Фания Дресвянкина
Психологическая студия для родителей и детей раннего возраста «Ступеньки общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Во все времена процесс воспитания детей ставил перед обществом, перед родителями множество сложных проблем. Но эти проблемы всегда зависели от конкретных социально-экономических условий и духовной жизни общества.
В наше время мы сталкиваемся с усилением ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей.
Публикация «Психологическая студия для родителей и детей раннего возраста „Ступеньки общения“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Совершенно очевидно, что занятость родителей, материальные трудности, неуверенность в завтрашнем дне, а в связи с этим некоторая переориентация ценностей и ряд других факторов искажают характер взаимоотношений родителей и детей.
В своем большинстве общение в семье обеднено, недостаточно теплоты и внимательного отношения, довольно редки совместные формы деятельности взрослого и ребенка. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенными требованиями послушания не способствуют формированию у ребенка ощущения самоценности, значичимости для других.
Бесспорно то, что в первые годы ребенка для его гармоничного развития наибольшее значение имеет отношение к нему близких взрослых и, прежде всего, матери. Л. С. Выготский писал, что для ребенка мир опосредован взрослыми. Неадекватное отношение к своему ребенку бывает следствием просто недостатка знаний. В большинстве случаев они свидетельствуют о недостаточно чутком отношении родителей к ребенку, об их низкой чувствительности к эмоциональным состояниям, потребностям и реальным возможностям ребенка.
Увеличение количества детей, в той или иной степени испытывающих устойчивое эмоциональное неблагополучие, не может не вызвать тревогу.
Это свидетельствует о том, что во все более усложняющихся социально-психологических условиях идет процесс активного изменения в воспитатель
ных традициях и установках родителей, занятых в большей степени обеспечением семьи. В связи с этим проблема детско-родительских отношений все более усугубляется. Одна из основных задач детского сада – взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка, поскольку это важный и по-своему сложный аспект педагогической деятельности. В этой связи большое внимание уделяется ответственности общественных воспитательных учреждений за организацию работы с родителями, в том числе детей 2-3 летнего возраста.
Задача дошкольного учреждения – изначально устанавливать партнерские, диалоговые взаимоотношения, знакомить родителей с основными факторами и условиями благоприятного психологического развития ребенка на данном возрастном этапе. Педагогический коллектив ДОУ должен терпимее относиться к фактам несовершенства родительского воспитания, вызывать у родителей доверие к детскому саду и готовность сотрудничать с ним в вопросах диагностики, педагогической поддержки, профилактики возрастных новообразований ребенка.
Каждый возрастной этап, в том числе и период раннего детства, сопровождается изменениями в развитии и поведении малыша. Взрослые сталкиваются с определенными проблемами, и выбранная ими форма поведения может вызвать неоднозначные ответные реакции ребенка. Даже в самой благополучной семье, где родители добросовестно заботятся о ребенке, в процессе воспитания они сталкиваются с разнообразными трудностями, с которыми самостоятельно не могут справиться. Родители испытывают затруднения, анализируя собственную воспитательную деятельность, пытаясь установить причины своих первых педагогических ошибок, не замечают неадекватности используемых методов. Иными словами, необходимо помочь им овладеть психолого-педагогическими знаниями, умениями, при этом нужны конкретные, действенные советы, рекомендации.
Большой вклад в создании системы воспитания детей раннего возраста внесли отечественные ученые: Н. М. Аскарина, Г. Г. Григорьева, Л. Н. Павлова, Н. М. Щелованов, М. Ю. Кистяковская, Н. П. Кочетова и др. И в то же время анализ практики показывает, что в целом работа с родителями детей раннего возраста проводится формально и односторонне. По мнению современных исследователей Е. Арнаутовой, Г. Зубовой, Р. Калининой, Н. Кряжевой, А. Луговской, Е. Лютовой, Г. Мониной и др., главным и труднопреодолимым препятствием в воспитании детей раннего возраста является их тяжелая адаптация к детскому саду, проживание возрастного кризиса развития, сопровождающиеся частыми болезнями и эмоциональными стрессами детей. Следует уделять внимание проблемам организации жизнедеятельности ребенка в условиях семейного воспитания, развитию навыков осознанного отношения родителей к возникающим проблемам общения с сыном (дочерью, выработке адекватных способов родительского поведения. Важно через различные формы привлечь внимание родителей к обмену мнениями по актуальным вопросам воспитания ребенка раннего возраста, способствовать пониманию собственного ребенка.