура занятий.

1 часть. Организационная.

Упражнения и игры на организацию внимания.

2 часть. Содержательная.

1. Игры и упражнения на развитие различных форм восприятия, памяти.

2. Задания, развивающие логическое мышление, умение мыслить самостоятельно.

3 часть. Заключительная.

Подведение итогов.

Четвёртый этап. Коррекция и развитие коммуникативных умений. На данном этапе психокоррекционной работы главный акцент сделан на формирование коммуникативных качеств слабовидящих детей. Актуальность этой проблемы связана со сложностями, которые испытывают слабовидящие дети в процессе общения с окружающими. Эти трудности опосредованы комплексом первичных и вторичных дефектов; бедностью и фрагментарностью образов представления, нарушениями речи, эмоционально-волевой сферы, социальной перцепции.

Эффективным психокоррекционным средством на данном этапе может стать групповая игротерапия. Её основные задачи:

1. Развитие коммуникативной компетентности.

2. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей.

3. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

4. Формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях.

5. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность.

Структура игровых занятий.

1 часть. Вводная. Ритуал приветствия.

Цель: установление эмоционально-позитивного контакта «психолог – ребенок».

2 часть. Основная.

По своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного этапа коррекционно-развивающей программы.

Цель:

• Расширение поведенческого репертуара детей за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения.

• Коррекция самооценки, преодоление неуверенности в себе.

• Формирование предпосылок регуляции эмоциональных состояний, преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций.

• Развитие способности к эмпатии, пониманию и сопереживанию чувствам другого человека.

3 часть. Заключительная.

Подведение итогов.

Публикации по теме:

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Обязательная часть.» Образовательная программа должна быть сугубо ИНДИВИДУАЛЬНОЙ для каждого ДОУ. Образовательная программа состоит из 2 частей 1. обязательной.

Анкета для родителей «Выявление заинтересованности посещения занятий педагога-психолога воспитанниками ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психокоррекционные занятия с дошкольниками с нарушением зрения
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 11:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психокоррекционные занятия с дошкольниками с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петрова (УИ 192003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД