Приложение МААМ

Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Татьяна Попкова
Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагоги постоянно подвергаются интеллектуальному напряжению, интенсивное управление образовательным и воспитательным процессом вызывает у них перенапряжение и, как следствие этого, различные физические недомогания (головные боли, боли в области шейного отдела, боли в грудном отделе и т. д.). К концу учебного года напряжение, раздражение значительно возрастают и часто приводят к спаду физической активности, нестабильным эмоциональным состояниям. Все негативные проявления зачастую являются причиной возникновения конфликтов в системах: педагог-педагог; педагог-воспитанник; педагог-родители. Психологический климат в коллективе ухудшается, становится нестабильным, а зачастую - негативным.

Публикация «Психологический тренинг для педагогов детского сада „Профилактика эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах

Реализация психологического тренинга планируется на второе полугодие учебного года, т. к. именно в этот период помощь педагогам наиболее актуальна и необходима.

Цель тренинга: предупреждение эмоционального выгорания, способствование стабилизации эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

1) выявление нестабильности эмоционального фона;

2)подготовка методического материала педагогам для самостоятельной работы;

3) снятие эмоционального напряжения;

4) обучение саморегуляции, самоконтролю;

5) осуществление коррекционных мероприятий;

6) мониторинг результатов, рекомендации педагогам.

Этапы работы:

1. Предварительная работа.

2. Психологический тренинг – вторичная коррекция (осуществляется в мае, начале июня).

Организуется тренинг на открытом воздухе (коллектив выезжает на природу). На данном этапе проводится тренинг, основной целью которого является обучение различным техникам релаксации и саморегуляции, выход негативных эмоций, снятие эмоционального напряжение. Способствующая обстановка легко создается на открытом воздухе. Обязательны техники молниеносной мышечной релаксации, расслабляющего дыхания, звуковая гимнастика. Данное мероприятие способствует сплочению коллектива, установлению доброжелательной атмосферы.

3. Мониторинг изменений. Может проводиться в форме анкетирования, опроса.

Предварительная работа:

1. Диагностика (осуществляется в начале учебного года, во втором полугодии).

На данном этапе осуществляется диагностика педагогов (Приложение 1). Обрабатываются результаты. Создается картотека, оформляются психологические карты с целью прослеживания динамики состояний педагогов.

2. Первичная коррекция (осуществляется в феврале).

Организуется «Психологическое кафе» (с использованием мультимедийного оборудования). В музыкальном зале накрывается один большой стол, приглашаются все педагоги на «чаепитие» отдохнуть, пообщаться. Создается атмосфера для расслабления: приглушается свет, демонстрируются релаксационные ролики, звучит соответствующая музыка. Проводится проективная методика «Прогулка в лесу» (использование декораций «Зимний лес», аудио-звука хруста снега при ходьбе, аудио-звука пения зимующих птиц, которая помогает открыть тайны подсознания, окунувшись в мир фантазий и грез. Далее общаемся на интересующие темы.

Предполагаемый результат: снизится уровень эмоциональной напряженности, уменьшится количество конфликтных ситуаций, уменьшится количество педагогов с синдромом эмоционального выгорания.

Психологический тренинг

Добрый день, дорогие коллеги. Обратите внимание на ту красоту, гармонию, умиротворение, которое нас окружает. Природа сибирских лесов спокойная, загадачная и манящая. Мудрость природы, ее благодатная атмосфера помогут нам сегодня заглянуть в себя, побороть свои сомнения, свое напряжение и т. п.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях связанных с людьми. Это ощущение усталости, бессонница, негатив к работе, людям, детям, чувство вины, тревожность, раздражительность.

Чтобы нам нам было комфортно друг с другом, давайте познакомимся по особенному.

УПРАЖНЕНИЕ «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Встаньте в круг. По очереди назовите как бы вы хотели, чтобы вас сегодня называли. Свое настроение, внутреннее состояние вам предстоит выразить по-разному. Вытяните карточки на них написано как вам нужно выразить себя (остальные угадывают).

Вывод: Иногда легче выразить себя с помощью образов, чем рассказать словами и найти подходящие слова. Почаще надо заглядывать в себя. В одних случаях это поможет вовремя себе помочь, в других – научит жить здесь и сейчас.

МЕТОД МОЛНИЕНОСНОЙ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

Каким образом можно научить себя молниеносно расслабляться? Методика следующая:

1. Тренировка начинается с мышц лица. Тренирующийся садится напротив зеркала, смотрит на свое отражение и определяет характер выражения лица в данный момент. Выражение может быть грустным, усталым, сосредоточенным, озабоченным. Задача по счету «и раз» сделать на лице маску апатии, отрешенности. Поскольку существует визуальный контроль, то это в принципе несложно. Выражение отрешенности характеризуется практически полным расслаблением мышц лица. В напряжении (минимальном) должна остаться только одна мышца мышца, поддерживающая нижнюю челюсть.

2. Упражнение для шеи. Удобно также практиковаться сидя. Зеркало не нужно. Задача на счет «и раз» резко расслабить мышцы шеи и наблюдать, как голова заваливается в ту или иную сторону. Чтобы это было ощутимее, для начала голову слегка можно наклонять вперед или в стороны. Голова должна падать на грудь или на плечи стремительно. Перед этим упражнением надо размять шею и сделать круговые движения головой, чтобы не потянуть связки и мышцы. Весь смысл именно в быстрой, молниеносной релаксации. В идеале необходимо добиться балансировки головы на шейных, позвонках при полностью расслабленных мышцах.

3. Упражнение для рук. Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, локти разведены в стороны. Сначала тренируется одна рука, затем вторая, затем упражнение для обеих рук одновременно. Задача: упираясь рукой в пояс, резко расслабить мышцы руки, при этом она падает, как в пропасть. Вы должны почувствовать, как рука мгновенно становится тяжелой и как бы отделенной от вас. Для контроля степени расслабления нужно корпус слегка наклонить вперед, падающая рука при этом должна качаться, как плеть. Добившись определенных успехов, можно перейти к упражнению для обеих рук.

Руки висят расслабленные, туловище наклонено вперед. Слегка покачивая корпус из стороны в сторону, представить, что вместо рук веревки. То есть руки должны покачиваться так, как если бы это были веревки.

4. Упражнение для ног. Положение стоя. Ноги чуть разведены в стороны. По команде резко расслабляется то правая, то левая нога. При этом расслабленная нога подгибается, внешне это выглядит будто вы резко принимаете команду «вольно» то на одну, то на другую ногу.

5. Упражнение для всех мышц. Упражнение проводится на мягком ковре или мате. Исходное положение стоя. Задача: мгновенно расслабить все мышцы туловища. При этом человек должен падать, как подкошенный. Данное упражнение надо проводить аккуратно, в самый последний момент падения подстраховывая себя напряжением мышц. К этому упражнению переходят, когда уже достигнуты определенные успехи при выполнении первых четырех. Оно наглядно показывает, сколь велико значение напряжения мышц для поддержания устойчивого положения.

Успокаивающее дыхание.

Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

Дышите таким образом несколько минут.

Расслабляющее дыхание.

К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

Толчковое дыхание.

Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.

Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.

Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

Огненное дыхание.

Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

Связывающее дыхание.

Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.

Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.

В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом, которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.

Релаксация по методу Бенсона.

Сядьте спокойно в удобной позе

Закройте глаза

Расслабьте все мышцы, начиная с мышц ног и заканчивая мышцами лица. Сохраняйте состояние расслабленности.

Дышите через нос. Осознайте своё дыхание. После выдоха произнесите про себя слово «один». Например: «вдох…выдох – «один», вдох …выдох – «один» и т. д. Дышите легко и естественно.

Сохраняйте принятую позу от 10 до 20 минут. Вы можете открыть глаза, чтобы посмотреть на часы, но, не тревожась при этом. Когда вы закончите, посидите несколько минут – сначала с закрытыми, а потом с открытыми глазами. Не вставайте ещё несколько минут.

Не беспокойтесь о том, насколько успешно и глубоко Вы достигаете релаксации, не мучайтесь и не напрягайтесь – позвольте возникать релаксации в своём темпе. Когда вы отвлекаетесь, не останавливаясь на отвлечении и возвращаясь к повторению слова «один», то постепенно, по мере повторения, релаксация будет возникать легче.

Звуковая гимнастика.

Звук «А» - дает команду организму настроиться на работу;

Звук «Н» - заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его;

Звук «В» - исправляет нарушения в нервной системе;

Звук «Р» - помогает снять стрессы, страхи;

Звук «Е» - создает барьер для защиты от негативных эмоциональных влияний.

УПРАЖНЕНИЕ «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

(педагоги садятся вокруг стола, на котором стоит цветной песок, маленькие прозрачные баночки с закручивающейся крышкой, тоненькие веточки).

Несколько минут я предлагаю вам побыть наедине с собой и прислушаться к своим ощущениям. Спросите себя «Что я сейчас ощущаю, переживаю, думаю?». Можете на минутку закрыть глаза для того чтобы прислушаться к себе. Сосредоточьтесь на несколько секунд на этом вопросе и подумайте, с помощью каких цветов смогли бы отразить свое эмоциональное состояние.

Откройте глаза. Сейчас мы будем создавать вашу радугу настроений.

Перед вами цветной песок. Выберите первый цвет который чем-то напоминает то что вы ощущали сейчас. Насыпаем его в баночку. Только делайте это очень аккуратно, чтобы не перемешать слои песка, иначе вместо радуги в бутылке у вас получится песок грязно - коричневого цвета. Итак, приступаем. Следующий цвет и т. д. пока вы не заполните ваш сосуд радужного настроения.

Можно взять веточку и попытаться создать какой-либо рисунок очень аккуратно, чтобы не перемешать лишние слои. Вот так творят египетские мастера создавая творческие рисунки из песка.

Это можно делать в группах с детьми. Закрутите крышку. Поделка готова!

Итог: Продемонстрируйте свой шедевр. Посмотрите на радугу в баночке внимательно и скажите, что приходит вам в голову, когда вы на него смотрите - ассоциации. Имеет ли это с вашими ощущениями внутренним состоянием, что-то общее?

Ведущий подводит итог: умение снимать свое психологическое и эмоциональное напряжение, позитивное мышление, осознание и развитие своего ресурсного состояния, а также положительные эмоции которые мы сегодня получили от встречи помогли нам ощутить себя лучше, подняли наше настроение и самоощущение. А если в собственном доме царит мир и любовь, позитив, то мы можем творить, дарить, нести любовь в маленькие домики детских сердец.

Эмоциональное, психологическое здоровье педагога необходимо не только для его профессиональной деятельности, но и для здоровья детей, наших воспитанников. Здоровый педагог — здоровые дети.

УПРАЖНЕНИЕ «АПЛОДИСМЕНТЫ» (2 мин.)

Цель: поднять настроение и на позитиве завершить занятие в эмоциональном плане.

Хотелось бы закончить нашу встречу на позитиве. Хотелось бы подарить ощущение победы и оваций каждому. Я подхожу к любому участнику нашей тренинговой группы и начинаю аплодировать. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Публикации по теме:

Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья Семинар – тренинг на тему «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья»..

Игра-тренинг для педагогов «Профилактика психоэмоционального выгорания» - Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Для того, чтобы вам была ясна цель нашего занятия окунемся в историю. Вступление.

Конспект тренинга по профилактике эмоционального выгорания среди педагогов «Гармония» Тренинг «Гармония» Цель: снять эмоциональное напряжение для укрепления психологического здоровья педагогов. Задачи: создание возможности.

Профилактика эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов. Ознакомление педагогов.

Психологический тренинг для педагогов «Мы команда» Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Данный тренинг проводится педагогом-психологом совместно.

Семинар-тренинг для педагогов детского сада «Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов» КГКП Детский сад-ясли №45 «Болашак» акимата города Усть-Каменогорска Подготовила: педагог-психолог Слукина Лилия Геннадьевна Семинар-тренинг.

Структура тренинга для воспитателей «Синдром эмоционального выгорания педагогов» Тренинг-семинар Симптомы эмоционального выгорания у педагогов Структура тренинга СЭВ 1. Тревожный конверт 2. Игра «Давайте поздороваемся».

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания. «Я ль на свете всех милее…» Цель: Эмоциональное благополучие педагогов в образовательной среде. Задачи: Активизация процесса самопознания и взаимопонимания у педагогов;.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии»Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»Уважаемые коллеги,.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 07:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический тренинг для педагогов детского сада «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Попкова (УИ 928205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД