Приложение МААМ

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с моторной алалией

Ирина Шенгелия
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы

Основные задачи:

1. Создать условия для продуцирования самостоятельного высказывания.

2. Развитие артикуляционной моторики.

3. Коррекция нарушений звуков.

4. Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.

5. Развитие пространственно-временных представлений.

6. Обогащение словарного запаса.

7. Формирование связной речи.

8. Развитие психических процессов.

9. Совершенствование мелкой моторики.

Развитие неречевых психических процессов

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с моторной алалией» размещена в разделах

Способствовать развитию слуховой памяти, слухового внимания в игровых ситуациях (выделять определённо звучащую игрушку из 3-4,ребенок должен уметь определять направление звучания, запомнить звучание игрушек в данной последовательности, после изменения порядка звучания предложить восстановить прежний порядок звучания).

Развивать зрительное внимание и память. Ребенок должен восстановить прежний порядок после того, как логопед за его спиной меняет местами игрушки. Или должен запомнить определённую игрушку, затем найти её в ряду из 5-6игрушек.

Развивать психомоторику :

- общую (упражнять в ходьбе на полной ступне, на носках, на пятках, учить скакать на правой и левой ногах);

- ручную (поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону, имитировать крылья ветряной мельницы, имитировать полёт птиц);

- пальчиковую моторику в специальных упражнениях и играх (шнуровка, бусы, игры-застёжки, прищепки); массажировать пальцы рук; проводить пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением и без него.

Развивать невербальное мышление: разложить серию картинок в логической последовательности; разложить изображения овощей и фруктов (или из других групп) в две группы; исключение 4-го лишнего).

Логопедический массаж – вспомогательная реабилитационная терапия

При коррекции моторной алалии особенно эффективен логопедический массаж.

Схемы логопедического массажа лица.

Массаж лба.

1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

2. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

3. Направление движения от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий

4. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

Массаж щёк.

5. Направление движения от уголков рта к вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

6. Направление движения от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

Массаж носа.

7. Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения поглаживающий, растирающий, вибрационный.

Массаж носогубной складки.

8. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения : поглаживающий.

Массаж рта.

9. Направление движения от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

10. Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

Массаж подбородка.

11. Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Массаж шеи.

12. Направление движения : вдоль грудинно -ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Работа над правильным дыханием

Дыхательная гимнастика без использования игровых приёмов

Проведение специальных упражнений, направленных на выработку правильной воздушной струи, в которых вдох и выдох носом чередуется со вдохом и выдохом ртом:

1. Вдох носом – выдох ртом;

2 Вдох-выдох носом

3. Вдох-выдох ртом.

4. Вдох ртом, выдох - носом

Во время проведения дыхательной гимнастики необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи и не напрягался.

Развитие фонетико-фонематического слуха

-Побуждать повторять звуки, слоги, простые слова.

-Прослушивать звуки живой и неживой природы, звуки речи.

-Петь песенки со звукоподражанием.

-Побуждать к воспроизведению недостающих слогов и слов в потешках

и стихах.

Воспитание артикуляторных навыков

Для развития подвижности артикуляционных органов необходимо проводить пассивную артикуляционную гимнастику. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:

1. Собирание губ в «Трубочку».

2. Растягивание губ в улыбку.

3. Поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен

4. Опускание нижней губы с обнажением дёсен.

5. Приподнимание кончика языка шпателем к твёрдому нёбу или верхней губе.

6. Подтягивание языка вперё д: язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону.

Уточнение артикуляции имеющихся звуков, постановка отсутствующих

Уточнение артикуляции гласных звуков.

Уточнение артикуляции свистящих звуков.

Уточнение артикуляции шипящих звуков

Уточнение артикуляции сонорных звуков.

Уточнение артикуляции аффрикат.

Постановка отсутствующих звуков

Постановка свистящих согласных звуков (с, сь, з, зь, звука «Ц»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С-СЬ-З-ЗЬ.

1. Лягушка - Хоботок

2. Лопаточка.

3. Накажем непослушный язык:

-Положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»

4. Киска сердится:

-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы.

На счёт1-выгнуть спинку горкой. упираясь кончиком в нижние зубы. на 2-вернуться в исходное положение.

5. Упрямый ослик:

-Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ИЕ»

Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6. Трубочка.

7. Чистим нижние зубки:

-Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо -влево. Нижняя челюсть неподвижна.

8. Качели.

9. Посчитай нижние зубки.

-Улыбнуться, приоткрыть рот Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб.

Постановка шипящих звуков «Ш», «Ж»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж

1. Лягушка-Хоботок

2. Лопаточка

3. Накажем непослушный язык

4. Чашечка:

-Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до 5. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

5. Бублик:

-Выполнить упражнение Хоботок. Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы Следит, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении под счёт до5.

6. Фокус:

-Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7. Лошадка:

-Улыбнуться, открыть рот, .Пощелкать. как цокают лошадки. Рот при этом открыт. Следить, чтоб язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

8. Маляр:

-Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9. Вкусное варенье.

-Улыбнуться, открыть рот. Языком, в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

10. Грибок

-Улыбнуться, открыть рот присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба. А подъязычная уздечка -ножка. Кончик языка не должен подворачиваться. Губы в улыбке.

11. Гармошка:

-Положение языка, как в упражнении грибок. Губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.

Постановка сонорных звуков «Л», «Р»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л-ЛЬ

1. Лягушка-Хоботок

2. Лопаточка

3. Накажем непослушный язычок.

4. Вкусное варенье

5. Качели.

6. Пароход:

-Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

7. Индюк:

-Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движение широким передним краем по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, что бы слышалось «бл-бл-бл». Следить, что бы язык не сужался, он

должен быть широким

8. Маляр

9. Чистим верхние зубы.

-Улыбнуться, приоткрыть рот.

-Кончиком языка почистить верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. Посчитай зубки. (В этом комплексе считаем верхние зубы)

11. Поймай звук «Л»

-Улыбнуться. Во время произнесения звука «А» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, послышится звук «Л»

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков «Р»,»РЬ»

1. Качели.

2. Маляр

3. Чистим верхние зубки.

4. Посчитай верхние зубки.

5. Лошадка.

6. Грибок.

7. Гармошка.

8. Барабан.

-Улыбнуться, открыть рот. многократно и отчётливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот открыт.

9. Комарик

-Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы;

Длительно произнести звук З-З-З.

10. Моторчик.

Основное упражнение:

Во время длительного произнесения звука З-З-З или Д-Д-Д быстрыми движениями плоской ручкой чайной ложки, шпателем, соской, зондом с шариковым наконечником или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Развитие импрессивной речи

Закрепление навыка составления простого предложения по модели Кто? Что делает? Что?

Составление предложений по вопросу (Кто мяукает? Кошка что делает? Кто мычит? Корова что делает? Кто лает? Собака что делает).

Составление предложений с однородными сказуемыми.

Исправление семантической ошибки в предложении.

Понимание сравнительных конструкций.

Исключение лишнего предмета.

Узнавание предмета по описанию.

Коррекция лексико-грамматического строя речи и связной речи

- восстановление чувства ритма,

- формирование ударного ритма,

- подготовительная работа по делению слов на слоги, - формирование ударного слова,

- развитие чувства ритма с опорой на заданный слог,

- формирование ритмической структуры слова с опорой на слух и зрение,

- формирование ритмической структуры с опорой только на слух,

- формирование ритмичной структуры с опорой только на зрительное восприятие,

- определение количества, последовательности и места слога в слове,

- отработка слов с поэтапным усложнением слоговой структуры,

- выработку навыка правильного употребления падежных форм,

- работа с предлогами,

- работа над словоизменением и словообразованием,

- работа над развитием понимания числовых окончаний существительных и глаголов,

- работа над сложным предложением.

Публикации по теме:

Анимация «Символы гласных звуков»Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с моторной алалией
Опубликовано: 20 октября 2014 в 16:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с моторной алалией» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шенгелия (УИ 257556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД