Ирина Смирнова
Психологические игры для детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – что может быть важнее и интереснее для детей? В игре дети учатся, в игре взрослеют и набираются опыта, игра позволяет им выразить свои страхи и комплексы. Игра используется педагогами и психологами для диагностики детских проблем и для психологической помощи детям в сложных ситуациях.
Некоторые игры сами родители могут использовать для помощи ребенку:
в его личных проблемах
для укрепления доверия
для развития взаимопонимания и успешного взаимодействия
Публикация «Психологические игры для детей» размещена в разделах
Все приведенные в статье психологические игры для детей групповые, они достаточно просты и в них можно играть как в семейном кругу, так и в группе детей. Подойдут данные игры как для детей дошкольного возраста, так и для школьников младшего и среднего возрастов. Данные игры описаны К. Тейлор.
Управляемое чудовище
Если у вашего ребенка имеется проблема детских страхов, можно попробовать поиграть с ним в подобную психотерапевтическую игру.
Сначала договоритесь, что сейчас ребенок сделает живого и управляемого монстра. Родитель будет болванкой для изготовления, а ребенок художником. Пусть он скажет, какая должна быть поза, осанка, какое выражение лица у чудовища. Используйте доступные материалы: парики,очки, одежду, что бы придать максимальное сходство с чудовищем. Когда создание монстра завершено, ребенок становится его полновластным хозяином. Чудовище не может сделать ни шага без воли своего властелина. Ребенок должен отдавать команды, которые чудовище в точности выполняет. Это может быть: «Подними руку! Закрой глаза!» или «Принеси мне игрушку», «Танцуй!».
Важно, что бы ребенок ощутил власть над придуманным им чудовищем. Через некоторое время можно поменяться ролями и ребенок сам воплотиться в пугающего монстра.
Сочиняем историю
В своих выдумках ребенок часто отражает проблемы, которые его волнуют и заботят. Сочиняя историю можно легко войти в контакт с самым замкнутым ребенком.
Сочинение истории в руках специалиста может стать отличным диагностическим и терапевтическим приемом, для родителей – поводом для искренней беседы и поддержания контакта с ребёнком.
Для нашей игры-истории необходим материал, это может быть набор картинок из детской игры, вырезанные картинки из журналов или даже набор игральных карт, где цифры и картинки и будут основой сюжетной линии. Историю сочиняют так: Родитель вытаскивает картинку (или пару карт) и начинает историю на основании картинок или символов на них.
Конечно, при использовании карт необходима хорошая фантазия. Например: Жили-были Белоснежка и 10 гномиков в красных шапочках, если выпали дама и десятка червей. Потом картинку вытаскивает ребенок, выкладывает рядом и продолжает сюжет. Родитель, вытаскивая следующую картинку, вплетает свои дополнения и пояснения, которые позволили бы найти выход из затруднительной ситуации или лучше прояснить мотивы действия героев. И так до окончания картинок, или до логического конца истории.
Семейный рисунок
Основная цель этой игры : сближение членов семьи и развитие навыков взаимопонимания и совместного общения.
Она очень полезна в случае переживаний ребенка по поводу конфликтов между родителями, вхождением в семью нового папы (или мамы, или в случае разногласий между братьями-сестрами.
Необходимо приготовить большой лист бумаги (чем больше членов семьи участвуют в игре, тем больше должен быть лист бумаги) и цветные карандаши, мелки, фломастеры. Каждый участник выбирает себе один цвет. Не надо ничего планировать заранее. В процессе рисования ватман можно поворачивать как угодно.
Пусть младший член семьи начнет с каких-либо энергичных каракулей. Следующий участник должен угадать в каракулях намек на осмысленный рисунок и продолжить его, но не заканчивать. Последующие участники продолжают рисунок, добавляют свои детали для создания единой, законченной картинки. Когда рисунок закончен, можно проанализировать и обсудить: что получилось, что могло получиться, чья была идея, которая воплотилась в конце?