Нина Панькова
Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных компонентов личности является осознание «Я» - идентичности, т. е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди тоже признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не-Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Идентичность - это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути, тогда как идентификация - процесс его формирования. Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка.
Публикация «Психосексуальная идентификация в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Половая идентификация - отождествление себя с физическим и психологи-ческим полом мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения.
Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания.
Психосексуальная идентичность создается за счет взаимодействия многих факторов: идентификации со взрослым и имитации его поведения; соответствующего внушения со стороны взрослого, и о соответствующих полу стереотипах.
Ребенка изо дня в день ориентируют на ценности своего пола. Ему сообщают, как должен вести себя мальчик или девочка. Мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь. Ты не девочка. Ты - мужчина». И тот учится сдерживать свои слезы. Девочку наставляют: «Не дерись, не лазай по заборам и деревьям. Ты – девочка!» И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка. Такие и подобные установки взрослых ложатся в основу поляризации поведения. Кроме того, стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин. Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущи женщине, смелость, решительность, самообладание – признаки мужественности.
На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает при-сваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.
В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин.
В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести.
Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипным формам поведения взрослых, являющимся вредной социальной привычкой (брань, курение и др.). Так, мальчики хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.
Начиная с четырех лет у мальчиков и девочек появляется дифференциация в выборе игрушек: машина, кубики - мальчикам, а кукла и посуда - девочкам.
Предпочтение тех или иных игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки - в сфере быта.
В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям.
Постепенно у детей дошкольного возраста складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.
К 6 годам у ребенка под влиянием соответствующих образцов и стратегий родительского поведения должна сложиться характерная направленность в отождествлении себя со взрослыми того же пола, что и он, которая будет определять его психологические и сексуальные особенности, социальное и межличностное поведение по мере взросления.
К 5 – 6 годам образуется уже достаточно устойчивая система «роль/ идентич-ность», и различия в поведении, высказываниях, самоотношении детей разного пола должны быть заметны.
Однако уже в дошкольном возрасте отмечается несовпадение половой принадлежности и полового поведения. Из-за ошибок или небрежности воспитания в на-личных социальных условиях семьи ребенок утрачивает систему психосексуальных ориентиров и начинает отдаляться от стандартов половых ролей, соответствующих его полу. Проблема психосексуальной идентичности особенно остро стоит для тех детей, которые воспитываются в неполных семьях, или в семьях с искажением психосексуальных ролей. Здесь дети, не имея необходимого психосексуального образца, вынуждены отождествляться с ролями и образцами противоположного пола, что приводит к тому, что в будущем для них могут оказаться затрудненными межличностные контакты со сверстниками своего и противоположного пола, поиск интимного партнера, отношения с собственными детьми.
Распознавание отклонений в психосексуальной идентификации не всегда доступно близким к ребенку взрослым, а чаще они просто не замечаются или не воспринимаются как значимые. Как правило, проблема встает в тех случаях, когда, будучи порицаемым и даже наказанным за несоответствующее полу поведение, ребенок продолжает ему следовать, или же когда вследствие репрессивных родительских мер ребенок демонстрирует невротические реакции.
Уловить эти отклонения можно в:
- предпочтении определенных игр и игрушек;
- выборе ролей в групповых играх (безусловно, дети обоих полов в равной степени могут играть «в войну» или «в дочки - матери», - важна именно роль, которую в «мужской» или «женской» игре выберет, предпочтет дошкольник);
- общение со сверстниками (должна настораживать уже сама тяга к общению с детьми противоположного пола в сочетании с выраженным стремлением выглядеть, как они, подражать им даже по линиям незначимых, не наглядных признаков) и взрослыми (большая доверительность в общении даже с посторонними противоположного пола и отчуждение от собственного, стремление к контактам и общности жизни с «чужим» полом, подражание и т. д.);
- стремлении изменить одежду и внешность по стандартам «чужого» пола;
- неудовлетворенности своей социальной ролью и соответствующими полу степенями поведенческой свободы («мальчишкам можно, а нам нельзя…»);
- индивидуальном стиле поведения;
- продуктах фантазии и творчества, содержании мечтаний и сновидений.
Поскольку психосексуальная идентичность – существенный элемент личностной идентичности, овладения категорией «Я», то при разработке игр и занятий необходимо учитывать следующие моменты:
• к шести годам дети должны эмоционально положительно переживать свою принадлежность к определенному полу и осознавать ее необратимость;
• располагать общим набором индивидуальных психологических установок мальчика и девочки на то, какими они должны быть уже сейчас и когда вырастут;
• соотносить свое поведение с поведением взрослых мужчин (женщин);
• лично соотносить себя с другими детьми своего и противоположного пола;
• осознавать значение своей личности как представителя пола для себя самого и для других, вырабатывать полоролевые идеалы, ценности, ориентации.
Осознание своей половой принадлежности имеет наиважнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Поэтому так важно, чтобы мальчик имел мужской образец для подражания и солидаризировался с ним («Мы - мужчины!», чтобы девочка идентифицировала себя с мамой или другими представителями женского сообщества.
Представления о психологических, биологических и социальных особенностях своего пола и вытекающих от сюда стратегиях поведения, образцов построения отношений с людьми своего и противоположного пола должны быть включены в обязательный перечень знаний, умений, социальных навыков, подлежащих усвоению в дошкольном детстве. А поскольку идентификация себя со взрослыми своего пола начинается в неявном виде после 2 – 3 лет, а более отчетливо к 5 – 6 годам, то психосексуальному развитию важно придать статус необходимого аспекта воспитания уже в дошкольном детстве.