МААМ-картинки

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Путешествие по родному краю. Иркутская область»

Татьяна Чуркина
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Путешествие по родному краю. Иркутская область»

Тема: Путешествие по родному краю

Цели и задачи: развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, формировать целостное видение мира;

Личностные УУД - формирование эстетических чувств, любви к родному краю, к Родине

Метапредметные УУД - извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, презентации.

Познавательные УУД- активизация знаний, умение анализировать, сравнивать, обобщать, строить логически верные ответы

Публикация «Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы „Путешествие по родному краю, Иркутская область“» размещена в разделах

Оборудование: карты Иркутской области, презентация, вырезанные цветы, конверты с заданиями, предметные картинки птиц.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.

Приемы: беседа, презентация

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая,

Тип занятия: комбинированный

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Приглашаю вас в увлекательное путешествие. Мы окинем взглядом, окружающий нас мир и внимательно присмотримся к родному дому. Слова мир и дом звучат спокойно и сильно. В них вмещаются земля и небо, птицы и звери, рыбы и насекомые, цветы и деревья и мы - люди, со всеми делами наших рук.

Стихотворение

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Где эта улица?

Где этот дом?

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Всё перепуталось, всё заблудилось!

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли, точно, где ты живёшь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

- Давайте перенесемся в бескрайнее космическое пространство с прекрасным названием Вселенная.

Вот что говорит легенда: «Жил-был Создатель. Неведомый нам и таинственный. Скучно ему стало жить в такой безграничной пустоте, и решил он населить окружающее его пространство. Был у него волшебный мешок с космическим веществом разного цвета. Вытряхнул его Создатель и дунул. Разлетелось вещество в разные стороны. И возникли в пустоте звёзды, кометы, спутники, планеты. И среди этих планет была одна самая красивая и голубая».

- Как вы думаете, что это за планета?

Дети: Земля.

Ученик: Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая, перелетных.

Лишь на ней одной увидишь-

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

Ведущий: Да, действительно, другой такой планеты нет. Это наш большой дом, в котором живут разные народы. Над нами голубое небо, яркое солнце, под ногами зеленая трава. А какие красивые реки, озёра, моря, океаны…. Но мы живём в разных странах.

-Как называется страна, в которой живем мы с вами?

-Правильно, вы маленькие граждане большого государства, имя которому Россия. Это наша с вами большая Родина.

Ученик: Посмотри, как всё красиво,

Посмотри, простор, какой!

Точно мать склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ученица: Ветерок взметнулся разом,

Облаков прорвав кольцо,

И ромашка желтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Ученик: Посмотри, леса, какие,

И сады шумят кругом.

Наша Родина – Россия

Хорошеет с каждым днем!

Ученица: Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

Ведущий: О своей любви к Родине люди слагали песни, писали стихи, сочиняли пословицы и поговорки. Давайте и мы с вами составим пословицы о родной стороне, о нашей Родине. Предлагаю поработать в парах. У вас на столах лежат карточки зелёного и жёлтого цвета. Соедините их так, чтобы получилась пословица. Прочитайте, что у вас получилось.

дети зачитывают пословицы

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Родина – мать, умей за неё постоять.

- Одна у человека мать, одна у него и Родина.

- Нет в мире краше Родины нашей.

- На чужой стороне и весна не красна.

- Каждому мила своя сторона.

Ведущий: О своей стороне, о своём крае, мы и продолжим разговор и наше путешествие. Посмотрите на карту России. Наша Родина поделена на области.

- Как называется область, в которой мы живём?

Дети: Иркутская область.

Ведущий: Иркутская область - замечательный край Восточной Сибири. Иркутская область по площади занимает 6-е место в России. Областным центром является город Иркутск. Посмотрите на карту Иркутской области. Вся территория поделена на районы.

-Найдите и покажите на карте район, в котором живём мы с вами.

Дети: Черемховский район.

Ведущий: В Черемховском районе 18 поселений. Наш край – очень красивый уголок в Иркутской области. Район занимает небольшую территорию, но природные условия разнообразны.

За погодой в нашем районе наблюдают 100 лет несколько метеостанций. Средняя температура от -21 до +18. Безморозный период делится 105 дней. На Востоке район охватывает часть равнины, а также горные массивы - Восточные Саяны.

Центром нашего района является город Черемхово, который был основан в 1772 году. Сначала была почтовая станция на московском тракте, рядом с которым возникло село. Позднее через село прошла железнодорожная магистраль и в 1917 году село было преобразовано в город. Сегодня Черемхово – один из крупных центров добычи угля в Сибири. В недрах Земли пласты бурого и каменного угля. А также известняки, доломиты, гипсы. В пределах района обнаружены проявления золота, меди, нефрита, пресных подземных вод и других ископаемых ресурсов.

- Найдите на карте условные обозначения полезных ископаемых. -А теперь предлагаю поработать в группе. Выберите конверт с загадкой о полезном ископаемом и найдите на карте местоположение.

дети работают в группах по карте

Загадки о полезных ископаемых.

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобиться сразу.

(Глина)

По доске он бегает,

Нужное дело делает.

Порешал, пописал,

Раскрошился и пропал.

(Известняк)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройках, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок)

Он черный, блестящий

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло.

От него в домах светло.

Помогает плавить стали.

Делать краски и эмали.

(Уголь)

Ведущий: Мы нашли на карте глину, песок, известняк и уголь. Какие ещё полезные ископаемые находятся на территории нашего края?

дети работают по карте

Ведущий: Замечательно! А что ещё можно считать богатством нашего края?

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей – крыт, Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. Дети: Это лес. Ведущий: В Черемховском районе лесные земли занимают 68%. Растительность богата и разнообразна. О некоторых растениях ребята расскажут стихи и покажут свои замечательные рисунки.

Учащиеся читают стихотворения

Ива Осинка

Возле речки у обрыва Зябнет осинка,

Плачет ива, плачет ива. Дрожит на ветру,

Может ей кого – то жалко? Стынет на солнышке,

Может ей на солнце жарко? Мерзнет в жару….

Может ветер шаловливый Дайте осинке

За косичку дёрнул иву? Пальто и ботинки -

Может ива хочет пить? Надо погреться

Может нам пойти спросить? Бедной осинке.

Сосны Рябина

Сосны до неба хотят дорасти. Красненькую ягодку

Небо ветвями хотят подмести, Мне дала рябина,

Чтобы в течение года думал я, что сладкую,

Ясной стояла погода. А она – как хина.

Ели То ли это ягодка

Ели на опушке – Просто не дозрела,

До небес макушки – То ль рябина хитрая

Слушают, молчат, подшутить хотела?

Смотрят на внучат,

А внучата – ёлочки,

Тонкие иголочки –

У лесных ворот

Водят хоровод.

Берёза

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причё ску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку. Ведущий: Спасибо, ребята! Посмотрите внимательно на слайд. Люди каких профессий охраняют лес?

дети называют профессии

Ведущий: Ребята, к нам пришло письмо – обращение. Прочитайте его.

Ученики: (хором)

Лес зелёный охраняй,

Никого не обижай,

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

Ведущий:

Давайте мы пройдемся медленно по лесу.

И «здравствуй» скажем, каждому цветку!

Ведущий:

Должны мы над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

- Как же прекрасны цветы! Настоящий восторг: колокольчики, ромашки, ландыши…. Как щедра природа! Она дарит нам эту красоту безвозмездно, без ухаживаний, без полива и рыхления. Пожалуйста, наслаждайтесь, люди, цените, берегите!

Ведущий: -Давайте задержимся на этой полянке и поиграем в игру «Цветочная поляна». У вас на столах лежат красивые картинки цветов, возьмите эти цветы и встаньте в круг. Я начну, а вы продолжите: Цветок – это буйство красок…

(прикрепляю цветок на классной доске)Дети: Цветок – это красота, любовь, радость, запахи, настроение, украшение, восторг, чудо природы…. - Ведущий: Молодцы! Какая у нас замечательная цветочная поляна!

Ученица:

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца – отрада,

Украшенье родимой земли.

Ведущий:

Помните – лучший цветок – это несорванный цветок. Цветы – вечные и прекрасные спутники жизни. Растения доставляют нам не только эстетическое наслаждение. Многие из них являются лекарственными.

Предлагаю попробовать фито чай из лекарственных растений нашего края (согласно консультации терапевта).

Дети пьют чай из лекарственных растений.

- С лесом тесно связана жизнь животных. Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай животное».

- О каких животных идёт речь?

Игра «Отгадай животное»

(от каждой группы выступают заранее подготовленные дети)

Ученик: «Осенью у нас много забот. Нам надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться». (Медведь).

Ученица: «Про меня в сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Спасает меня от волков и охотничьих собак не хитрость, а зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё. Моя главная добыча – мыши –полёвки. А вот зайца догнать трудно». (Лиса).

Ученик: «Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка, глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад, а уши во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю и шубку меняю, серую на белую. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее, веточками деревьев, корой с их стеблей». (Заяц).

Ведущий: В нашем крае по сезонам меняется не только жизнь диких зверей. Мы можем наблюдать осенние перелёты птиц.

-Как называют таких птиц?

Дети: Птиц, которые улетают в тёплые края называют перелётными.

Ведущий: Есть птицы, которые несмотря на трудные условия не покидают нас. А это какие птицы? Как называют таких птиц?

Дети: Птиц, которые живут в нашем крае постоянно, называют оседлыми.

Ведущий:

-Назовите некоторых из них.

Дети:

(голуби, воробьи, сороки, рябчики, тетерева, совы, дятлы и другие.)

Ведущий: Посмотрите на нашу птичью галерею. Помогите найти отгадки к загадкам.

(дети открывают конверты и загадывают друг другу загадки)

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…. (Воробей).

Трещала с самого утра:

«Пора! Пора!»

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (Сорока).

А в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и… (Совы).

Ведущий: Ребята, мы увидели много интересного и удивительного, узнали что-то новое, и теперь пора возвращаться в наше родное село. Путешествуя, по родному краю, мы с вами ещё раз убедились, что он, красив и богат. Не могли этого не понять и не заметить наши далекие предки. Георгий Граубин, известный сибирский поэт, писал: «Шёл в Сибирь Иван Безродный, триста лет тому назад. В край холодный и голодный. В неизвестность – в белый ад».

Рассказ о с. Узкий Луг (показ слайдов)

Одним из первых в Черемховском районе было основано село Узкий Луг. Есть сведения, что оно зародилось в 1425 году, задолго до появления первых острогов в Сибири. Село расположилось в глубокой впадине вдоль реки Белой на 3 км. О красоте нашего села, ребята рассказали в своих сочинениях и рисунках.

(показ слайдов с озвученными сочинениями и рисунками)

Публикации по теме:

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки»Конспект праздника для учащихся начальной школы «Осенние посиделки» Цель: познакомить детей с особенностями народных праздников на примере посиделок, расширить знания учащихся о разнообразии красоты природы.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Игра-путешествие по родному краю Игра-путешествие по родному краю. Цель. 1. Закрепить представления о родном городе, дать более полное представление об источниках, возникновению.

Конспект урока для учащихся начальной школы «Математическое путешествие на остров Знаний» Математическое путешествие на остров Знаний Цели: • Формирование интеллектуальных умений, связанных с анализом ситуации, сопоставлением.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «В здоровом теле — здоровый дух» для учащихся 5–6 классов Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куянковская СОШ» им. Г. Курмаша Параньгинского.

Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Мы как радуги цвета» 3 урок Тема: Мы как радуги цвета. Цель: формирование у учащихся понимания уникальности себя и каждого человека. Задачи: - способствовать.

Программа внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы в рамках организации дня здоровья «Игра-кругосветка»Программа внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы в рамках организации дня здоровья «Игра-кругосветка» Программа Дня здоровья. Конспект предназначен для учителей начальной школы. Материал направлен на формирование у детей здорового образа жизни,.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы «Азбука здоровья» Выполнила Симонова Ольга Николаевна, воспитатель ГПД МБОУ СШ № 6 им. А. С. Макаренко «Азбука здоровья» Цель: развитие у детей потребности.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Берегите первоцветы!»Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Берегите первоцветы!» Сценарий внеклассного мероприятия «Берегите первоцветы!» Цель: создание условий для воспитания нравственных основ экологической культуры,.

Сценарий внеклассного мероприятия для воспитанников школы-интерната «Театр и дети»Сценарий внеклассного мероприятия для воспитанников школы-интерната «Театр и дети» Цель: Приобщить детей к театральной культуре. Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Путешествие по родному краю. Иркутская область»
Опубликовано: 27 февраля 2020 в 20:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД