Приложение МААМ

Формирование познавательной активности дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича

Елена Скоробогатова
Формирование познавательной активности дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Колокольчик» города Алатыря Чувашской Республики

«Формирование познавательной активности дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича»

Подготовила : воспитатель Скоробогатова Е. В.

Декабрь 2018 г.

Игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Л. С. Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения.

Публикация «Формирование познавательной активности дошкольников с помощью развивающих игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах

Развивающие игры - помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

«Игровые педагогические технологии» - это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат. Одной из таких технологий являются игры Вячеслава Воскобовича.

Оригинальность и самобытность игр, с которыми дети знакомятся, заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс «думания» над задачей. Авторская методика В. В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители малышей. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша. Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и старшим дошкольникам. Игра может начинаться с элементарной манипуляции элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. Игры В. В. Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.

Технология Воскобовича - это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. 20 века.

Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Воскобович - инженер–физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушкам, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».

«Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», - говорит Вячеслав Воскобович.

Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича :

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

• Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

Развитие мелкой моторики.

Особенности развивающих игр Воскобовича

- Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

- Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

- Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).

- Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.

- Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео и другие,сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Самые популярные игры Воскобовича.

Кораблик «Плюх- плюх» (возраст от 2 до 4 лет)

Основная цель этой игры – научить ребенка считать в пределах 5. Причем не просто «вызубрить» с ним цифры, а наглядно объяснить ему понятие количества. У малыша формируются и первые математические представления: он учится различать понятия «больше/меньше/поровну», «много/мало». Параллельно ребенок изучает цвета и размеры, развивает логическое и даже творческое мышление (например, во время складывания узоров). Нанизывание флажков на шнурок отлично тренирует мелкую моторику пальцев, а значит, влияет и на интеллектуально-речевое развитие ребенка.

"Кораблик «Брызг-брызг" (от 5 лет до младшего школьного возраста) представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса.

Игра развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление, дает представление о математических понятиях, о цвете, высоте, пространственном расположении предметов, условной мерке, количестве предметов, их порядковом номере и цифровом ряде.

В инструкции описано множество игровых заданий. Каждое развивает у малыша важные качества и навыки. Познакомиться с основными цветами очень легко, надевая яркие флажки на мачты по принципу «радуги», «тельняшки» или «лесенки». Это занятие также объясняет ребенку понятия горизонтали/вертикали/диагонали.

Мачты можно сравнивать по высоте: какая самая высокая, самая низкая, средняя? А какая выше средней, но ниже самой высокой? И так далее. Надевая флажки на мачты, малыш познакомится также с составом числа. Например, в одном из заданий ему предстоит отсчитать 9 флажков и повесить их на 3 мачты. Сколько флажков окажется на каждой из них? Или отсчитать 10 флажков и полностью закрыть ими 3 мачты. Какие это будут мачты по высоте? Большую часть заданий составляют логико-математические задачи. В них ребенку предлагается не просто расставить или снять флажки в определенном порядке, а поучаствовать в сюжете сказки. Ответы на подобные задачи можно проверить по рисункам в инструкции.

В процессе игры ребенок совершенствует пространственно-логическое мышление, память, внимание, речь и мелкую моторику рук. Задания подходят для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Кораблик «Буль- буль»

С корабликом «Буль-Буль» математика превращается в увлекательную игру. А знания, полученные в такой необычной форме, станут прочным фундаментом для дальнейших успехов в учебе и познании окружающего мира.

Играя с корабликом, ребенок освоит счет в пределах 100, количественный и порядковый счет, закрепит понятия о цвете и высоте предметов, об их пространственных отношениях, познакомится с понятием «условная мерка» (флажок). С помощью игровых мачт ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.

Коврограф «Ларчик» -это игровое поле из ковролина и наглядный материал : «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы : зажимы, кармашки,.

Пособие является универсальным так как : способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение).Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.

В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу,на которой происходят различные чудеса.

Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости.

Конструктор букв Воскобовича – помощник дошкольника в формировании первых навыков чтения. Ребенок не просто запоминает внешний вид буквы, а «создает» ее своими руками и слышит от взрослого ее название. Таким образом, в обучении задействованы все виды памяти. В помощь родителям и воспитателям Конструктор букв Воскобовича содержит игровой сценарий, который интересен как одному ребенку, так и группе.

Из деталей конструктора ребенок также собирает разнообразные фигурки. Делать это лучше на столе, так как изображения могут быть больше, чем игровое поле.

Что развивает Конструктор букв Воскобовича?

В первую очередь, ребенок изучает алфавит, запоминает графический образ буквы. Собирая ее самостоятельно, он развивает координацию движений, укрепляет тактильную память.

Эта игра способствует быстрому усвоению правильного облика буквы, поэтому является отличным пособием для логопедических занятий.

Составляя буквы из деталей, ребенок вычленяет отдельные графические элементы. Благодаря этому, он хорошо ориентируется и в письменном изображении букв.

«Математические корзинки» - это пособие поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания. Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей-грибов.

«Забавные буквы» - это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т. д.

Играя с карточками и пропевая имена шутов, ребенок знакомится с буквами, упражняется в звуковом анализе слов; развивает внимание, память, мышление, воображение и речь.

«Теремки Воскобовича» - это уникальное пособие для обучения чтению на наглядной основе. Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых) с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых) с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.

«Складушки». Воскобович переработал идею складов Зайцева, создавшего кубики со складами. Игра-пособие "Складушки" предназначена для обучения детей чтению в складовой системе. Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами.

Но самыми звестными и популярными являются игра «Геоконт» и «Квадраты» Воскобовича.

«Геоконт» - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" - представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки, таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей:

- маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру,

- дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону.

В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.

Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие (натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры.

Геоконт представляет собой деревянную квадратную форму, размером 24 на 24 сантиметра с нарисованной на ней системой координат примерно 20 на 20 сантиметров. По краям Геоконта написаны буквы с лева на право Ф,Б,К- верхний ряд, вниз- О, Ж, влево- З, Г, вверх – С. В центре- буква Ц. Квадрат делятся поровну еще на 4 квадрата. А каждый из 4 квадратов делится еще : от цента буквы Ц по 3,5 см в каждую сторону, от получившихся краев еще по 1.5 см., затем по 2 см. и последний- примерно по 2,8 или 3 см. Дальше основной квадрат делится по диагонали и точки пересечения нумеруются от 1 до 4, начиная от центра.

Игровой набор сопровождает методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» (в названии сказки зашифровано слово «геометрия»).

В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.

В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творчество.

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей).

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется : его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т. п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и мелкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стереометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича :

• Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку, ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.

• Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.

• Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать их от слишком долгого сидения.

• Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому малышу по душе и по силам.

Игры Вячеслава Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для малыша. Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

В таких играх дети через практику постигают теорию. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, и подготовленными к обучению в школе.

Список литературы и интернет- источников:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/09/11/razvivayushchie-igry-voskobovicha

2. https://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschie-igry-v-v-voskobovicha-408237.html

3.https://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_voskobovicha/metodika_voskobovicha.html

Публикации по теме:

Значение подвижных игр в познавательной активности дошкольников Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражена роль движений. Это не только средство укрепления.

Формирование навыков конструирования и решение творческих задач у дошкольников с помощью игры В. Воскобовича «Геоконт» Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В. Воскобовича «Геоконт».

Формирование познавательной активности дошкольников посредством экологического воспитания Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича при обучении старших дошкольников математикеИспользование развивающих игр В. В. Воскобовича при обучении старших дошкольников математике Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте происходит более успешно, если в работе применяются инновационные технологии.

Консультация «Формирование познавательной активности дошкольников через исследования и эксперименты по сенсорному развитию» Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Им всё интересно, каждый новый день несёт с собой.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр» Анализ деятельности ДОУ по развитию математических представлений у дошкольников в организованной и неорганизованной образовательной деятельности.

Русская народная сказка «Колобок», рассказанная детям по подгруппам с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича в течение дняРусская народная сказка «Колобок», рассказанная детям по подгруппам с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича в течение дня Русская народная сказка «Колобок», рассказанная детям по подгруппам с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича в течении дня. Цель: Развитие.

Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством развивающих игр В. В. Воскобовича Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Использование развивающих игр как средство развития познавательной активности старших дошкольников В настоящее время наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка - дошкольника. Одним из.

Развитие физических качеств дошкольников 4–7 лет с помощью развивающих игр и игровых упражнений с предметами Игра для ребёнка дошкольного возраста является основным спутником жизни. С любым предметом он играет, разговаривает, сопереживает и радуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 19:06
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательной активности дошкольников с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича» (включая файлы) размещена пользователем Елена Скоробогатова (УИ 382719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД