Психологическое сопровождение процесса подготовки дошкольников к школе

нина каверина
Психологическое сопровождение процесса подготовки дошкольников к школе

Педагог-психолог МБДОУ детский сад№6

«Солнышко» Н. С. Каверина

г. Жердевка

Психологическое сопровождение процесса подготовки

дошкольников к школе

Вся дошкольная жизнь ребёнка это и есть его подготовка к школьному обучению.

Шестилетний ребёнок находится на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные, психологические качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится учебная.

Но учебная деятельность становится ведущей, особо важной для психического развития лишь тогда, когда завершены те психические новообразования, которые формируются в основном в дошкольном детстве.

Возникает вопрос: какие же психические процессы особенно важны для начального образования? В первую очередь это мышление и воображение. Без высокого уровня развития этих процессов невозможно успешное обучение. Именно мышление и воображение определяют развитие творческого потенциала человека.

Для развития воображения особенно важна игровая деятельность.

Один из главных элементов такой игровой деятельности это творческое начало: ребёнок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнёрами, развёртывает сюжет и заканчивает её по своему решению. Отсюда и необходимость использования в обучении ролевой игры. Именно она способствует развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных умений ребёнка (сказать об играх в группах).

Какой вклад вносит дидактическая игра в развитие учебной деятельности? Игры с правилами имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и других, уточняет знания об окружающем мире, учится их применять в разных ситуациях. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самоконтроль и самооценку, но не имеет решающего значения в развитии творчества. Игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения ребёнка. (дети-непоседы) Эти игры организуют, регулируют действия ребёнка, ограничивают его спонтанную, импульсивную активность. Осознавая правила игры, дети начинают подчинять им свои действия, в результате чего формируется волевая и эмоциональная саморегуляция.

Шестилетний ребёнок прекрасно работает со схемами и моделями, отражающими связи и отношения между объектами. это отнюдь не вспомогательная сторона обучения, способствующая лучшему усвоению материала. Такое обучение имеет самостоятельную ценность, развивая наглядно-образное мышление и создавая базу для формирования полноценного логического мышления.

Остановимся на важнейших для успешного обучения качествах школьника - его активности и самостоятельности. В их формировании ведущую роль играет стиль отношений педагога с детьми. Чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения. Нужно хвалить ребёнка за саму попытку найти решение. А затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются именно этому ребёнку, вместе найти правильное решение. Для формирования самостоятельности очень полезно давать детям свободные задания: не просто повторить пройденный материал, а придумать что-то, отгадать и т. п. очень полезны задачи открытого типа, задания, не имеющие однозначного решения.

Следующая необходимая предпосылка – умение планировать свои действия. Этот начальный ориентировочный этап проходит при обязательном и очень подробном руководстве педагога, который добивается осознания всех действий каждым из воспитанников.

Ещё очень важно научить детей самоконтролю: проверять свою работу, сравнивать её с образцом, находить собственные ошибки. Можно указать ребёнку: «Посмотри, здесь ты, кажется, ошибся. Проверь себя, пожалуйста!» педагог не должен злоупотреблять выражениями типа «неправильно», «не знаешь», «не стараешься».

Педагог должен помнить, что ребёнок на данном возрастном этапе быстро утомляется, не может заниматься однообразной деятельностью. Время, после которого он начинает отвлекаться составляет примерно 12-15 мин. (занятие должно состоять из частей или физкультминутка).

Для преуспевающего ребёнка педагог должен увеличивать количество заданий того же типа. Если не обратить на таких детей должного внимания, то уже через некоторое время у этих детей резко снизится познавательная активность.

При подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе педагог всегда должен держать в поле зрения развитие таких школьно-значимых функций, как:

- умение точно воспринимать и выполнять задание;

- способность запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения, развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

- фонематическое восприятие.

Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы работы с детьми:

- уход от жёсткого регламентированного обучения школьного типа;

- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;

- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности;

- обеспечение взаимосвязи занятий с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной и др.);

- использование цикличности и проектной организации содержания обучения;

- создание игровой предметно-развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;

- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. введение в обучение проблемных ситуаций, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

- широкое использование игровых приёмов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

- обеспечение ребёнку возможности ориентироваться на партнёра-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребёнка, формирует уважение и доверие к взрослому;

- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребёнку чувство комфортности и успешности.

Насыщение предшкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской» деятельности служит гарантом формирования полноценной психологической готовности ребёнка к систематическому обучению в школе.

Разное:

Школа дисциплинирующее учреждение, но не стоит пугать ребёнка, школе и учебному процессу надо давать положительную оценку.

Самооценка у ребёнка должна быть адекватной или чуть завышенной. Есть дети с заниженной самооценкой. У них налицо дефицит доверия, застенчивость. Есть ослабленные дети (кличка «тормоз»). Есть дети, которые уходят в себя (аутизм). Чем больше здоровья у ребёнка, тем лучше он, как правило, занимается.

Литература: журнал «Воспитатель» №52009г. стр. 48.

Есть и др. темы: Дети и родители на школьном старте.

Вопросник «Готов ли родитель к школе».

Семья – детский сад – школа.

План – программа мини школы для родителей

«Готовность к школе»

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Психологическое сопровождение процесса подготовки дошкольников к школе
Опубликовано: 3 января 2015 в 15:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 декабря. День прав человека

«Борись за свои права» — под таким девизом в этом году проходит День прав человека. Эта особая памятная дата установлена Генеральной Ассамблеей ООН в честь принятия Всеобщей декларации прав человека. Этот...

9 декабря. День рождения компьютерной мыши

9 декабря исполняется года 51 год компьютерной мыши. Именно в этот день в 1968 году на конференции по вычислительной технике была продемонстрирована «в деле» первую в мире мышка. Это была деревянная...

Консультация для родителей и педагогов «Непослушный карандаш»
Консультации для родителей и педагогов: «Непослушный карандаш» Все знают, как нелегко приучить ребенка держать карандаш правильно. Если сразу не сделать...
Фотоотчет об открытом мероприятии «Путешествие по России в поисках самого красивого...
Фотоотчет открытого мероприятия «Путешествие по России в поисках самого красивого цветка для мамы». Воспитатель Исаева Светлана Анатольевна. Мы живем...
Лепка «Снеговик» в средней группе
Лепка в средней группе «Снеговик» Цель : развивать сенсорный анализ, творчество детей при помощи лепки снеговика из пластилина . Задачи : Образовательные...