МААМ-картинки

Конспект психологического занятия «Как научиться жить без драки»

Анастасия Пронченко
Конспект психологического занятия «Как научиться жить без драки»

Психологическое занятие «Как научиться жить без драки»

Цель: профилактика драк и агрессивного поведения.

Задачи:

• предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;

• формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;

• обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.

Публикация «Конспект психологического занятия „Как научиться жить без драки“» размещена в разделах

Оборудование: опросник: «Что вызывает во мне агрессию», листы белой бумаги, ручки, цветные карандаши, компьютер, проектор, презентация.

Ход занятия

Упражнение «Приветствие по кругу»

Вопросы к подросткам: Что такое драка и каковы причины ее возникновения? Как вы считаете, актуальна ли эта тема в школе или в семье? Почему? Отчего же возникают драки?. (Ответы детей.)

Информация

Драки являются следствием агрессии человека. Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие? Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т. д.

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных, до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для: рукоприкладства; прямых оскорблений, в т. ч. и "невинных" дерганий девочек за косички; ущемляющих достоинство "дразнилок" и "обзывалок".

Задание: Опишите те чувства, которые вы испытываете в различных ситуациях?

(работа на доске)

Упражнение «Кулачки»

Заполнение опросника поможет им осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у них агрессивные чувства.

Вопросы опросника: «Что вызывает во мне агрессию»

1. Я терпеть не могу, когда ___

2. Я не могу слышать ___

3. Я очень сильно раздражаюсь, когда ___

4. Когда я злюсь, ___

5. Для преодоления агрессии мне помогают таким советом или действием:

Работа в группах «Выработать способы»

- действия во время драки;

- саморегуляции, когда "чешутся руки" и хочется подраться;

- противодействия, когда вас кто-либо втягивает в драку.

Предлагаю всем вместе выработать способы: действия во время драки; саморегуляции, когда "чешутся руки" и хочется подраться; противодействия, когда вас кто-либо втягивает в драку.

(Подростки разбиваются на 3 группы, которые в течение 1 мин разрабатывают способы реагирования в различных ситуациях, а затем представляют и обосновывают их.)

Упражнение «Используем выработанный опыт»

После обсуждения способов реагирования, подросткам предлагается практическое занятие по их использованию (работают в парах).

Если вас втягивают в драку :

1. Переведите конфликт в шутку.

2. Отойдите в сторону.

3. Уйдите в другую комнату.

4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

– "Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой".

– "Я возмущен твоим поведением".

– "Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать".

– "Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?".

Беседа о драках. Способы избегания драк

В лучшем случае потом, после драки :

1. Неприятная беседа с воспитателями, педагогами, администрацией.

2. Совет профилактики. Ссоры, упреки.

3. Наказание: лишение мобилы, компа, прогулок, поездок.

4. Падение самооценки, настроения, нежелание общаться.

5. Все кругом плохие! Справедливости нет!

А в худшем случае, финал может быть и таким!

Увечья, уродства!

Потеря слуха, зрения, активности!

Инвалидность!

Смерть!

Судимость!

Непоправимые последствия для многих людей!

Наказывают ли «драчунов» - ?

Ответственность:

Уголовная - ?

Гражданско–правовая - ?

Так, лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 летнего возраста, подлежат уголовной ответственности (ст. 20 УК РФ) :

за убийство (ст. 105 УК РФ,

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ,

умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ,

похищение человека (ст. 126 УК РФ,

изнасилование (ст. 131 УК РФ,

насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ,

кража (ст. 158 УК РФ,

грабеж (ст. 161 УК РФ,

разбой (ст. 162 УК РФ,

вымогательство (ст. 163 УК РФ).

Кроме уголовной ответственности за драки есть ещё и гражданско–правовая.

В этом случае необходимо обратиться в суд с иском о возмещении вреда (ст. 1073-1074 ГК РФ).

Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

Если драки подростков происходят в то время, когда ребята должны находиться под надзором, то ответственность несет школа. Поскольку в соответствии со ст. 1068 Гражданского кодекса РФ, юридические лица отвечают за вред, причиненный действиями (бездействиями) их работников при исполнении ими своих служебных обязанностей. Данную статью конкретизирует статья 32 Закона «Об образовании» : образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Поэтому ответчиками будут законные представители и образовательное учреждение (школа).

Если виновному больше 14 лет, то ответственность он несет самостоятельно. Однако если своих средств у него нет, то возмещать ущерб будет законный представитель.

За совершение противоправных действий, например, драки, подростком, а также иное грубое неоднократное нарушение устава учреждения предусмотрена дисциплинарная ответственность, регулируемая Законом РФ «Об образовании», правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисления учащегося со школы в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется, если ученику исполнилось 15 лет. Если ему меньше 15 лет, то отчисление из учебного заведения возможно только с согласия законных представителей и комиссии по делам несовершеннолетних.

Способы борьбы с оскорблениями:

1. Это уже было, придумай что-нибудь новенькое … (подсчет).

2. Нельзя выходить из себя, так как обидчик чувствует себя ещё лучше, видя слезы своей жертвы.

3. Не нужно остро реагировать на шутки и комментарии, это только распаляет обидчика.

4. Эффективнее драки – взвешенный словесный отпор по слабому месту обидчика.

5. Однажды поддавшись и проявив слабость перед обидчиком – рискуешь столкнуться с ситуацией вновь!

6. Всегда нужно понимать, что оскорбление – это лишь мнение одного человека, которое не соответствует действительности!

7. Повысить актуальность в успеваемости, в мероприятиях, хобби, увлечениях, и т. д.

8. Предложить помощь обидчику (учеба, игра, отдых).

9. Отреагировать неожиданно (улыбнуться, рассмеяться, спеть, станцевать)

10. Всегда знать – что любой взрослый когда – то пережил подобное и справился!

Памятка: Если вы стали свидетелем драки, то мы предлагаем:

1. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

2. Уговорить драчунов продолжить разбор отношений чуть позже (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить воспитателю или психологу оказать им помощь в примирении).

3. Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

4. Если указанные выше способы не помогли, позвать воспитателя.

Если вы рассержены действиями обидчика и хотите его ударить, то мы предлагаем следующее:

1. Снять напряжение с помощью: счета до 10; умывания рук.

2. Направить агрессию на неодушевленный предмет:

эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;

боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.

3. Пойти к психологу.

4. Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Правила «Я запрещаю себя обижать!», которые помогут вам не стать объектом агрессии:

1. Не бойся агрессора, держись уверенно.

2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, четко и твердо.

3. Не груби в ответ и не дерись.

4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения:

• твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;

• пошути в ответ;

• спокойно уйди (не убегай);

• обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам.

ПРИТЧА «БЕЗВРЕДНАЯ ЗМЕЯ» Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в неё камнями, таскать её за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».

Вопрос для обсуждения: В чем мораль этой притчи?

Нет ничего страшного в том, чтобы пошипеть иногда на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны и не пускать яд в кровь обидчика. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ. А это очень важно, потому что зло никогда не приводит за собой добро. Другими словами, притча говорит о том, что каждая личность должна обладать определенной нормой агрессивности. В этом случае агрессивность выполняет защитную функцию. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости.

Заключение:

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ.

Да. Это сложно.

Порою, даже невозможно.

Не месть приносит облегченье,

не зло в ответ, а лишь ПРОЩЕНЬЕ.

И пусть СУДЬБА сама решит, за что и как вознаградит.

Ведь тот, кто сеет зло вокруг, сам попадает в этот круг.

Публикации по теме:

Конспект психологического занятия с детьми младшей группы «Геометропоезд»Конспект психологического занятия с детьми младшей группы «Геометропоезд» Цели: 1. развивать восприятие формы: круг, квадрат, треугольник; 2. развивать умение различать геометрические фигуры по цвету, размеру и.

Конспект психологического занятия «Волшебное путешествие в сказку «Гуси лебеди»» Конспект Занятия Цели: Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;.

Конспект занятия «Где могут жить растения»Конспект занятия «Где могут жить растения» Цель: Дать представление о разных условиях жизни в разных регионах Земли: в Арктике и Антарктике (территории, прилегающие к Северному и.

Конспект занятия «Где могут жить животные»Конспект занятия «Где могут жить животные» Цель. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости животных от условий жизни в разных климатических.

Конспект занятия по аппликации «С юга скворушки летят — в новом доме жить хотят»Конспект занятия по аппликации «С юга скворушки летят — в новом доме жить хотят» Конспект занятия по аппликации "С юга скворушки летят - в новом доме жить хотят" Цель: развитие продуктивной деятельности через объемную.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить»Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей иметь представление о понятиях «Большая Родина», «Малая Родина»; 2. углублять.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить!»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить!» Все дети, да и взрослые, любят своих бабушек и дедушек. Как хорошо,когда в нашей жизни есть такие люди. И как жаль, что не у каждого.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка психологического занятия для детей подросткового возраста «Быть уверенным» Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения. Задачи: • развивать навыки самоанализа.

Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. (Автор: педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект психологического занятия «Как научиться жить без драки»
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 10:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД