МААМ-картинки

Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни

Елена Хабибулина
Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни

Речь перестраивает все психические процессы : восприятие, мышление, память, чувства, желания и т. д. Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуативности и от давления предметной среды. В отличие от любого другого сигнала или любой вокализации слово - это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный предмет, но мысль, образ, понятие. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и прежде всего общением.

Публикация «Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни» размещена в разделах

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложения. Резко возрастает речевая активностью ребенка. Это возрастание происходит по нескольким линиям.

Во-первых, расширяется круг речевого общения ребенка. Он много говорит уже не только с близкими взрослыми, но и с другими, малознакомыми людьми; с помощью речи он начинает обращаться и к сверстникам. Но речь как средство общения в раннем детстве, как правило, непосредственно связана с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придает речи форму диалога, т. е. прямых ответов на вопросы взрослых или вопросов и обращений к ним. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослым, которая еще не отделена от конкретной ситуации взаимодействия.

Во-вторых, резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Собственная речь ребенка часто сопровождает его предметные действия. Например, ребенок констатирует падение или перемещение игрушек («мишка упал», «мячик укатился», комментирует свои действия с кубиками («домик большой не сломается», подгоняет лошадку («скорей поехали») и т. д. Эта речь на первый взгляд ни к кому не обращена, она просто фиксирует действия ребенка. Однако такая речевая фиксация имеет огромное значение для формирования мышления ребенка.

В-третьих, значительно возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети уже не только могут слушать и понимать обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены (слушают радио, пластинки и т. д.). На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов и любит слушать их в исполнении взрослых. Дети легко запоминают небольшие стихотворения или сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.

Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребенок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой отдельные слова независимо от реального положения тех вещей, которые они обозначают. Если на этапе автономной детской речи слова ребенка могут отражать только воспринимаемую ситуацию, то с развитием грамматической структуры речь ребенка все более отделяется от наглядной обстановки. Вначале то или иное высказывание выражается средствами языка при опоре на конкретно воспринимаемую ситуацию. Затем выделяется грамматическая форма, выражающая эти отношения предметов в конкретной ситуации. И наконец происходит отвлечение обозначаемых данной грамматической формой отношений.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 года - 300 слов, в 3 года 6 месяцев - 1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи не раз подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000 - 1200 слов.

Значительно чище становиться произношение. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды и пр., т. е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой установлены особенности содержание наиболее употребительных частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных названий предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы - 16,5%; названия средств передвижения - 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.

Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.

Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».

Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами (например, предлог «на» употребляет чаще, чем «в, но» реже пользуется предлогами «из, за»).

При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др., форму (круглый шарик). Однако в начале года он еще часто не согласует прилагательные мужского и женского рода с существительными и употребляет их в именительном падеже единственного числа.

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи.

Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

Лексика ребенка по мере развития речи не только обогащается, но и становится более систематизированной. К трем годам он начинает усваивать слова-понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.) в пассивной речи.

Многие названия предметов ребенок хорошо знает (быстро находит среди разных вещей одной группы нужные, они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он пользуется ими не всегда. Нередко ребенок сам придумывает слова; это указывает на то, что он начинает осознавать звуковую сторону слова («мазелин» вместо вазелин, «мокресс» вместо компресс). Иногда дети еще продолжают путать сходные объекты или предметы одного назначения, например ботинками называют и туфли, и сандалеты, и даже тапочки; почти не называют детали предметов, части.

Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи - диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки в начатом предложении.

На третьем году жизни связная речь ребенка только начинает свое формирование. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка - овладение его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Малыш верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»).

Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.

В этом возрасте дети обладают огромными возможностями усвоения звуковой стороны речи. Так, согласно ориентировочным показателям развития речи детей третьего года жизни, разработанным Н. М. Аксариной, концу этого возрастного этапа дети в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных [л], [р].

В этот период жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их.

Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка - кошка - мошка, ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре (состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не могут правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед, весипед; бегемот - как бебенотп, гегеногп).

На третьем году жизни у детей значительно улучшается подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти, совершенствуется речевой слух, работа голосового аппарата. Они усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно. Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения.

Итак, к трем годам произносительная сторона речи у детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые не совершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например: не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда этого требует ситуация.

В этот период, во второй половине третьего года жизни, дети начинают задавать огромное количество вопросов, что также свидетельствует о развитии речи и мышления. В вопросах отражается жажда знаний, стремление к ним. Все, что в какой-либо степени вызывает недоумение или удивление, все незнакомое, непонятное, неизвестное порождает вопросы. Родителям следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, ясные, понятные ответы. Это очень важно, так как именно в этом возрасте начинает развиваться диалогическая речь. Первые вопросы ребенка очень просты, они в основном о предметах и лицах, которые непосредственно его окружают. Малышу хочется получить фактическую информацию: «Это что такое?», «Что ты делаешь?», «Куда делись туфельки?», «Кто пришел?». «Куда ушла тетя?» и т. п. Родители не должны ограничиваться только ответами на вопросы, очень важно при случае самим задавать вопросы, простые по форме и содержанию: «Какая шапочка у Кати?», «Что Катя ест?», «Какая собачка у дяди?», «Какие цветочки растут на лужайке?» и др. Побуждая малыша отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем его способность быстро и правильно применять уже приобретенный запас слов, обогащаем его новыми словами.

Поддерживая диалог с ребенком, мы открываем ему возможность общения со взрослыми, которое является для него не только средством приобретения знаний, но и источником радости. На это указывают многие психологи и педагоги. Говорить с ребенком надо понятным для него языком, используя простые слова, короткие фразы, и не утомлять частыми и длинными разговорами и рассказами.

Д. Б. Эльконин обращал внимание на то, что сроки начала интенсивного роста активного словаря, зависит в первую очередь от характера отношений взрослых и ребенка, от особенностей общения между ними.

Еще одна особенность, характерная для детей данного возраста, - появляющийся интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К. И. Чуковский. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Можно сказать, что ребенок сам себя тренирует в произнесении звуков помимо того, что он пользуется осмысленной речью.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом.

Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение посредством речи необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка сформировалось различное отношение к хорошему и к плохому. Самые первые оценочные слова: «хорошо», «плохо» - дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождаются интонацией, мимикой и жестами. Затем дети начинают пользоваться сами этими словами для выражения оценки своих поступков и поступков других людей.

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его дейcтвия начинают подчиняться словесно выраженному признаку, запрету. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости.

Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими. В три года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга. Ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает определенный лексический запас.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования ВведениеИнклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который.

«Овощи». Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни, тема: «Овощи» задачи Познакомить детей с овощами. Развивать активный словарь детей.

Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию речи детей третьего года жизни» С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря,.

Нравственное воспитание детей третьего года жизни Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам,.

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников Грамматика русского языка — обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается.

Психолого-педагогические основы проблемы развития мышления старших дошкольников Понятие мышления Мышление – это высокая форма отражения мозгом окружающего мира, в наибольшей степени сложный познавательный процесс, свойственный.

Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей дошкольников старшего возраста. 1 часть 1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и музыкальная деятельность Известно, что творческое развитие, в частности.

Психолого-педагогические основы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогические основы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о числе.

Родительское собрание «Развитие речи детей третьего года жизни в условиях внедрения ФГОС до»Родительское собрание «Развитие речи детей третьего года жизни в условиях внедрения ФГОС до» Цель: Активизация родителей, для участия в образовательном процессе, по развитию речи детей 2-3 лет в условиях введения ФГОС ДО. Задачи:.

Сценарий родительского собрания «Развитие речи ребёнка третьего года жизни» во второй группе раннего возраста Собрание - диспут во второй группе раннего возраста «развитие речи ребёнка третьего года жизни» Цель: познакомить родителей с особенностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни
Опубликовано: 21 марта 2019 в 11:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические основы речи детей третьего года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хабибулина (УИ 20352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД