Мария Абрамова
Публичная лекция «В воспитании кроется тайна усовершенствования человеческой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 37
ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ
«В ВОСПИТАНИИ КРОЕТСЯ ТАЙНА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ»
И. Кант
воспитатель МАДОУ д/с № 37
Абрамова Мария Алексеевна
Калининград 2016
«Человек – единственное создание, подлежащее воспитанию, может быть воспитан только человеком – людьми, точно также получившими воспитание».
Публикация «Публичная лекция „В воспитании кроется тайна усовершенствования человеческой природы“» размещена в разделах
Начну я свое выступление с цитаты «Каждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием» М. Адзельо.
Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой проблемы зависит счастье или несчастье индивидуумов, благосостояние целых обществ и даже будущее всего человечества. В воспитании, по замечанию Канта, кроется тайна усовершенствования человеческой природы. Мысль о громадном значении воспитания высказывается не только такими великими теоретиками философами, как Кант, но с большой силой и убедительностью и такими выдающимися педагогами-практиками, как Коменский и Песталоцци. “Человек делается человеком, - говорит Песталоцци, - лишь благодаря искусству воспитания”.
Громадное значение воспитания обуславливается крайней беспомощностью вступающего в жизнь ребенка, как в физическом, так и в психическом отношении. Молодая душа, подобно семени растения, развивается изнутри, самостоятельно, но и для нее необходимы - как для растения - влага, почва, солнце и т. д. - известные благоприятные условия, создаваемые воспитанием в интересах наилучшего приспособления ребенка к условиям окружающей жизни. Поэтому-то дети, поставленные в неблагоприятные условия для развития, например лишенные некоторых органов чувств или совершенно оставленные без воспитания, заброшенные, развиваются медленно и не достигают высоких степеней развития.
Русское слово воспитание без приставки «вос» звучит так – питание. Приставка «вос» резко меняет его значение. Заметим: если каждая мать кормит своего ребенка и считает это своим долгом, то не каждая мать воспитывает и не каждая считает это своей священной обязанностью. Без питания ребенок, конечно, не выживает, а без воспитания выживает, считают некоторые. Но воспитание питает душу, сердце ребенка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств и формированию внутреннего человека. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный… Вряд ли…
Какова же истинная цель воспитания? Немецкий философ Э. Кант считал:
«В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы».
Гораздо раньше об этом же говорил Демокрит:
«Природа и воспитание подобны. А именно: воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу».
Человек не рождается совершенным, но его природа требует этого, и задача всей жизни человека – стремиться к чему-то более совершенному и прекрасному и в этом стремлении становиться более совершенным человеком. Об этом говорят абсолютно все религии мира, все гуманистические философские системы и все великие педагогические доктрины. И именно воспитание этому служит.
Давно известно, что не хлебом единым жив человек, а мир держится добром. И потому вечные и истинные ценности должны быть сохранены. Без них человек человеком называться не может. К этим ценностям обязан стремиться воспитатель, он должен знать и постигать их, чтобы «питать» ими ребенка.
Лев Толстой писал:
«Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети… Нет проблемы воспитания, есть проблема самовоспитания».
Древнекитайский философ и мудрец Конфуций более двух с половиной тысяч лет назад наставлял своих учеников:
«Если же не можешь усовершенствовать себя, то, как же сможешь усовершенствовать других людей?».
А если воспитатель ко всему этому безразличен и верит, что достаточно проводить определенные мероприятия с детьми, не погружаясь в подобные «высокие материи»? Можно вспомнить, что на этот счет писал выдающийся советский воспитатель и педагог Сухомлинский:
«Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка».
Конечно, воспитать без определенных приемов и продуманных мероприятий нельзя, но без душевного контакта с ребенком, без передачи от сердца к сердцу энергии души все эти мероприятия становятся мертвыми и бесплодными. Поэтому В. Сухомлинский считал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
О воспитании говорить необходимо, потому что, к большому огорчению, ни школа, ни в большинстве случаев семья его не дают. Воспитание – дело дошкольное в первую очередь, и, подняв его на более высокую ступень, дошкольные учреждения могли бы компенсировать и заполнить этот опасный пробел. Как это ни трудно, но необходимо.
Нивелируя и искажая смысл воспитания, не зная, кого воспитываем, к чему стремимся, к какому Человеку, мы тем самым уничтожаем саму мораль, нравственность, истинные идеалы и ценности. Насколько это опасно для общества – мы должны понимать. И подходили мы к этому постепенно: из общества, семьи, детских садов и школ стала уходить идея воспитания более совершенного Человека. Следствия не заставили себя ждать. Что посеешь, то и пожнешь, и мы пожинаем сегодня чудовищные результаты пренебрежения идеалами воспитания.
Сохранив известный консерватизм, дошкольное воспитание тем самым сохранило то доброе, что было им накоплено и в советские годы, и еще раньше. Но жизнь идет вперед. Долго ли наши сады сохранят лучшее, что в них есть? Мы обязаны сохранить идеалы воспитания.
Природа, Искусство, Светочи мира – вот кладовые, из которых можно бесконечно черпать пищу для воспитания. Но воспитанием невозможно заниматься формально, механически, как это делают те, кто приходит на занятие, проверяет заданный материал, выставляет оценки, выдает новую информацию и уходит. По такому пути можно дойти до роботов, которые лучше будут справляться с поставленной задачей. И недаром эта тема уже активно обсуждается в мире: компьютеры, дистанционное образование и т. д. Чтобы воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несешь ребенку, быть живым соучастником этого процесса. Ведь воспитание – это не передача информации для запоминания, а передача своих чувств, энергии сердцу ребенка.
Быть живым мостиком между миром Прекрасного и детьми задача не простая. Это требует напряжения духовных сил, самоотдачи, любви. Но что же делать? Постепенно, понемногу можно пытаться находить в жизни красивое, благородное, прекрасное, окружить этим детей и самим стараться видеть в жизни красоту, совершенство, радость и вдохновение. Радость неизменно сопутствует красоте и всему прекрасному. Постепенно, мы будем все больше и больше замечать. Слышать, понимать то, что кроется в той необыкновенной «пище», которой будем питать детей, начнем радоваться своим открытиям и достижениям, получать радость от того что делаем. Так шаг за шагом, будучи последовательны и постоянны, не сворачивая с пути, мы придем к истинным ценностям и настоящим свершениям.
Дошкольное воспитание можно сравнить с весной года, когда вспахивается и удобряется почва, а затем в нее сеют зерна. Все знают, что время это пропустить нельзя, иначе откуда же быть урожаю? И зерно должно быть отменным. Так же и в воспитании : нельзя пропустить время посева, надо напитать детское сознание лучшими зернами прекрасного и человечного, тогда можно ожидать и хорошего человеческого урожая. А что может быть важнее этого? Ведь будущее страны, ее благополучие определяют сегодняшние дети.
ПРИТЧА
Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:
— Учитель, как следует мне воспитывать сына : в ласке или в строгости? Что важнее?
— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал Хинг Ши. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.
И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.