МААМ-картинки

Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в ДОУ

Ирина Пуртова
Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в ДОУ

Деятельность педагога-психолога на первом этапе включает в себя:

• проведение семинаров для педагогов по данной проблеме;

• групповые консультации для родителей (устные и письменные, в виде информации на стендах);

• организацию анкетирования родителей воспитателями;

• индивидуальные консультации для родителей и педагогов.

Второй этап работы – анализ результатов анкетирования.

Целями анализа работы являются:

Публикация «Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в ДОУ» размещена в разделах

*выделение тех фактов в анамнезе, которые могут неблагоприятно отразиться на социально-психологической адаптации ребёнка (например, в биологическом аспекте анамнеза фактором риска могут быть: патология беременности, родов; перенесённые тяжёлые заболевания, травмы; из факторов социального анамнеза необходимо учитывать отклонения от возрастных режимов в домашних условиях, низкий уровень развития общения, наличие вредных привычек);

*получение данных о навыках ребёнка, о степени самостоятельности, интересных и любимых занятиях, привычках, что позволит наиболее эффективно построить взаимодействие воспитателя с ребёнком, исходя из его потребностей и индивидуальных особенностей, что достаточно актуально не только в период адаптации.

Первые два этапа работы педагога-психолога несут профилактическую функцию.

Третий этап работы – реализация профилактических и коррекционных мер для оптимизации процесса адаптации. На этом этапе большое значение имеет непосредственная индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдается тяжёлая степень адаптации (см. Приложение 2). Кроме того, педагог-психолог разрабатывает рекомендации воспитателям для работы с поступающими детьми, рекомендации фиксируются в календарных планах (ежемесячная страничка «Рекомендации психолога» или в графе «Примечание»).

Особенности работы воспитателя

в период адаптации детей к ДОУ.

Процесс адаптации, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных моментов с семьёй.

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

• беседы с родителями;

• анкетирование;

• наблюдение за ребёнком;

• развивающие игры.

Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдения за ребёнком в первые дни его пребывания. Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенности общения со взрослыми и сверстниками и т. п. Однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания процесса адаптации. Для этого на каждого ребёнка ведётся индивидуальный адаптационный лист (см. Приложение 3, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист передаётся педагогу-психологу, который прилагает его к карточке наблюдения за развитием ребёнка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и, при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед важно, чтобы воспитатель установил контакт с родителями, помог снять тревогу за малыша, информировал бы о протекании адаптационного периода, ориентировал на активное взаимодействие.

В первые дни пребывание ребёнка в группе является минимальным. Утреннее кормление желательно проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуется назначать в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание спать желательно проводить на шестой день пребывания в детском саду. На девятый рекомендуется родителям оставить ребёнка на один-два дня дома (из-за снижения защитных сил организма). По отношению к детям, нуждающимися в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной. При этом необходимо помнить, что все вышеперечисленные мероприятия должны осуществляться с учётом особенностей привыкания ребёнка к ДОУ.

В процессе адаптации ребё нка к ДОУ воспитателям рекомендуется:

• использовать элементы телесной терапии (брать ребёнка на руки, обнимать, поглаживать);

• по рекомендации врача подвешивать над кроватью возбудимого ребёнка мешочки с успокаивающими сборами трав;

• предлагать ребёнку ложиться спать с мягкой игрушкой;

• рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;

• использовать игровые методы взаимодействия с ребёнком;

• создавать у ребёнка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы, на наш взгляд, поможет ребёнку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации.

КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ,

РАЗРАБОТАННЫЕ ИНСТИТУТОМ ПЕДИАТРИИ

Лёгкая степень адаптации

К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребёнка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликнуться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменениё. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит тоже восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течении месяца, плаксивость в течении всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким- эмоционально-возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи (диатез) – в течении полутора –двух недель.

Тяжёлая степень адаптации

Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким – эмоционально-возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Тяжёлая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:

1) нервно-психическое развитие отстаёт на 1-2 квартала, респираторные заболевания – более трёх раз, длительностью более десяти дней, ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2) дети старше трёх лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье, поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывание в ДОУ, нервно-психическое развитие отстаёт на 2-3 квартала (от исходного, замедляется рост и прибавка в весе.

Невротические реакции:

• рвота;

• пристрастие к личным вещам;

• наличие страхов;

• неуправляемое поведение;

• стремление спрятаться от взрослых;

• истерически реакции;

• тремор подбородка, пальчиков.

Публикации по теме:

Циклограмма работы педагога-психолога Циклограмма работы педагога- психолога МАДОУ ДСКВ «Солнышко» Зандаковой М. Р. Дни недели Время Работа с детьми Работа с родителями и педагогами.

Работа с семьёй по вопросам гендерного воспитания детей в условиях ДОУ (из опыта работы) Для достижения наилучшего результата в работе по вопросу гендерного воспитания детей дошкольного возраста, необходимо тесное взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое обеспечение адаптационного периода ребенка в ДОУ
Опубликовано: 27 февраля 2015 в 11:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД