Юлия Никитина
«Путешествие по стране Мультитроллии». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи : учить детей делить на слоги двух-трех-сложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова, самостоятельно преобразовывать слова из двух слогов в слова трехсложные.
Активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова, давать характеристику звука (гласный, согласный твердый, мягкий согласный). Упражнять детей в самостоятельном подборе и названии слов с определимым звуком и подборе слов похожих по звучанию. Развивать у детей фонематический слух. Воспитывать интерес к звуковой стороне родного языка, интерес к занятиям.
Публикация «„Путешествие по стране Мультитроллии“, Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет. (слышится возня за ширмой). Кто это там?
Хрюша: Привет, ребята! Вы меня узнали? И вы, наверное, знаете, что я, Филя и Степашечка очень любим мультфильмы. А вы их любите? Давайте отправимся с вами в страну Мультитроллию, где живут герои всех любимых мультфильмов! А наш знакомый, паровозик из Ромашково, поможет нам. Вот вам билеты!
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие интересные билеты. Что на них нарисовано? А на вагонах какие-то черточки, что они обозначают? Правильно, сколько слогов в слове. Значит, чтобы сесть в свой вагон, нужно узнать, сколько слогов в названии предмета на твоём билете. Вы называете предмет, определяете сколько в слове слогов и только при правильном ответе, можете сесть в свой вагон. У кого в слове один слог - садятся в первый вагон, у кого два слога – во второй, у кого три слога - в третий вагон. А я буду контролёром. (Дети называют предмет, сколько слогов и садятся на места).
Хрюша: Сегодня у моего друга, Чебурашки, день рождения! Давайте отправимся к нему? (Звучит песенка Чебурашки, музыка Шаинского). За ширмой появляется Чебурашка.
Чебурашка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Чебурашка, мы приехали поздравить тебя с днем рождения! (Дарит цветок).
Чебурашка: Спасибо! Ребята, я на день рождения пригласил много друзей, но не знаю, как мне их рассадить. Только я отвернулся на минутку, как старуха Шапокляк зашифровала все таблички на стульчиках. И я ничего не могу разобрать. Какие-то квадратики: синие, красные, зелёные.
Воспитатель: Не переживай, Чебурашка, я думаю, ребята тебе смогут помочь.
-Дети, что обозначают эти квадратики? Красный квадрат, какой обозначает звук? Синий? Зелёный?
Чебурашка: Какие, вы ребята, молодцы!
Воспитатель: Дети, давайте каждый возьмёт себе по одному гостю, определим, сколько звуков в каждом названии и обозначим звуки квадратиками. А потом мы сравним их с табличками на стульчиках, и узнаем, кого куда посадить. (Раздаю детям игрушки, и они самостоятельно выкладывают звуковую схему слов, а воспитатель помогает затрудняющимся детям).
Игрушки: кот, лиса, коза, волк, слон, лев, гном, сова, мышка, мишка. Воспитатель: А теперь, давайте рассадим гостей на стульчики.
- Кто у тебя Вика? Посмотри на свою схему и на таблички на стульчиках.
- Куда мы посадим белку?
-Правильно ребята?
-А у Яны кто? Куда слона посадим?
- Правильно Яна посадила слона?
Чебурашка: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли.
Воспитатель: Нам с ребятами это было не трудно.
Чебурашка: Ребята, тогда помогите мне ещё собрать вещи в дорогу. Мы с Геной тоже хотим отправиться в путешествие. Я приготовил три чемодана, но и здесь не обошлось без старухи Шапокляк – она их выкрасила в разные цвета! Теперь у меня красный, синий и зелёный чемоданы. Я ничего не могу понять, зачем мне такие чемоданы?
Воспитатель: Не расстраивайся Чебурашка, мы поможем тебе собрать вещи.
- Как вы думаете, ребята, для чего Шапокляк приготовила красный, синий и зелёный чемоданы?
- Правильно, в красный чемодан нужно собрать вещи, названия которых начинаются с гласного звука. В синий - с твёрдого согласного, в зелёный – те вещи, названия которых начинаются с мягкого согласного звука.
- В какой чемодан положим утюг? Шапку? Вилку?
-Вот мы и собрали вам чемоданы.
Чебурашка: Спасибо ещё раз. До свидания!
Воспитатель: Куда же подевался Хрюша? Давайте сядем в свои вагоны и подождём его! (Появляется запыхавшийся Хрюша).
Хрюша: Ой, ребята, хорошо, что вы без меня не уехали. Я только что получил телеграмму от кого не пойму! Я прочитаю, может, вы догадаетесь?
Я в солнечный город детей приглашаю,
Я с ними всегда веселюсь и играю,
Ещё я умею стихи сочинять
И в этом прошу вас участье принять.
Воспитатель: Ребята, догадались, кто приглашает нас в гости?
Едем в гости к Незнайке, звучит мелодия «Поезд». Появляется Незнайка и, не обращая внимания на детей, что-то сочиняет. Воспитатель говорит тихо детям:
- Чем это занят Незнайка?
- (Громко) Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Ой, ребята, здравствуйте, а я тут стихи сочиняю.
Воспитатель: Прочти нам, что ты сочинил?
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг горячий,
-А вот про доктора Пилюлькина:
-Пилюлькин доктор строгий
Даёт пилюли коротышкам.
Воспитатель: Что-то ребята, у Незнайки не совсем получилось. Но это очень сложно. Ведь чтобы сочинять стихи, нужно, подбирать похожие слова, и ставить их в конце строчек.
Незнайка: Да очень трудно сочинять стихи и находить похожие слова.
Воспитатель: Но этому можно научиться с помощью волшебного круга, на котором есть похожие слова. Главное их найти и показать стрелками. Вот смотри, Незнайка. Сейчас ребята попробуют найти похожие слова! Вывешивается волшебный круг «Звуковые часы». С помощью стрелок дети находят и показывают слова, похожие по звучанию (лук- жук, мышка-мишка, катушка- кадушка, дом-дым, кит-кот, коса-коза и др).
Незнайка: Я думаю, если бы у меня был такой волшебный круг, я бы тоже научился сочинять стихи.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим его Незнайке, пусть он учится.
Незнайка: Спасибо вам ребята! До свидания.
Воспитатель: А мы ребята отправимся дальше в путешествие. Садитесь в поезд, поехали!
Хрюша: Ой, ой меня подождите! (Звучит мелодия из мультфильма «Три поросёнка»).
Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк,
Где ты бродишь глупый волк.
Старый, страшный волк.
Воспитатель: Ребята, кто там резвится на полянке?
Хрюша: Правильно, это мои друзья из мультфильма «Три поросёнка». Они три брата, и так похожи, имена их тоже похожи. А вы знаете, как их зовут?
Воспитатель: Но мы знаем еще, чем отличаются их имена!
Ниф - Сколько, ребята звуков? Какой первый? Какой второй? Какой последний?
Наф - Сколько всего звуков? Какой первый, второй, последний?
Нуф - Сколько звуков? Какой первый, второй, последний?
- Во всех именах, какой первый звук? А какой последний? Значит, их имена отличаются чем?
А теперь давайте повеселимся с поросятами, ведь они очень любят
резвиться. (Под музыку дети танцуют, а воспитатель берёт с макета
волка и говорит за него)
- Кто тут громко так визжит? Разгоню я поросят! (Дети бегут на стульчики, а Хрюша прячется, потом потихоньку высовывается).
Хрюша: Ушёл волк? Фу, ну и хорошо. Давайте поскорей отправимся куда-нибудь.
(Звучит мелодия).
- А куда мы отправимся дальше, хочу, чтобы вы отгадали.
Маленькая девочка
По дорожке шла,
Бабушке в корзинке
Пирожки несла.
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас.
У него, у серого пара злющих глаз.
Кто же эта девочка?
Кто же этот зверь?
На загадку можете
Отвечать теперь.
(Красная шапочка).
Воспитатель: А вот и Красная шапочка, ждёт нас у окошка!
- Ребята, она очень любит цветы. Посмотрите сколько вокруг неё цветов. Но красная шапочка любит те цветы, в названии которых, есть звук [р]. Давайте соберём в эту вазу только те цветы, в названии которых есть звук [р]. Посмотрите сколько на поляне цветов. Какие вы узнали? (дети перечисляют все цветы).
-А теперь давайте соберем те цветы в названии которых есть звук [р].
Воспитатель: Вот какой красивый букет! Эту вазу с цветами мы подарим Красной шапочке. (Воспитатель ставит вазу с цветами к картинке с Красной шапочкой и находит в букете жука).
Воспитатель: Ой, ребята смотрите, что это? Какой красивый жук!
Хрюша: Дайте, дайте мне посмотреть его! Какой замечательный жучок, как он мне нравится. А дайте его мне, я буду с ним играть.
Воспитатель: Нет, Хрюша, давай лучше не будем его мучить, а отпустим его в траву. Только ты не огорчайся! Мы с ребятами нарисуем много красивых жуков и подарим тебе.
Хрюша: Ура, рисуйте, я буду очень рад!
(Дети рисуют жуков).
Воспитатель собирает работы и дарит их Хрюше.
Хрюша: Какие красивые жуки!
-Спасибо вам ребята!
А вам понравилось путешествие по Мультитроллии?
В следующий раз мы ещё куда-нибудь отправимся.
А сейчас мне пора, спокойной ночи!
Ой, что это я. До свидания, ребята!