Мягких Мария
Консультация «Психологическое здоровье дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. А так же это не только душевное, но еще и личностное здоровье.
Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.
Выделяют 2 понятия: здоровье и нездоровье.
Публикация «Консультация „Психологическое здоровье дошкольника“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению. Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности.
Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам.
Основные критерии психологического здоровья :
• адекватное восприятие окружающей среды,
• осознанное совершение поступков, (ребенок должен осознавать, то что он сделал)
• активность, (быть активным как на занятиях так и вне их) зависит от типа темперамента.
• работоспособность,
• целеустремлённость,
• способность устанавливать контакты,
• чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям,
• способность составлять и осуществлять свой жизненный план,
• ориентация на саморазвитие,
• целостность личности.
Меланхолик - Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.
Флегматик - Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.
Сангвиник - Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Холерик - Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Факторы влияющие на психическое развитие детей дошкольного возраста.
1. Социально-культурный фактор - оказывает неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, который обусловлен ускорением темпа жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. (примеры) Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние.
2. Социально-экономический фактор – При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.
3. Социально-психический фактор
Психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.
Причины нарушения психического здоровья
1) Соматические заболевания (Заболевания сердца и сосудов, Заболевания дыхательной системы, Поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта, Травмы, ожоги и ранения, Наследственные генетические заболевания, Органические поражения нервной системы, Инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов, Паразитарные инвазии, Эндокринные заболевания).
2) Неблагоприятные факторы (стрессы, потеря близкого человека).
Психологически здоровый дошкольник - это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности.
Невроз - это нервно-психическое расстройство, вызванное длительными психотравмирующими факторами, эмоциональным или умственным перенапряжением.
Наиболее типичный невроз у детей это неврастения
Признаки неврастении:
• Повышенная раздражительность
• Быстрая утомляемость
• Расстройство сна
• Сонливость
• Неустойчивое настроение
• Ухудшение аппетита
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в:
• головных болях,
• слабости,
• снижении аппетита,
• нарушении сна,
• ухудшении памяти,
• рассеянности.
В заключении хотелось бы дать конкретные рекомендации: как сформировать хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям!
• доверие к ребенку;
• уважительное отношение к детям;
• в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
• демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
• детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре,
• меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
• похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
• помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Таким образом, что психическое здоровье дошкольника это оптимальное функционирование всех психических структур.