Папки-передвижки

Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков

Наталья Емельянова
Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков
▼ Скачать + Заказать документы

По мнению зарубежных исследователей М. Купер и А. Мэтьюз, цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Все мы слышали о том, что младенцы видят только белое и черное (свет и мрак). Но в промежутке от шести недель до двух месяцев ситуация кардинальным образом меняется. Сначала дети начинают различать красный цвет (вот почему этот цвет получил название самым первым). Затем они воспринимают другие цвета, в том числе и желтый.

Публикация «Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков» размещена в разделах

Маленьких детей неодолимо тянет к ярким цветам. С возрастом цветовые пристрастия детей меняются: до десяти лет дети называют любимым цветом красный (или розовый) и желтый; а после десяти лет начинают предпочитать синий. Считается, что это связано с процессом взросления и способностью испытывать различные оттенки настроения.

Цветовые предпочтения детей тесно связаны с половой принадлежностью. Большинство маленьких девочек предпочитает розовый, лавандовый и фиолетовый. Мальчики любят больше черный и другие темные тона. Стоит задуматься, является ли подобное пристрастие врожденным или приобретенным, культурно обусловленным. Точного ответа нет, но ученые склонны думать, что тяга к разным цветам является врожденной. Это очень сложная проблема, которую еще предстоит решить.

Знают ли об этом производители игрушек? Конечно. Они грамотно используют цвет для привлечения внимания маленьких покупателей, чтобы продать свой товар.

Цвет — это отличное средство управления детьми, которое приводит к самым разным результатам. Вы можете применять это средство, чтобы обучать, вдохновлять и подталкивать дошкольника.

Исследования российских психологов (Б. М. Теплова, А. М. Запорожца, Я. 3. Неверович) показали, что дети учатся распознавать и отличать цвета задолго до того, как узнают их названия. Они указывают на яркие предметы, еще не умея говорить. Усваивают их названия дети в возрасте от двух до пяти лет. Разумеется, все дети развиваются по-разному, поскольку взросление связано с состоянием нервной системы. Девочки обычно запоминают названия цветов раньше мальчиков.

Если мы хотим помочь детям научиться распознавать цвета, то надо сделать так, чтобы они учились этому на предметах соответственного цвета. Вот типичные ассоциации, доступные дошкольнику.

ЖЕЛТЫЙ — бананы, лимоны, солнце.

КРАСНЫЙ — яблоки, помидоры.

СИНИЙ — небо.

ЗЕЛЕНЫЙ — горошек, трава, листья.

СЕРЫЙ — слон, волк, мышь.

КОРИЧНЕВЫЙ — медведь, кора деревьев.

Когда мы показываете ребенку картинку, на которой изображено синее яблоко, и спрашиваете его, что это такое, ему требуется больше времени, чтобы узнать изображенный предмет. Синее яблоко может показаться ему смешным. Это свидетельствует о том, что в ребенке развивается умение смеяться над неправильным.

Зайдем в книжный магазин. Мы найдем здесь массу книг и пособий, с помощью которых наш ребенок быстро научится распознавать цвета. Некоторые из них имеют страницы, на которых изображены предметы одинакового цвета, например: лягушки, зеленый горошек и листья деревьев, которые способен распознать даже младенец. Порой рисунки сопровождаются стихами, чтобы ребенку было легче запомнить цвета и связанные с ними предметы. Очень полезны в обучении детей и головоломки-пазлы. Игрушки также помогают детям усвоить названия основных цветов.

Но познания детей о цвете не исчерпываются книгами и игрушками. Мир вокруг них представляет им массу полезной информации. Чтобы ребенок запомнил названия цветов, можно использовать все, что угодно. Какого цвета его любимый сок? Любимое одеяло? Какого цвета молоко, трава?

Даже когда дети становятся старше, мы все равно можем использовать для обучения цвет. Исследования доктора С. Зенталла в университете Пардью (Индиана) показали, что дети с проблемами внимания лучше справляются с заданиями, в которых для визуальной стимуляции используется цвет. Улучшение столь же заметно, как и при применении лекарственных средств. Значит, цвет можно использовать даже в медицинских целях.

Самовыражение

Цвет — это полезное средство и для выражения эмоций, особенно тех, которые ребенку трудно выразить словами. Давно замечено, что, прослушав веселую сказку со счастливым концом, дети начинают рисовать желтыми мелками. После же грустной сказки их тянет к коричневым карандашам. То есть светлые тона дети связывают с позитивными эмоциями, а темные — с негативными. Какое настроение у ребенка? Он счастлив, возбужден, печален, напуган или сердит? Психотерапевты также учат детей различать чувства, называть их, обсуждать, используя цвет. Эта техника называется «Раскрась свою жизнь». Наилучшие результаты по ее использованию дают дети старше шести лет, которые знают названия цветов и понимают собственные чувства. Часто возникают такие сочетания: красный — гнев, оранжевый — радость, серый — одиночество.

Убеждение

Цвет — это безопасная область, в которой дети начинают самоутверждаться. Цветовые пристрастия они распространяют не только на себя, но и на взрослых.

По мере того как дети взрослеют, их цветовые предпочтения становятся все более важными. Таким образом, они пытаются избежать давления, влияния извне и отстаивают свою самостоятельность. В возрасте от пяти до десяти лет, когда все большее значение в жизни ребенка имеет окружение, дети расширяют свои цветовые горизонты. Некоторые, особенно девочки, гордятся тем, что у них есть одежда разных цветов. Такие дети любят рисовать самыми разными цветами, просят купить им наборы карандашей из сорока восьми или шестидесяти четырех цветов. А уж девяносто шесть — это вообще предел мечтаний! Другие, особенно это касается мальчиков, демонстрируют свои цветовые пристрастия, используя цвета любимых спортивных команд. Дети любят цветные продукты питания, которые не нравятся взрослым. Конечно, взрослому трудно понять любовь ребенка к синим червякам из жевательного мармелада!

И мальчики, и девочки в этот период испытывают мощное влияние средств массовой информации. Привлекательными цветами для них становятся цвета любимых персонажей из телепередач или мультфильмов. Особенно нравятся детям искусственные цвета, на которые столь щедро наше время. Такие краски могут иначе преломлять свет, быть металлизированными, перламутровыми или сверкающими. Детям нравятся игрушки, меняющие цвет при изменении угла зрения.

Публикации по теме:

Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств.

Консультация для педагогов «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Тема: «Психологические особенности развития детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов.

Особенности общения с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом Каждый человек занимает в обществе определенное место и, следовательно всегда находится в соответствующих отношениях с окружающим миром.

Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста». Проблема: у многих детей, приходящих.

Особенности организации культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное многоуровневое социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой.

Особенности применения элементов логоритмики в работе с детьми младшего дошкольного возраста В последнее время всё более заметным становится рост отклонений в развитии речи у детей, что приводит к задержке речевого развития у до-школьников.

Особенности усвоения грамматического строя языка детьми среднего дошкольного возраста В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя.

Психологические особенности детей с отклонениями в поведении старшего дошкольного возраста К сожалению на сегодняшний день количество дошкольников, с девиантным поведением значительно увеличилось. Это происходит потому что увеличивается.

Статья «Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста как основа музыкального восприятия» Младший дошкольный возраст (3-4 года) является благоприятным для музыкального воспитания. Психологические особенности младших дошкольников.

Выступление на родительском собрании «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста» Возраст детей 4 – 5 лет находится на рубеже между двумя пределами дошкольного возраста – младшим и старшим, его можно назвать средним дошкольным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков
Опубликовано: 18 июля 2016 в 07:46
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологические особенности восприятия детьми дошкольного возраста различных цветов и их оттенков» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Емельянова (УИ 212890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД