Папки-передвижки

Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

Мельникова Лариса Леонидовна
Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста».

Проблема: у многих детей, приходящих в школу, имеются значительные проблемы в формировании школьно-значимых функций.

Актуальность: от того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.

Гипотеза: грамотная эффективная организация интеллектуально-развивающей работы подготавливает радостную и теплую встречу ребёнка со школой.

Публикация «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи:

- формирование мотивации учения;

- изучения потребностей и индивидуальных особенностей поведения ребёнка;

- развитие познавательных процессов и высших психических функций: восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, фантазии;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие творческих способностей;

- развитие речи: обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения и звуковой культуры речи; умение составлять простейшие и интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильное построение фраз, композиционное оформление их содержания;

- развитие когнитивной сферы, эмпатии.

Принципы:

1. Повторение материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.

2. Доверие (откровенность) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, быть смешным.

3. Уважительное отношение друг к другу.

4. Принцип подкрепления. Формирование умения и навыков в ходе реализации предшкольной подготовки:

- умение устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы;

- умение строить общение с разными людьми (взрослыми, сверстниками, знакомыми);

- умение самостоятельного творческого использования языка в процессе речевой деятельности;

- знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы;

- умение ориентироваться в пространстве;

- развитие коммуникативных навыков;

- умение классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам;

- умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия;

- умение определять последовательность событий, объяснять несоответствия, отличия между предметами и явлениями.

Интеллектуальное развитие ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идет в процессе всей жизни, начиная с рождения. Общение с ребёнком должно проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне.

В период дошкольного детства внимание ребёнка привлекают те явления и предметы, которые вызывают у него интерес. Ребёнок сосредоточен, пока есть интерес. Формирование произвольного внимания идет постепенно, по мере развития таких свойств, как объем, устойчивость, переключение, распределение, концентрация.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. При опосредованном логикой, мышлением запоминании материал необходимо сначала осмыслить. Создать целостный образ, объединить отдельные свойства предмета помогает восприятие. Оно включает в работу сенсорные, речевые, двигательные механизмы. Восприятие в старшем дошкольном возрасте хорошо развито, но еще несовершенно и поверхностно. Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением знаний, опыта, усилением его связи с памятью, воображением, мышлением, вниманием и волей.

Со способностью ребёнка и необходимостью творить новое связано воображение. Создание образов, характеризующихся творческим воображением, влечет за собой оригинальность, неповторимость, новизну.

Овладение моделями выводит дошкольника на новый уровень способы получения детьми знаний. Модельно-образные формы ярко развиваются и проявляются в рисовании, конструировании, в продуктивных деятельностях. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребёнок, приобретают обобщенный характер.

Мышление ребёнка порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Для овладения операцией сравнения ребёнок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов.

Развивающие игры, загадки, головоломки не могут полностью освободить от необходимости творческого подхода к жизненным ситуациям. Это одно из средств развития интеллектуальных способностей и оно будет полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу игр, и принципами, на которых строится система восприятия детей в семье.

Рекомендации по организации игр и упражнений с дошкольниками :

1. Ни пресыщения, ни принуждения.

2. Ребёнок всесторонне признает единичные предметы с помощью приема конкретизации.

3. Познав общее, ребёнок глубже проникает в сущность единичного.

4. Счёт, уроки доброты, путешествия способствуют физическому развитию мозга, а, следовательно, и интеллекта.

5. Нужно постоянно следить за вниманием и интересом ребёнка, энтузиазмом, это поможет видоизменить материал.

6. Предметом рассмотрения являются не только цифры, буквы, явления окружающего мира, но и чувства, ощущения, переживаемые ребёнком в процессе деятельности и общения с людьми.

Формы работы с родителями :

- беседы;

- консультации;

- наглядно-текстовые формы (стенды, тематические папки-передвижки, памятки, ширмы, информационные корзины);

- вечер вопросов и ответов.

Развивающая работа с детьми :

1. Игровое упражнение.

2. Развивающие игры.

3. Инсценирование.

4. Игровая ситуация.

5. Вечер-досуг.

6. Вечер-развлечение.

7. Беседа.

8. Путешествие.

9. Тренинг.

Предполагаемая гипотеза подтвердилась.

Вывод: актуальным является умение ребёнка добывать знания, научить радоваться каждому новому открытию и достижению; дети постепенно приучаются оценивать себя, работу, изучают линейки успеха; заглядывают в «сосуд знаний»; и начинают с нетерпением ждать начала своей школьной жизни.

Публикации по теме:

Алгоритм организации и проведения коррекционной работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Цель коррекционной работы педагога-психолога - оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического.

Консультация «Нетрадиционные методы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста» Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение.

Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста Первая проблема с которой столкнуться педагоги и родители, планируя посещение музея, связанна с определением возраста ребенка, сенситивного.

Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть первая) .

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в осенний период Наблюдение в живой природе Цель 1. Наблюдение за изменениями в природе. а) за распространением семян в природе, б) наблюдение за осенним.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в природе в летний период Живая природа Цель Наблюдение за летними изменениями в природе, - цветами в цветниках, - посадками на огороде, - молодыми всходами,.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в природе в весенний период Живая природа цель Наблюдение за сезонными изменениями происходящие в природе родного края. - растениями (сокодвижение) - кошкой, ласточкой,.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в природе в зимний период Наблюдение в живой природе Цель Наблюдение за птицами: - галками, вороной, сорокой, воробьями, - голубями, синицей, снегирем - за поведением.

Программа коррекционно-развивающей работы «Цветотерапия» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Самое - изменение устойчивых поведенческих реакций детей. Как помочь агрессивному ребёнку стать добрым и внимательным к окружающему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2016 в 15:27
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД