Екатерина Гребенюк
Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Подготовила: Гребенюк Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Место работы (район, город) : Мытищинский район, МБДОУ №52 «Берёзка»
Публикация «Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей» размещена в разделах
В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.
Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии.
В последние годы в России начали работать психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК). Эта служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством об образовании Российской Федерации и проектом Типового положения о ПМПК. Вместе с тем деятельность ПМПК потребовала научного понимания возрастной диагностики психического развития, разработки принципов отбора методик для психолого-педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование.
Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. Однако в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов.
ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3 ЛЕТ
Фукс Германа
Автор методики Е. А. Стребелева
1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ.
Покажи, где зайчик (показывает)
Возьми матрешку (берёт правильно)
Возьми машинку (берёт правильно)
Поставь матрешку в машинку (ставит)
2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь
гулять (шапку)
Если ручки замерзнут, что наденешь на них? (варежки)
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? (иголка и нитки)
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? (очки)
Чем будешь резать бумагу? (ножницами)
Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? (дождь)
3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.
Спрячь машинку в коробку (выполнил правильно)
Поставь машинку на коробку (выполнил правильно)
Спрячь машинку под коробку (выполнил правильно)
Поставь машинку за коробку (выполнил правильно)
4. НАЙДИ КАРТИНКУ.
Покажи, где шар и шары (показал правильно)
Покажи, где гриб и грибы (показал правильно)
Покажи, где кукла и куклы (показал правильно)
Покажи, где яблоко и яблоки (показал правильно)
Покажи, где стул и стулья (показал правильно)
5. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.
Игрушки (называет правильно)
Предметы (называет правильно)
Части тела (называет правильно)
6. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ.
Что делает мальчик? (отвечает правильно)
Что делает девочка? (отвечает правильно)
Что делает мама? (отвечает правильно)
Что делают дети? (отвечает правильно)
7. СКАЖИ КАКОЙ.
Какой это мяч (по размеру? (отвечает правильно)
Какой это мяч (по цвету? (отвечает правильно)
Данного ребёнка можно отнести к четвертую группе (34—40 баллов, у него отмечается интерес к действиям с игрушками, он самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач пользуется практической ориентировкой (методом проб). У него имеется интерес к продуктивным видам деятельности, самостоятельно справляется с предложенными заданиями. Речь у этого ребёнка фразовая, понятная для окружающих. У него хороший уровень познавательного развития.
Список литературы:
1) «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» - методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей»/Под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-е изд., пер. и доп. – М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2005;
2) «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (пилотный вариант)»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.