Елена Баркалова
Публичная презентация и защита педагогической деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Публичная презентация и защита педагогической деятельности Баркаловой Елены Николаевны – воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ № 84 «Снегурочка» г. Улан-Удэ. 2012 год
Осознание себя частью культуры того народа, среди которого родился и живешь, во все времена было важным и значимым. Издавна взрослые приучали своих детей уважать и ценить народное творчество, традиции, обычаи. Дети с малолетства учились от своих бабушек и дедушек, а также и родителей, выражать свои мысли и чувства посредством поговорок, пословиц, песен, потешек и танцев. Посредством доступных для детей форм и методов, во все века развивались любовь и уважение к родному краю, к простым вещам быта, к творческому наследию своего народа. Сейчас, в эпоху мультикультурности и глобализации, причастность детей к своей большой и малой родине, понимание самых разных процессов, имевших место в прошлом, и сохранившихся по сей день, представляется особенно важным. Чтобы не потерять себя во всем многообразии современной жизни, детям нужна опора на свои культурные и национальные корни. Поэтому тема разработанной мной программы «Приобщение детей к истокам русской культуры» проходит через всю мою педагогическую деятельность.
Публикация «Публичная презентация и защита педагогической деятельности воспитателя» размещена в разделах
Педагогическая концепция моей программы – создание таких условий среды, при которых у детей можно было бы развивать художественно-творческие способности посредством народной культуры. Идея концепции продиктована вышеизложенными объективными факторами, которые происходят в настоящее время во всем мире. Это дает основания говорить о важности и своевременности программы.
Педагогическая практика показывает, что выбранная мной проектно-исследовательская деятельность совместно с игровой объединяет в себе свойства как минимум пяти направлений: исследовательского, игрового, практико-ориентированного, интеграционного и воспитательного. Поэтому для реализации программы применялись игры разного типа, теоретические и практические занятия, беседы, прогулки, творческие задания, развлекательная деятельность, чтение.
Помня об особенностях развития детей на каждом возрастном этапе, я ставила определенные цели и задачи для формирования в каждой группе представлений о культурном наследии народа. Приобщая детей к богатым народным традициям, в своей программе я опиралась на формирование у детей эмоционально-окрашенного чувства их причастности к прошлому своего народа. Для этого была создана особая среда, в которой дети могли бы непосредственно с ним соприкоснуться. Таким образом, сама среда, организованная не как музей, а как особый самобытный мир, помогала детям ощутить себя частью культуры большого народа.
Кроме специально организованной среды в виде русской избы, приобщение детей к народной культуре достигалось посредством занятий. Они проводились в первую половину дня и строились с учетом наглядно-действенного, наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.
Для непосредственного и творческого понимания народной культуры детьми, знакомила их с народными играми, потешками, загадками. Развлекательная деятельность также состояла из конкурсов, народных гуляний и чаепитий в традициях русского народа. Воспитательно-образовательная работа с детьми проводилась, в том числе, и на прогулках.
Для лучшего понимания детьми всего разнообразия русской культуры, знакомила их с прикладным творчеством. Для чего в убранство русской избы были помещены образцы работ таких декоративно-прикладных промыслов, как: Гжель, Городец, Хохлома, Дымковская игрушка.
Чтобы творчество русского народа предстало перед детьми в живом и непосредственном образе, в игры и занятия были введены два персонажа – Хозяйка и Домовенок Кузя.
В задачу Хозяйки входило знакомство детей с особенностями народной речи (пословицы, поговорки, национальными обычаями и традициями, с народным искусством. Ее появление перед детьми в традиционной одежде русских крестьян – обыденной и праздничной, позволяло детям увидеть воочию, как одевались в старину, как вели себя в разных ситуациях, что говорили.
В задачу Домовенка Кузи входило привлечение детского внимания к народным играм и такому творчеству, как: потешки, частушки, загадки, игры. Этот персонаж был более близок детям, и они с интересом и удовольствием подражали ему. Наряду с детьми он был активным участником народных игр и забав. Именно этот персонаж играл решающую роль в воздействии на детей, поскольку использовал игровые приемы, и помогал организовать детей.
Стараясь приобщать детей к народной культуре не только в теории, я проводила с ними практические занятия по освоению разных умений. Например, мы выпекали из теста традиционные угощения, мастерили кормушки для птиц, вязали крючком, лепили и рисовали, используя мотивы народных промыслов.
Русское народное творчество богато и разнообразно. Поэтому, разрабатывая свою программу, я исходила из гипотезы о том, что процесс приобщения детей к народной культуре родного края нужно осуществлять систематично, используя материал, доступный детям дошкольного возраста. О том, что в процессе приобщения детей к народной культуре большое значение имеет взаимопонимание и сотрудничество воспитателя и родителей, которые совместно будут обогащать знания детей о своих корнях.
Чтобы моя работа с детьми была эффективной, была поставлена цель – воспитать в детях любовь к Родине, ее традициям и искусству через средство приобщения к истокам русской народной культуры. Для ее достижения необходимо было решить следующие задачи:
1. Обогатить и закрепить знания детей о родном крае.
2. Сформировать у детей начальное представление об устном народном творчестве и о быте русского народа.
3. Апробировать педагогические условия развития художественно-творческих способностей детей 5-7 лет посредством русской народной культуры.
Объектом моего исследования выступало приобщение дошкольников к русской народной культуре.
Предметом исследования являлся процесс развития в детях осознанного понимания традиций, обычаев, творчества и быта русского народа с помощью поэтапного ознакомления детей с элементами народной культуры.
Разработанная программа обладает рядом важных характеристик:
• концептуальность (опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, на принципы педагогики свободного воспитания и педагогики сотрудничества);
• системность (представляет собой целостную последовательность дидактических приемов и операций);
• воспроизводимость (может найти применение на любых этапах воспитательно-образовательного процесса);
• универсальность (может адаптироваться к особенностям культур разных народов).
Для реализации цели программы, мое внимание было направлено на познавательное, речевое, художественно-эстетическое, нравственное и эмоциональное развитие детей. Для чего проводились комплексные занятия, которые, кроме прочего, способствовали и социальному развитию детей.
По характеру контактов между мною и детьми применялись:
• индивидуальные (проводила беседы с ребенком, вместе с ним обсуждая его работы, оценивая достижения, давая советы и рекомендации)
• групповые (вместе со всеми детьми читали и слушали былины и легенды, рассматривали иллюстрации, устраивали выставки и народные гуляния, играли, пели и танцевали)
Таким образом, соединённые воедино проектно-исследовательская и игровая технологии предполагали использование при осуществлении воспитательно-образовательного процесса принципов личностно-ориентированного подхода.
В своей работе я руководствовалась несколькими принципами:
1. Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми был направлен на формирование у детей таких качеств, как свобода и достоинство с развитием в них любви к семье и родному краю. Под влиянием этих общечеловеческих ценностей, старалась развивать в детях толерантность.
2. Принцип ненасилия позволил мне проводить воспитательно-образовательный процесс с учетом развития детей дошкольного возраста, понимания ими тех или иных вещей, ситуаций, характеров. Давая возможность детям эмоционально осмыслить предложенный материал, развивала в них способности принимать и понимать по-доброму других людей, воспринимать природу и всё живое.
3. Принцип интеграции всей педагогической работы с детьми на основе их социализации через призму русской национальной культуры, был взят мною за основу целостного восприятия мира.
4. Принцип целостности педагогического процесса обеспечил единство воспитания, обучения и развития.
5. Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) сделал процесс понимания и познания детьми национальной культуры, более осознанным и понятным.
6. Принцип единства мировой и национальной культуры как системообразующее условие приобщения детей к искусству позволил познакомить детей как с народным искусством, так и с отдельными шедеврами авторской культуры.
7. Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей сделал возможным более полное понимание детьми того, что народные традиции и обычаи не являются чем-то оставшимся в прошлом, а живут и по сей день среди их родителей, бабушек и дедушек. И задача детей, в свою очередь, быть хранителями и продолжателями народной культуры.
8. Принцип позитивного взаимодействия с различными культурно-просветительными учреждениями показал детям истинные образцы народной культуры в виде предметов прикладного творчества, театральных постановок, развлекательных мероприятий.
Что касается временных рамок реализации поставленной цели, исходя из моего опыта работы, могу утверждать, что дети наиболее полно и гармонично воспринимают народную культуру, если проводить с ними занятия, начиная со среднего дошкольного возраста. Это показывают результаты входной, промежуточной и итоговой диагностик. Оценку моей педагогической деятельности, а также понимание и накопление детьми знаний о культуре русского народа я извлекала из следующих механизмов оценки:
1. Контроль знаний детей
2. Опросы и беседы
3. Оценка результатов через общение с родителями
4. Успешность проводимых мероприятий
5. Тестирование и анализ
6. Общий эмоциональный настрой детей
Такая организация педагогического процесса помогла достичь ребятам моих групп достаточно высоких результатов. Это доказывают диагностика уровня развития детей, отзывы родителей и поведение самих детей, которые с радостью включаются в предложенные виды деятельности, с любопытством и интересом воспринимают новые знания, вникают в процесс освоения новых навыков и умений.
При проведении итоговой диагностики по проблеме Приобщения детей к истокам русской
народной культуры, выявлено, что у детей на конец года значительно улучшились знания по таким разделам, как: «Теоретические знания» (сказки, русские костюмы, народные игры, народно-прикладное искусство, «Практические знания» (использование знаний – рисование, декоративное рисование, лепка, аппликация).
Повседневный словарь детей обогатился словесными конструкциями русской народной речи и их общее речевое развитие возросло.
Многие из них стали активными участниками конкурсов художественной самодеятельности, научившись не бояться выступлений на публике, свободно проявлять свои знания, способности и умения. Таким образом, их социально-познавательное развитие перешло на качественно новый уровень.
Благодаря знакомству детей с образцами разной творческой деятельности русского народа, художественно-эстетическое развитие детей достигло более высокого уровня по сравнению с начальным этапом.
«Теоретические знания» повысились на 87%; «Практические знания» на 90%, умения детей при использовании фольклора в повседневной жизни возросли на 75%.
Диагностика уровня развития детей показала, что программные требования по разделам программы выполнены: речевое развитие на 78%; социально-познавательное на 81%;
художественно-эстетическое на 72%.
Входная диагностика
Итоговая диагностика
Моя педагогическая практика убеждает, что посредством разработанной мною программы, направленной на поэтапное и разностороннее формирование у детей любви к Родине, ее традициям и искусству через средство приобщения к истокам русской народной культуры, можно на высоком уровне развивать в детях речь, художественно-эстетический вкус, желание творить, толерантность и понимание культуры других народов.
Сочетание разных видов деятельности дает возможность всем без исключения детям проявить себя в том или ином занятии. Позволяет каждому из них прикоснуться к той частице народной культуры, которая наиболее ценна и понятна для него.
Считаю, что выбранные мною методы достижения поставленной цели помогли образовательному, воспитательному и социальному процессам, и с успехом могут применяться педагогами других дошкольных учреждений. Важно лишь то, чтобы весь этот процесс был окрашен положительными эмоциями и целиком отвечал потребностям активной детской натуры.