Анна Понкратова
Путь к одарённости
▼ Скачать + Заказать документы
Путь к одаренности
«Детская любознательность, если ее удается сохранить,
дает постоянный стимул к развитию способностей».
Н. С. Лейтес
Ребенок-дошкольник по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Именно оно создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Публикация «Путь к одарённости» размещена в разделах
Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к психическим заболеваниям
Уровень развития исследовательских способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в которой живет и развивается малыш. На каждом этапе развития формируется своеобразный фундамент будущих достижений ребенка. Естественно, то, что упущено в младшем дошкольном возрасте, может быть либо вообще невосполнимо в будущем, либо восполнено, но с существенными потерями. Связи и проводящие пути в мозге, которые не используются, могут просто атрофироваться, тогда как используемые связи и пути часто буквально расцветают.
В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск возможен лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которое накопило человечество». Профессор А. И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад».
Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского поведения уже в младшем дошкольном возрасте?
Я работаю в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей в группе создана развивающая исследовательская среда: специальные наборы металлических, пластмассовых, деревянных предметов, магниты, ракушки, семена различных растений, кусочки пенопласта, мерные стаканчики, микроскоп, песочные часы. Огромное значение для исследовательской деятельности дошкольников играет библиотека из различных энциклопедических изданий, карты нашей местности, атласы, наборы иллюстраций, плакатов. Трудно переоценить роль компьютерных технологий, в частности, создание и использование различных презентаций по опытнической деятельности. В 2003 году вышло пособие, на мой взгляд, одно из подробнейших пособий для педагогов дошкольных учреждений «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников». Книга содержит интереснейший ряд игровых обучающих ситуаций с игрушками разного типа и литературными персонажами. На основании этих сюжетов я создала несколько электронных презентаций, которые обучают, привлекают, воспитывают, а так же разнообразят непосредственно образовательную деятельность по экспериментированию. Для родителей мною была создана картотека опытов, которые можно проводить дома совместно с детьми. Несколько консультаций по детской опытнической деятельности, правила безопасности при проведении опытов в домашних условиях, фотографии непосредственно образовательной деятельности с детьми по экспериментированию помещено в папки передвижки. Этот материал должен активизировать деятельность родителей в области экспериментирования. На родительских собраниях я донесла мысль о том, что внешнее, насильственное ограничение поисковой активности приводит к ущемлению одной из наиболее значимых человеческих потребностей – потребности в исследовательском поиске.
Дети от природы – исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы. Задача взрослых – их от этого систематически не отучать. Это очень трудно – пересмотреть сложившийся у большинства людей стереотип о «любопытной Варваре», а между тем, стимулировать способность задавать вопросы чрезвычайно важно.
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо интересоваться мнением каждого малыша, уважительно относиться к первым детским выводам и умозаключениям.
Развивая любознательность дошкольника, понаблюдайте за выражением его лица, ведь проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Умственно одаренные дети обычно получают удовольствие от умственного напряжения, так же как психомоторно одаренные дети получают удовольствие от повышенных физических нагрузок.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, разбирать игрушки, изучая их устройство. Взрослые! Будьте мудрыми и терпеливыми: многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных случайно – при расплескивании воды, рассыпании сахара. Поэтому если ваш малыш шлепает по лужам - не запрещайте и не ругайте. Лучше позаботьтесь о резиновых сапогах.
Уважая индивидуальность ребенка, не забывайте центральную идею Л. Выготского: люди могут добиваться большего, когда работают с другими людьми. Существует большая разница между тем, что дети делают самостоятельно, и тем, что они делают с чьей-то помощью. Этот интервал между их актуальным и потенциальным уровнями Выготский назвал зоной ближайшего развития. Чем шире эта зона у ребенка, тем лучше он подготовлен для перехода к более высоким уровням. «То, что сегодня является зоной ближайшего развития, завтра будет актуальным уровнем развития».
Также считаю нужным предостеречь от другой крайности: учить детей исследовать ВСЁ, что его окружает. Максимально расширяя пространство для реализации исследовательской активности ребенка, взрослым следует стремиться к тому, чтобы его окружение было безопасным для здоровья и жизни. Важно также, чтобы и само окружение не очень страдало от деятельности начинающего исследователя.
В нашем мире творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска является важной задачей современных ДОУ и семьи.
Предоставьте детям свободу для экспериментирования, и они будут обладать любознательностью, гибким, продуктивным и оригинальным мышлением, высокой концентрацией внимания, легкостью ассоциирования, отличной памятью, здоровым чувством юмора.