Ольга Елисеева
Психологическая готовность ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе»
Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. Вся система воспитания и обучения детей в детском саду была направлена на подготовку детей к школьному обучению.
Готовность к школе – что это такое?
Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах
Это уровень физического и психического развития ребенка, при котором требования, предъявляемые в школе, не приведут к нарушению его здоровья и развития. Требования в школе завышенные, наличие различных программ, дополнительных занятий, факультативов – все это приводит к тому, что ребенок утомляется, не всегда может справиться с предъявляемой нагрузкой, появляются различные невротические реакции.
Готовность к школе – это не отдельные знания и умения, а их определенный набор. Это как набор продуктов, без которых нельзя приготовить определенное блюдо. Пропорции разные, но все компоненты должны присутствовать.
Выделяют физическую и психологическую готовность. Физическая готовность – это, как правило, здоровье ребенка, наличие или отсутствие хронических заболеваний. Психологическая готовность включает
• Личностную готовность
• Интеллектуальную готовность
• Сформированность предпосылок к учебной деятельности
• Волевая готовность или произвольность
• Уровень развития зрительно-моторной координации
Личностная готовность – это отношение к окружающему миру и к самому себе.
Отношение к школе : желание пойти в школу и желание учиться.
Отношение к сверстникам: доверие, авторитарное отношение, охотно ли общается.
Отношение к взрослым: уважение, доверие.
Отношение к себе: уверен ли в себе, хорош ли я.
Интеллектуальная готовность – определенный уровень познавательной деятельности, познавательной активности (любознательность, активность, пытливость). Это и количественный запас знаний (кругозор, но самое важное – это сформированность рече-мыслительных процессов. Умение сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства и различия, выделять главное и второстепенное, устанавливать закономерности, умение целенаправленно наблюдать.
Волевая готовность – произвольность деятельности (неинтересно, но нужно).
Умение детей слушаться, выполнять определенные правила распорядка
Умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Ребенку нужно уметь понять и принять задание учителя. Необходимо сосредоточиться на инструкции.
Уровень зрительно-моторной координации – или слышит ли рука глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими. Должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку, карандаш. Ребенок в процессе обучения вынужден смотреть на предмет (доску) и списывать или срисовывать то, что в данный момент рассматривает. Важно, чтобы пальцы «слушали» информацию, которую им дает глаз. Детям легче рисовать, писать по памяти, чем с образца на доске. Внимание при списывании с доски раздваивается и трудно координировать движения глаза и руки. Как же это умение формируется? Помогут графические диктанты, только не под диктовку, как для развития волевой готовности, а копирование с образца. Это может быть копирование геометрических фигур, простых рисунков, схем, букв или цифр.
Шесть лет это тот возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания, ребенок из дошкольника постепенно превращается в школьника. Наша общая задача – помочь детям, чтобы этот период был менее болезненным для ребенка. Детский сад – это учреждение, где основным видом деятельности является игра. Поэтому и занятия по подготовке детей к школе проводятся в виде игр, с использованием игровых моментов и игровых упражнений.
Необходимо обратить особое внимание на выбор образовательного учреждения, а самое главное – на учителя, который будет сопровождать ребенка в стране знаний первые годы обучения.