Шевченко Татьяна
Психологическая консультация «Арт-терапия в коррекции детских страхов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема детских страхов в современной педагогической практике встречается не редко и является актуальной для педагогов и родителей таких детей, поэтому в начале рассмотрим в каком возрасте и какие страхи возникают.
Возрастная периодизация появления страхов у детей (по Ю. Гусевой гештальт-психолог)
1 год жизни – для ребёнка характерен страх разлуки с матерью, боязнь чужих людей и незнакомой обстановки, поэтому важна близость мамы, её отзывчивость на призывы малыша.
Публикация «Психологическая консультация „Арт-терапия в коррекции детских страхов“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
1-3 года – появляется страх оставаться одному, боязнь темноты и сказочных существ, врачей, уколов.
3-5 лет - наиболее часто встречается страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, может сохраняться и усиливаться боязнь сказочных существ.
5-7 лет – появляется страх смерти (своей и других людей, страх перед наказанием, боязнь разных животных, фобии связанные со стихийными бедствиями (вода, пожар.).
7-11 лет – младший школьный возраст может возникнуть страх школы, плохих оценок, боязнь ошибок.
12-17 лет – возникают страхи связанные с межличностными отношениями – быть не как все, выглядеть хуже других, одеваться хуже других…
С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическим проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.
*Страх проявляется в четырех планах: соматические (физиологические) признаки, субъективные (эмоциональные) проявления, особенности когнитивного функционирования, поведенческий репертуар действий. При работе с состоянием страха хорошо зарекомендовала себя арт-терапевтическая методика.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного.
Цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия включает :
изо-терапия
Работа с красками, карандашами, фломастерами, мелками, с солёным тестом
Работа с глиной, с пластилином,с бусинами, с крупами, с бисером, с природным материалом.
Используется как рисование художественной кистью, так и пальцами, ладонью, стопой.
Работа с песком
В 1950-х годах швейцарский психоаналитик Дора Кальфф, глубоко изучив методику «построения мира»,в основу своего подхода к песочной терапии положила теорию К. Г. Юнга.
В качестве материалов используются песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью предлагается создавать композиции на специальном подносе (50см. -70см. -7см). После завершения работы с песком дается название творению и рассказывается о нем психологу.
Возможности ароматерапии:
Эфирные масла:
Корица-масло аромат корицы наполняет тело и душу теплом, устраняет чувство одиночества, скованности и страха, усиливает вдохновение, создаёт домашнюю обстановку, поднимает настроение, вселяет оптимизм, веру в свои силы.
Иланг-иланг-устраняет депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство
Ромашка-идеально подходит детям, т. к. хорошо справляется с приступами истерии, успокаивает, снимает раздражительность и способствует быстрому засыпанию.
Бергамот-используют как снотворное средство, его запах помогает справиться с эмоциональными проблемами.
Мелисса-снимает головную боль, успокаивает бурные эмоции и помогает справиться со страхами.
Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют «инсайт-ориентированный» характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка.
Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности.
В центре арт-терапевтических занятий – самовыражение посредством художественной экспрессии, индивидуально-личностное самопознание.