Получи документы

Публичная презентация и защита педагогической деятельности воспитателя

Елена Баркалова
Публичная презентация и защита педагогической деятельности воспитателя

Публичная презентация и защита педагогической деятельности Баркаловой Елены Николаевны – воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ № 84 «Снегурочка» г. Улан-Удэ. 2012 год

Осознание себя частью культуры того народа, среди которого родился и живешь, во все времена было важным и значимым. Издавна взрослые приучали своих детей уважать и ценить народное творчество, традиции, обычаи. Дети с малолетства учились от своих бабушек и дедушек, а также и родителей, выражать свои мысли и чувства посредством поговорок, пословиц, песен, потешек и танцев. Посредством доступных для детей форм и методов, во все века развивались любовь и уважение к родному краю, к простым вещам быта, к творческому наследию своего народа. Сейчас, в эпоху мультикультурности и глобализации, причастность детей к своей большой и малой родине, понимание самых разных процессов, имевших место в прошлом, и сохранившихся по сей день, представляется особенно важным. Чтобы не потерять себя во всем многообразии современной жизни, детям нужна опора на свои культурные и национальные корни. Поэтому тема разработанной мной программы «Приобщение детей к истокам русской культуры» проходит через всю мою педагогическую деятельность.

Публикация «Публичная презентация и защита педагогической деятельности воспитателя» размещена в разделах

Педагогическая концепция моей программы – создание таких условий среды, при которых у детей можно было бы развивать художественно-творческие способности посредством народной культуры. Идея концепции продиктована вышеизложенными объективными факторами, которые происходят в настоящее время во всем мире. Это дает основания говорить о важности и своевременности программы.

Педагогическая практика показывает, что выбранная мной проектно-исследовательская деятельность совместно с игровой объединяет в себе свойства как минимум пяти направлений: исследовательского, игрового, практико-ориентированного, интеграционного и воспитательного. Поэтому для реализации программы применялись игры разного типа, теоретические и практические занятия, беседы, прогулки, творческие задания, развлекательная деятельность, чтение.

Помня об особенностях развития детей на каждом возрастном этапе, я ставила определенные цели и задачи для формирования в каждой группе представлений о культурном наследии народа. Приобщая детей к богатым народным традициям, в своей программе я опиралась на формирование у детей эмоционально-окрашенного чувства их причастности к прошлому своего народа. Для этого была создана особая среда, в которой дети могли бы непосредственно с ним соприкоснуться. Таким образом, сама среда, организованная не как музей, а как особый самобытный мир, помогала детям ощутить себя частью культуры большого народа.

Кроме специально организованной среды в виде русской избы, приобщение детей к народной культуре достигалось посредством занятий. Они проводились в первую половину дня и строились с учетом наглядно-действенного, наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.

Для непосредственного и творческого понимания народной культуры детьми, знакомила их с народными играми, потешками, загадками. Развлекательная деятельность также состояла из конкурсов, народных гуляний и чаепитий в традициях русского народа. Воспитательно-образовательная работа с детьми проводилась, в том числе, и на прогулках.

Для лучшего понимания детьми всего разнообразия русской культуры, знакомила их с прикладным творчеством. Для чего в убранство русской избы были помещены образцы работ таких декоративно-прикладных промыслов, как: Гжель, Городец, Хохлома, Дымковская игрушка.

Чтобы творчество русского народа предстало перед детьми в живом и непосредственном образе, в игры и занятия были введены два персонажа – Хозяйка и Домовенок Кузя.

В задачу Хозяйки входило знакомство детей с особенностями народной речи (пословицы, поговорки, национальными обычаями и традициями, с народным искусством. Ее появление перед детьми в традиционной одежде русских крестьян – обыденной и праздничной, позволяло детям увидеть воочию, как одевались в старину, как вели себя в разных ситуациях, что говорили.

В задачу Домовенка Кузи входило привлечение детского внимания к народным играм и такому творчеству, как: потешки, частушки, загадки, игры. Этот персонаж был более близок детям, и они с интересом и удовольствием подражали ему. Наряду с детьми он был активным участником народных игр и забав. Именно этот персонаж играл решающую роль в воздействии на детей, поскольку использовал игровые приемы, и помогал организовать детей.

Стараясь приобщать детей к народной культуре не только в теории, я проводила с ними практические занятия по освоению разных умений. Например, мы выпекали из теста традиционные угощения, мастерили кормушки для птиц, вязали крючком, лепили и рисовали, используя мотивы народных промыслов.

Русское народное творчество богато и разнообразно. Поэтому, разрабатывая свою программу, я исходила из гипотезы о том, что процесс приобщения детей к народной культуре родного края нужно осуществлять систематично, используя материал, доступный детям дошкольного возраста. О том, что в процессе приобщения детей к народной культуре большое значение имеет взаимопонимание и сотрудничество воспитателя и родителей, которые совместно будут обогащать знания детей о своих корнях.

Чтобы моя работа с детьми была эффективной, была поставлена цель – воспитать в детях любовь к Родине, ее традициям и искусству через средство приобщения к истокам русской народной культуры. Для ее достижения необходимо было решить следующие задачи:

1. Обогатить и закрепить знания детей о родном крае.

2. Сформировать у детей начальное представление об устном народном творчестве и о быте русского народа.

3. Апробировать педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей 5-7 лет посредством русской народной культуры.

Объектом моего исследования выступало приобщение дошкольников к русской народной культуре.

Предметом исследования являлся процесс развития в детях осознанного понимания традиций, обычаев, творчества и быта русского народа с помощью поэтапного ознакомления детей с элементами народной культуры.

Разработанная программа обладает рядом важных характеристик:

• концептуальность (опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, на принципы педагогики свободного воспитания и педагогики сотрудничества);

• системность (представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций);

воспроизводимость (может найти применение на любых этапах воспитательно-образовательного процесса);

• универсальность (может адаптироваться к особенностям культур разных народов).

Для реализации цели программы, мое внимание было направлено на познавательное, речевое, художественно-эстетическое, нравственное и эмоциональное развитие детей. Для чего проводились комплексные занятия, которые, кроме прочего, способствовали и социальному развитию детей.

По характеру контактов между мною и детьми применялись:

• индивидуальные (проводила беседы с ребенком, вместе с ним обсуждая его работы, оценивая достижения, давая советы и рекомендации)

• групповые (вместе со всеми детьми читали и слушали былины и легенды, рассматривали иллюстрации, устраивали выставки и народные гуляния, играли, пели и танцевали)

Таким образом, соединённые воедино проектно-исследовательская и игровая технологии предполагали использование при осуществлении воспитательно-образовательного процесса принципов личностно-ориентированного подхода.

В своей работе я руководствовалась несколькими принципами:

1. Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми был направлен на формирование у детей таких качеств, как свобода и достоинство с развитием в них любви к семье и родному краю. Под влиянием этих общечеловеческих ценностей, старалась развивать в детях толерантность.

2. Принцип ненасилия позволил мне проводить воспитательно-образовательный процесс с учетом развития детей дошкольного возраста, понимания ими тех или иных вещей, ситуаций, характеров. Давая возможность детям эмоционально осмыслить предложенный материал, развивала в них способности принимать и понимать по-доброму других людей, воспринимать природу и всё живое.

3. Принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе их социализации через призму русской национальной культуры, был взят мною за основу целостного восприятия мира.

4. Принцип целостности педагогического процесса обеспечил единство воспитания, обучения и развития.

5. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) сделал процесс понимания и познания детьми национальной культуры, более осознанным и понятным.

6. Принцип единства мировой и национальной культуры как системообразующее условие приобщения детей к искусству позволил познакомить детей как с народным искусством, так и с отдельными шедеврами авторской культуры.

7. Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей сделал возможным более полное понимание детьми того, что народные традиции и обычаи не являются чем-то оставшимся в прошлом, а живут и по сей день среди их родителей, бабушек и дедушек. И задача детей, в свою очередь, быть хранителями и продолжателями народной культуры.

8. Принцип позитивного взаимодействия с различными культурно-просветительными учреждениями показал детям истинные образцы народной культуры в виде предметов прикладного творчества, театральных постановок, развлекательных мероприятий.

Что касается временных рамок реализации поставленной цели, исходя из моего опыта работы, могу утверждать, что дети наиболее полно и гармонично воспринимают народную культуру, если проводить с ними занятия, начиная со среднего дошкольного возраста. Это показывают результаты входной, промежуточной и итоговой диагностик. Оценку моей педагогической деятельности, а также понимание и накопление детьми знаний о культуре русского народа я извлекала из следующих механизмов оценки:

1. Контроль знаний детей

2. Опросы и беседы

3. Оценка результатов через общение с родителями

4. Успешность проводимых мероприятий

5. Тестирование и анализ

6. Общий эмоциональный настрой детей

Такая организация педагогического процесса помогла достичь ребятам моих групп достаточно высоких результатов. Это доказывают диагностика уровня развития детей, отзывы родителей и поведение самих детей, которые с радостью включаются в предложенные виды деятельности, с любопытством и интересом воспринимают новые знания, вникают в процесс освоения новых навыков и умений.

При проведении итоговой диагностики по проблеме Приобщения детей к истокам русской

народной культуры, выявлено, что у детей на конец года значительно улучшились знания по таким разделам, как: «Теоретические знания» (сказки, русские костюмы, народные игры, народно-прикладное искусство, «Практические знания» (использование знаний – рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация).

Повседневный словарь детей обогатился словесными конструкциями русской народной речи и их общее речевое развитие возросло.

Многие из них стали активными участниками конкурсов художественной самодеятельности, научившись не бояться выступлений на публике, свободно проявлять свои знания, способности и умения. Таким образом, их социально-познавательное развитие перешло на качественно новый уровень.

Благодаря знакомству детей с образцами разной творческой деятельности русского народа, художественно-эстетическое развитие детей достигло более высокого уровня по сравнению с начальным этапом.

«Теоретические знания» повысились на 87%; «Практические знания» на 90%, умения детей при использовании фольклора в повседневной жизни возросли на 75%.

Диагностика уровня развития детей показала, что программные требования по разделам программы выполнены: речевое развитие на 78%; социально-познавательное на 81%;

художественно-эстетическое на 72%.

Входная диагностика

Итоговая диагностика

Моя педагогическая практика убеждает, что посредством разработанной мною программы, направленной на поэтапное и разностороннее формирование у детей любви к Родине, ее традициям и искусству через средство приобщения к истокам русской народной культуры, можно на высоком уровне развивать в детях речь, художественно-эстетический вкус, желание творить, толерантность и понимание культуры других народов.

Сочетание разных видов деятельности дает возможность всем без исключения детям проявить себя в том или ином занятии. Позволяет каждому из них прикоснуться к той частице народной культуры, которая наиболее ценна и понятна для него.

Считаю, что выбранные мною методы достижения поставленной цели помогли образовательному, воспитательному и социальному процессам, и с успехом могут применяться педагогами других дошкольных учреждений. Важно лишь то, чтобы весь этот процесс был окрашен положительными эмоциями и целиком отвечал потребностям активной детской натуры.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Деятельность старшего воспитателя по повышению уровня педагогической компетентности педагоговДеятельность старшего воспитателя по повышению уровня педагогической компетентности педагогов Одна из главных задач деятельности старшего воспитателя - выработать систему использования эффективных приемов повышения компетентности.

2 года педагогической деятельности2 года педагогической деятельности 2 года педагогической деятельности И снова так скоро настало 1 декабря, день, который ассоциируется у меня с первым рабочим днем в чудесном.

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности воспитателя Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности воспитателя МДОУДСКВ «Радуга», структурное подразделение детский сад «Солнышко».

Информационно-аналитический отчёт, отражающий практические результаты педагогической деятельности воспитателя 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. Цель.

Из опыта работы воспитателя в ОО «Безопасность». Презентация проекта по пожарной безопасности «Я в пожарные пойду» Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди.

Мое творчество. Презентация воспитателя. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Из года в год,20 лет подряд Я прихожу в свой детский сад. Меня встречают малыши, Моя отрада для души! Мне рядом с ними так.

Мое творчество. Презентация воспитателя. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Из года в год,20 лет подряд Я прихожу в свой детский сад. Меня встречают малыши, Моя отрада для души! Мне рядом с ними так.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя С сентября 2014 года работаю воспитателем в МБДОУ детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя для аттестации Самоанализ педагогической деятельности воспитателя для аттестации. Я, --- воспитатель МКОУ ЦО «Юлдаш» с. Хучни Табасаранского района. Образование.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Публичная презентация и защита педагогической деятельности воспитателя
Опубликовано: 6 марта 2017 в 15:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД