Получи документы

Конспект занятия «Путешествие по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» для подготовительной группы (3 фото)

Надежда Нагайчук
Конспект занятия «Путешествие по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» для подготовительной группы

Программное содержание:

*закрепить знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства;

*прививать любовь к народным промыслам;

*создать условия для позитивного настроения.

Ход.

Под музыку в группу входят мастера промыслов. Музыка заканчивается мастера останавливаются каждый у своего стола.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по декоративно-прикладному искусству „В гостях у мастеров“ для подготовительной группы» размещена в разделах

Сегодня, ребята, мы поговорим о народных промыслах. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо – мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

В-щий. Ребята, вы очень любите ходить в гости, узнавать что-то новое, необычное. Сегодня мы пойдем путешествовать.

По деревням и по хатам, мы заглянем в каждый дом,

Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.

Давайте и наших гостей пригласим с собой в путешествие, чтобы не скучали.

В-щий. В деревню мы старинную идем дорогой длинною.

Идем дорогой трудною, дорогою крутой!

Перед нами, дом, большой и красивый-то какой!

Кто же в доме том живет?

Кто нам двери отопрет?

Здороваются. Мастера рассказывают каждый о своем промысле (Хохлома, Городец, Гжель).

Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он свободу. Однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отражалась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки, травку, ягоды, птиц. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками, и птица захотела отблагодарить его. Задела она своим крылом простую посуду и вмиг превратилась она в «золотую». С тех пор стал мастер делать посуду и все его узорные чашки и ложки, были похожи на «золотые».

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до царя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде ни нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть художника была необычной - она была из солнечных лучей.

*Посуда не простая, а точно-золотая!

С яркими узорчиками ягодками и листочками.

Называется она - Золотая хохлома.

*Роспись хохломская словно колдовская.

В сказочную песню просится сама.

И негде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша хохлома.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да веселые мастера. Собрались однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами гжельские жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капельки, полоски, сеточки. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер чайник слепил необычный, другой чашку, третий сахарницу. Гжельские мастера - большие фантазеры. Кроме посуды они лепили животных и птиц. Даже часы в Гжели лепили. Полюбилась нарядная посуда людям и стали называть ее ласково «Нежно голубое чудо – сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

*Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев нас впервые каждый удивиться.

Чудо на фарфоре синяя капель.

Это называется просто роспись Гжель!

*Синие птицы по небу, море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка - глазам загляденье.

Словно весною капель ласка забота, тепло, и терпенье.

Русская звонкая Гжель!

Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что нив сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица : умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно было за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами – выходами следят, даже мышь не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…. А дальше сказку придумаем вместе с родителями… .

Молодцы, интересная сказка у нас получилась.

*Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славиться по всей России своей росписью творец.

Распускаются букеты ярко красками горя.

Чудо птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки. Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит – вся земля под ним дрожит!

Чудо птицы там порхают и кувшинки расцветают,

Будто в сказку нас зовя.

*Была доска не крашеной простою, неприглядной,

А стала разукрашенной и праздничной нарядной.

В руках умельца досочка узором заиграет,

Гирляндою из розочек, украшенных по краю.

Вот барыня – красавица понравилась лихому молодцу

Идут они гуляют по Городцу.

Игра «Золотые ворота».

Затем отправляются в гости дальше.

В-щий. А теперь идем мы дальше.

Нужно много нам успеть,

Надо чтоб увидел каждый

Чудеса, каких не счесть.

Снова дом встречает нас, кто же ждет на этот раз?

Гостей встречают мастера-игрушечники. Каждый рассказывает о своем промысле (дымковской, филимоновской).

*Велика Россия наша и талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.

Наша русская игрушка, не стареет сотни лет.

В красоте, в таланте русском весь находится секрет.

Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить. Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.

Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.

И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней. Рассказала Настенька о своей мечте.

Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.

Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку - сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку. А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.

А игрушки с тех пор стали называть Дымковские.

*Вьется голубой дымок, дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом голубые дали.

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски в селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны как березки кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы, узор но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду удивительному чуду.

*Вот индюк нарядный весь такой он складный.

У большого индюка все расписаны бока.

*Как хороша эта девица – душа

Щеки алые горят, удивительный наряд

Сидит кокошник горделиво, барышня так красива!

Ни далеко, ни близко. Низа морями, ни за лесами, а за полями стояла деревенька Безымянная. Жили в той деревеньке мастера – гончары. Из глины лепили они горшки – всякую посуду кухонную. Лепили все это из местной глины, что «синикой» называлась. Была та глина не простая, а волшебная! Стоило посуде из той глины ночку в жаркой печке постоять – потомиться и превращалась она из синей в белую. Потому и славились мастера – гончары из деревни Безымянной, что тарелки и плошки, горшки и чашки были у них белее снега.

Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон. Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой.

Филимоновы дочки умели хорошо петь. Голоса имели ладные и песен знали столько, что за год не перепоешь. Аннушка, младшая, которую все звали Нюшенькой, самая веселая и смешливая, сама сочиняла озорные частушки. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон своих дочерей научить ремеслу. Привел он их в сарайчик свой гончарный, показал им как глину на воде замешивать, как ком глиняный распускать, как глину месить, как лепить утварь кухонную, а потом сушить и обжигать. Всему дочки научились быстро.

Как-то раз увидел Филимон, что запаса глины осталось немного, и решил пойти ее накопать. Задал он дочкам задание чего и сколько каждой налепить, а сам отправился за глиной. Возвратился Филимон через три дня и захотел их работу посмотреть. Взглянул, да нашел всего три горшка! А рядом какие-то, фигурки вылепленные и обожженные: барыни, кавалеры с дамами, всадники на конях.

«Это, верно, Танюшка лепила» - подумал Филимон. Смотрит дальше, видит – стоят рядочком поросята, барашки, коровы и живность всякая. «Это, должно быть, Олюшкина работа». –А что же Нюшенька делала? Неужто бездельничала? Подумал Филимон. А потом присмотрелся к дальним фигуркам и даже присел от удивления. Смотрит барыня стоит, а в руках гуся держит. А гусь-то не простой, а со свистулькой. Вот где Нюшки – хохотушки работа! Пригляделся к Оленькиным барашкам – иу них свистульки приделаны.

-Ну погодите! Я вам задам! – решил Филимон. Позвал он к себе дочерей и стал он их бранить за то, что вместо дела безделицей занимаются. –Не ругай нас, батюшка,- говорит Танюшка, мы с начала горшки да миски лепили, как ты велел, а потом скучно стало и мы песни запели. –песня наша была веселой – продолжала Оленька, - мы и не заметили, как из волшебной глины сами стали всякие фигурки появляться. Поворчал немного Филимон, простил своих дочерей за шалость, но строго – настрого наказал петь песни после работы.

Решил Филимон дать детям поиграть, а они не хотят. «Что ты, дедушка! Они же некрасивые».

Посмотрел на все эти фигурки Филимон и придумал вот что. Взял два куриных перышка, примотал друг к другу тонкой веревочкой. Окунул в краску и обвел сначала красными полосками, а потом между ними зелеными. Скоро все барыни и кавалеры украсились яркими нарядами. Барашки, козлики и поросята расцвели узорами и яркими полосками. А свистульки стали от такой красоты звучать еще задорней и заливистей. Обрадовались ребята такой красоте, разобрали все игрушки, в свистульки засвистели, понеслись соседским ребятишкам показывать. Те тоже прибежали к Филимону. «Сделай и нам такие игрушки – забавушки!».

Сел гончар Филимон игрушки делать. А ничего у него не выходит: лепит барыню – горшок получается, лепит барашка – блюдце. Опечалился Филимон и позвал дочек, чтобы совета спросить. Дочки пришли и говорят ему: «Поможем горю, забыл ты, батюшка, что из глины нашей волшебной игрушки получаются только тогда, когда песня веселая льется». Сели они в кружок, взяли по куску глины и запели песню. И тут же из-под их рук стали появляться разные игрушки. И все забавные, и все со свистульками.

Быстро понаделали Филимон с дочерями столько игрушек, что всем ребятам в деревне хватило. А там и из других деревень приехали: «И нам сделайте!». Разнеслась слава о Филимоне и его дочках по всей России – матушке. Деревню Безымянную стали называть Филимоново, а игрушки там сделанные – филимоновские.

*Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.

И живут там мастерицы, что добро в дома несут.

И добро там не простое, и не злато, серебро

Филимоновской игрушкой называется оно.

Сильно вытянуты шеи и корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони, барышни, солдаты

И коровы, и медведи нравились ребятам

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Затем идут дальше все вместе.

В-щий. Идем с друзьями мы вперед, дорога нас опять зовет.

Кто же встретит нас сейчас и расскажет свой рассказ.

Встречают гостей умельцы подносов Жостова.

Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один прилетел с северной стороны,а другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные: красный и голубой. Один напоминал огонь, а другой снежинку. Посадил их мастер у себя дома, но не знал он, что они волшебные. В первый же вечер, как только мастер уснул, а месяц вышел из-за туч и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова превратились в цветы. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? И увидел, что на листьях у цветов краска осталась, догадал, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

Взмахнул цветок-огонь своей шапочкой – разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок – снежинка взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре. Все цветы украсили подносы. Подходили жители села и любовались этими сказочными подносами.

*Цветы России собрались на жостовском подносе,

В венок красивый заплелись, и не страшна им осень.

Ромашка прячет желтый глаз под белыми ресницами.

И листья скручены под ней зелеными косицами.

В букете пышном лепестки цветов царицы – розы.

Ей здесь уютно и тепло, не надо ждать морозов.

Проходят осень и зима, букетов цвет не вянет,

И любоваться красотой их люди не устанут.

*Вот черный изящный поднос с букетов из лилий, пионов и роз.

На нем бликами летними солнце играет, каймой золотою по краю сверкает.

Вот, какое, у нас получилось замечательное путешествие. В гости мы отправились не просто так, у нас есть тоже что показать. Мы с вами были тоже немножко мастерами, знакомились с различными декоративно-прикладными искусствами, учились расписывать шаблоны, лепили и расписывали игрушки. Все наши работы соберем в наш альбом и покажем ребятам из других групп.

В-щий. Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные: веселы и ярки, словно подарки.

Отдохнули все по - праву? Мастерам воздали славу?

Что узнали, не забудем, долго – долго помнить будем!

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.

Конспект занятия «Путешествие по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» для подготовительной группы
Фото «В гостях у мастеров»
Конспект занятия «Путешествие по декоративно-прикладному искусству  для подготовительной группы - фото
Публикации по теме:

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группеКонспект занятия по декоративно-прикладному искусству на тему «Украшение джурабов» в средней группе Цель: Учить приклеивать на шаблон картона короткие отрезки шерстяных, цветных ниток, тем самым изготавливая джурабы-носки. Развивать композиционные.

Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе.Фотоотчёт о работе по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе. Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость,.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса по декоративно-прикладному искусству «Городецкие цветы небывалой красоты!»Фотоотчёт о проведении мастер-класса по декоративно-прикладному искусству «Городецкие цветы небывалой красоты!» Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Гжель. Сине-голубое чудо» в старшей группе Цель: 1. Продолжать знакомить с гжельскими изделиями. 2. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла (детали узора, колорит.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы» Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в рамках проекта "Празднование Масленицы" Тема:«Солнышко на Масленицу».

Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Посиделки морских обитателей»Мастер-класс по декоративно-прикладному творчеству «Посиделки морских обитателей» Мастер-класс "Посиделки морских обитателей". Материалы: лист бумаги с морским фоном, трафарет "водоросли", гуашь, поролоновый столбик,.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель»Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель» Проект по декоративно – прикладному творчеству. «Лего - Гжель». старшая группа авторы: Зинина Надежда Валерьевна, Корнева Галина Владимировна.

Рабочая программа по народному декоративно-прикладному искусству «Русский сувенир» Программа предназначена для детей 4-5 летСрок реализации программы 1 годПояснительная записка Программа дополнительного образования для.

Творческая работа по декоративно-прикладному искусству в технике оригами «В гости сказка к нам пришла»Творческая работа по декоративно-прикладному искусству в технике оригами «В гости сказка к нам пришла» В начале учебного года во Дворце детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга прошел районный конкурс изобразительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» для подготовительной группы
Опубликовано: 25 июня 2023 в 12:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД