Лучший педагог года

Психологическая реабилитация детей дошкольного возраста с использованием оборудования светлой сенсорной комнаты

Оксана Крещенецкая
Психологическая реабилитация детей дошкольного возраста с использованием оборудования светлой сенсорной комнаты

Психологическая реабилитация детей дошкольного возраста с использованием оборудования светлой сенсорной комнаты.

С 2004 года я работаю педагогом-психологом в социально реабилитационном центре для несовершеннолетних Ефремовского района, провожу реабилитационные мероприятия с детьми дошкольного возраста (слайд 1).

Публикация «Психологическая реабилитация детей дошкольного возраста с использованием оборудования светлой сенсорной комнаты» размещена в разделах

Психологическим особенностям детей этого возраста я уделяла внимание уже во время учебы, и курсовые и дипломная работа были посвящены именно этим детям. У меня был опыт работы психологом в детском саду и, начиная свою деятельность в Центре «Юность» я оценивала свою компетентность в работе с детьми дошкольного возраста достаточно высоко. Однако, столкнувшись со спецификой работы в подобном учреждении, увидев воочию все психологические особенности детей из социально неблагополучных семей, мне пришлось пересматривать все имеющиеся у меня коррекционные программы, многие писать заново.

Особенностями проведения нескольких таких программ, сложностями в их использовании мне хотелось бы с вами поделиться.

Для начала позвольте нарисовать психологический портрет типичного ребенка дошкольного возраста попавшего в социально- реабилитационный центр. Как правило, это дети, становление которых происходило в крайне неблагоприятной обстановке. Психологическое и интеллектуальное развитие таких детей осуществлялось автономно, без участия взрослого, у них не сформированы не только навыки общения и поведения в обществе, но и вообще картина причинно-следственных связей в окружающем мире. У них нет представления о распорядке дня, гигиене, сенсорный опыт крайне скуден, опыт общения примитивен. Как следствие, у таких детей очень низкий уровень развития высших психических функций, страдает речь, память, внимание, мышление. При этом у них нет неврологических отклонений и добиться оптимального уровня развития можно только при помощи систематически проводимых занятий. В нашем центре такие занятия провожу не только я, но и другие специалисты: воспитатели, дефектолог, социальные педагоги и др. специалисты. Только такой комплексный подход позволяет за реабилитационный период привить ребенку некоторые социальные навыки, откорректировать и систематизировать его представления об окружающем мире, развить познавательные процессы.

С чего начинается такая работа? (слайд 2). При поступлении ребенка в центр проводится диагностика, при этом первая неделя посвящена только знакомству и наблюдению за ребенком, беседам с ним, а проводимая диагностика при помощи тестирования происходит только тогда, когда ребенок уже освоился в новой обстановке и хорошо знаком с психологом. Мой опыт подсказывает, что при таком подходе результаты диагностики будут более достоверны. В результате тестирования, как правило, выявляются проблемы эмоционально – волевой и познавательной сферы, в соответствии с которыми ставится задача по их преодолению.

Наиболее хорошо себя зарекомендовали 2 проводимые мною программы: «1,2,3,4,5 –начинаем мы играть» (слайд 3, направленная на сенсомоторное развитие и «Мир эмоций». Почему именно эти программы? Прежде всего, потому, что интеллектуальное развитие таких детей необходимо начинать именно с сенсомоторного развития. В ходе него мозг ребенка как бы подготавливается к решению более сложных задач, которые мы предложим ему в последующем. Кроме того, пальчиковые игры психологически хорошо воспринимаются детьми, задания веселые, с ними не трудно справиться. Дети получают похвалу и одобрение. И сами понимают, чем это одобрение вызвано. В игровой форме они привыкают слушать взрослого, выполнять инструкции и не отвлекаться во время занятий. Хочу обратить ваше внимание, что задания элементарны, однако их, их применение способствует развитию речи, памяти, мышления. На занятиях нами используются не только готовые игры, но и игры с различными предметами: носовые платочки, грецкие орехи (слайд 4). Есть пособия, которые нам изготовили старшие девочки под руководством инструктора по труду, например, «пальцеход» (слайд 5). Еще одна особенность проведения таких занятий в нашем центре – они проводятся в сенсорной комнате.

Необходимо отметить, что до настоящего времени особенности предметной среды и содержание работы в «сенсорной комнате» понимаются неоднозначно. Некоторые авторы условно разделяют эту предметно – развивающую среду на три блока: среда тёмной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда для сенсомоторного развития. Другие авторы оборудование в сенсорной комнате разделяют на два основных функциональных блока:

- релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, маты, матрасы, кровати, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и релаксационная музыка.

- активационный блок – в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, интерактивное оборудование последнего поколения.

В нашем Центре сенсорная комната функционально поделена на три зоны: зона двигательной активности (слайд 6, 7, 8, зона релаксации (слайд 9, 10, 11, 12) и сенсорная зона (слайд 13, 14). Расположение зон не статично, оно может меняться в зависимости от целей занятия. Каждое занятие включает в себя игры с применением сенсорного оборудования : специальных панно, дорожек, визуально оптических приборов. Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение – через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно – моторной координации.

В результате таких занятий сенсорный опыт детей обогащается, они учатся правильно выражать эмоции восхищения, удовлетворения, в связи, с чем пропадают некоторые движения стереотипического характера, имеющие причины аутостимуляцию (ковыряние в носу, раскачивание и т. д.).

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Опыт комплексной реабилитации показывает, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений влияет на общее эмоциональное, речевое, двигательное развитие детей. Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития сенсорного и познавательного восприятия ребёнка, позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы. После обязательного проведения курса таких занятий можно переходить к занятиям по развитию отдельных познавательных процессов. Мой опыт подсказывает, что в этом случае они будут проходить гораздо результативнее.

Огромную проблему кроме интеллектуального недоразвития составляет эмоциональная незрелость таких детей. Следует помнить, что опыт общения наших детей вообще очень скуден. Как правило, они росли в семьях, в которых родители не могли дать ребенку пример благоприятного эмоционального воздействия, в условиях эмоциональной депривации со стороны матери. Воспитанники нашего центра были лишены даже правильных эмоциональных реакций на события со стороны взрослых, которые они могли бы взять за образец. Дети могут смеяться над чужой бедой, поскольку их не научили сочувствовать и проявлять это сочувствие. Для привлечения внимания они могут использовать агрессивные выпады, так как не знают, как это внимание получить по-другому. Часто я сталкиваюсь с тем, что вновь прибывший воспитанник, стараясь получить мое внимание, использует ненормативную лексику там, где дети из благополучных семей прочли бы стих или показали другие умения.

Для развития умения понимать свои чувства и чувства других людей, умения передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства и формирование других умений, связанных с развитием эмоционально-волевой сферы мной используется программа «Мир эмоций» (слайд 15). Проведение этой программы для детей дошкольного возраста хорошо зарекомендовало себя не только как способ развития эмоционально-волевой сферы, но и как подготовительная ступень для проведения других тренинговых занятий. Работа по развитию эмоциональной сферы продолжается в группе. В каждой возрастной группе есть «экран настроений» (слайд 16, у дошкольников – «солнышко», у младших школьников – «цветок». На экранах дети с помощью символов учатся обозначать свое настроение. Дошкольники для обозначения настроений используют веселое и грустное облачка. Младшие школьники дифференцируют уже больше оттенков настроений: веселое – красная божья коровка, спокойное – желтая бабочка, грустное – голубой василек. Экраны позволяют не только показать свое настроение, но и увидеть настроение других детей. И если кому то стало грустно, другие дети имеют возможность наглядно увидеть кому, в данный момент нужна их дружеская поддержка и участие.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что благодаря совместной работе всех специалистов Центра и использованию оборудования светлой сенсорной комнаты психологическая реабилитация детей дошкольного возраста проходит наиболее успешно: у детей обогащается сенсорный и эмоциональный опыт, расширяется кругозор, они знакомятся с элементарными навыками релаксации.

Необходимо отметить, что мы не останавливаемся на достигнутом и используем в работе как ранее приобретенное оборудование сенсорной комнаты, так и совсем недавно благодаря привлечению спонсорских средств было закуплено новое: большой сухой бассейн, подвесной фибероптический модуль «Солнышко», напольный ковер «Млечный путь», световой стол для рисования песком. В планах – приобрести темные шторы, для того чтобы светооптические эффекты были более наглядными и комната стала еще функциональнее и использовалась не только как светлая, но и как темная.

Главный результат нашей работы – видеть, как постепенно меняются выражения лиц и эмоциональное состояние наших воспитанников. В заключение хотелось бы привести слова Росса Кэмпбела: (слайд 17)«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать».

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Физкультурно-музыкальный досуг «День защитника Отечества»Физкультурно-музыкальный досуг «День защитника Отечества» 22 февраля 2013г. в МБДОУ был проведен физкультурно-музыкальный досуг посвященный 23 февраля "ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА" - с воспитанниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая реабилитация детей дошкольного возраста с использованием оборудования светлой сенсорной комнаты
Опубликовано: 15 августа 2013 в 11:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД