Ирина Нестерова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по стране Гардарике»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать патриотизм и гражданственность у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обобщить представления детей о происхождении и функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета и образов (орёл, всадник)
2. Формировать у детей правильное представление о нравственных ценностях нашего народа.
3. Воспитывать эстетическое отношение к цветам Российского флага,
уважение к народным традициям, гордость за подвиги Русского народа.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие по стране Гардарике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Материал:Гербы республик; флаги разных стран; монеты, флаг и герб России; заготовки для изготовления герба группы; художественные иллюстрации; музыкальные записи.
Словарь: Гардарика, ладья, геральдика, наследство, Византийская империя, штандарт, Рейхстаг.
Предварительная работа: Беседы с детьми: "Государственные символы России", "Белый, синий, красный", "Герб и флаг"; Проведение утренника к Дню Защитника Отечества; Встречи с ветеранами ВОВ; Организация экспозиции выставки боевой славы музея детского сада; Экскурсии к памятникам; Аппликация "Государственный флаг России"; рисование"Флаги на зданиях"; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.
Ход занятия:
В группе построен корабль из стульчиков.
Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие путешественники! Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну Гардарику. Так раньше, давным-давно, называли скандинавские путешественники нашу страну Россию. Мы начнём свой путь, вступив на борт старинного северного корабля-ладьи. Итак, устраивайтесь поудобнее, мы отплываем.
Ведущий:(смотрит в подзорную трубу) Бросить якорь! Первая пристань, к которой мы причалим, называется Геральдика. Геральдика - это наука о составлении и изучении гербов.
Кто из вас знает, что такое герб?
(ответы детей)
А кто скажет, у кого раньше были гербы?
(ответы детей)
А сейчас?
Дети: Герб изображают на щитах, монетах, печатях, знамёнах.
Ведущий: С давних времён на лицевой стороне монеты принято было помещать герб, как символ принадлежности к определённому государству.
Посмотрите на российские монеты. На них тоже имеется герб - двуглавый орёл. (дети рассматривают монеты) Он пришёл к нам из древней Византийской империи.
А какой он?
(Ответы детей)
Ведущий: У кого ещё есть гербы?
Дети: Гербы есть у городов.
Ведущий: А как вы думаете, может быть герб у нашего детского сада или группы? Давайте его сейчас придумаем.
(Заготовки разной формы, цвета, вырезанные фигурки, силуэты детей, предметы, игрушки и т. д.)
Изготовление детьми герба детского сада или группы.
Ведущий: А теперь прошу снова подняться на борт нашей ладьи. Мы продолжаем наше путешествие по стране Гардарике. Попрощаемся с пристанью Геральдикой и поплывём в бухту "Флагов".
Ведущий: Бросить якорь! Бухта "Флагов" приветствует вас.
Ребята, а что такое флаг?
Как ещё по другому можно сказать?
(Ответы детей)
Ведущий: Флаг, как и герб, является отличительным знаком государства. Для чего служили флаги и знамёна?
Знамёна - это символы объединения. В древние времена флаги-стяги служили для объединения войска. Государственный флаг означает единство страны. Тот же смысл имеют и полковые знамёна, и флаги различных организаций. Например, знамя Международного Олимпийского комитета объединяет спортсменов всего мира.
Есть у флага и другое значение. Кто знает какое?
(Ответы детей)
Ведущий: Правильно - служить знаком или символом власти.
Какие это знамёна?
Дети:Королевские, царские, президентские.
Ведущий: Президент России тоже имеет такой флаг.
Как он называется?
Дети: Штандарт.
Ведущий: Какой он?
(Ответы детей)
Ведущий: Этот флаг прямоугольной квадратной формы. На фоне белой, синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.
А что вы знаете об истории Российского флага?
При каком царе появился трёхцветный Российский флаг?
Дети: Он появился при императоре Петре 1.
Ведущий: Что означают цвета Российского флага?
Дети:
Красный цвет обозначает отвагу, героизм и великодушие.
Синий - небо, верность, духовность.
Белый - мир, чистоту и благородство.
Ведущий: Правильно. Сейчас над Россией снова гордо реет бело-сине-красный флаг.
Игра:"Кто быстрее и правильно соберёт Российский флаг".
Ведущий: Давайте попрощаемся с бухтой "Флагов" и продолжим наше путешествие.
Ведущий: Бросить якорь! Нас встречает героический остров "Знамени Победы".
У слова "Флаг" есть слово, близкое по значению.
Кто напомнит нам это слово?
Дети: слово"Знамя".
Ведущий: Слово "флаг" появилось в России во времена царя Петра 1.
Слово "знамя" намного старше. Знамя торжественное, а полотнище знамени обязательно большое. Флаг может быть маленьким, а знамя - нет. Под знаменем сражались воины в бою. Случалось, что люди отдавали свои жизни только за то, чтобы спасти знамя, не позволить врагам захватить его. В битве захват врагами знамени означал поражение. А водружение знамени над вражеским станом означало победу.
Давайте рассмотрим картины и фотографии на стенде.
На них мы видим изображения различных знамён. А здесь вы видите, как советские солдаты штурмуют здание Рейхстага, чтобы водрузить над ним красное знамя. Это бойцы нашей армии, сражавшиеся против немецких фашистов. Фашисты захватили много стран, а потом вторглись в нашу страну. Они убивали людей, бомбили города и жгли деревни. Но солдаты нашей армии смогли разгромить войска противника и погнали фашистов назад, в Германию. С тяжёлыми боями наши войска дошли до вражеской столицы - Берлина. Во время битвы два наших солдата сумели взобраться на крышу Рейхстага - самого главного здания фашистской Германии - и установили там красное знамя. В это время красный флаг был символом нашей страны. Установить знамя над Рейхстагом было непросто: он обстреливался со всех сторон и несколько солдат, которые пытались взобраться на крышу, были убиты. Однако знамя всё-таки сумели водрузить, и это событие означало собой конец войны. Его так и назвали - Знамя Победы. Красная полоса на нашем государственном флаге напоминает нам об этом Знамени Победы и о людях- наших соотечественниках, погибших в войне с фашистами.
Давайте и мы вспомним сейчас обо всех погибших и ещё живущих героях войны. Послушаем стихотворение и военные песни.
На этом и закончим наше путешествие по стране Гардарике.
Ведущий: Читает стихотворение "Рассказ ветерана".В. Степанов.
Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите - живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в трудный час
Сам погиб, но землю спас.
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски - свято!
Дети прослушивают песни, выбирают более понравившуюся. Делятся впечатлениями о пройденном путешествии.
Утренник, посвящённый Дню Защитника Отечества.
Экскурсии к памятникам.
Экспозиция музея боевой славы детского сада на районной выставке работ по патриотическому воспитанию.
Встречи с ветеранами ВОВ.