Получи документы

«Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи». Конспект музейно-образовательного занятия в подготовительной группе (14 фото)

Наталья Беденина
«Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи». Конспект музейно-образовательного занятия в подготовительной группе

Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник Кижи

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно - образовательного занятия «Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи».

Тематика: «Кижский архитектурный ансамбль — выдающийся памятник деревянного народного зодчества, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО»

Публикация «„Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник „Кижи“, Конспект музейно-образовательного занятия в подготовительной группе» размещена в разделах

Тема: «Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи»

Цель: формирование у детей основ культуры на основе ознакомления с величайшим памятником деревянного зодчества музея – заповедника «Кижи», с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Рекомендуемый возраст детей: 6-7 лет

Материалы и оборудование:

•Мультимедиа проектор,

•магнитофон,

•презентация «Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи»,

•интерактивная игра-путешествие «Усадьба карельского крестьянина» или на сайтеhttp://kizhi.karelia.ru/

•аудиозаписи «Музыка природы. Вода», «Гудок парохода»,

•аудиозапись песни «Раскрасавица-девица» в исполнении Государственного ансамбля «Кантеле».

•палочки для демонстрации сборки венца,

•шарф

•картинки-раскраски с изображением Преображенской церкви.

Ход:

Воспитатель появляется в виде домового.

«Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи». Конспект музейно-образовательного занятия в подготовительной группе

Ходит, смотрит по сторонам, ищет что-то, бормочет:

-Ой, горе мне, горе, потерялся, потерялся. Что делать-то?

Замечает детей.

-Здравствуйте, люди добрые? (кланяется до земли) Вы чьих будете? (Кто вы). А где я очутился? (В каком городе, месте)- ответы детей.

-А меня величают домовым Яшей. Живу я в музее-заповеднике, а он на острове чудесном находится, который омывается водами Онежского озера.

-А про музей-то слыхивали, что это такое? (это место, в котором разные ценные вещи хранятся, эти вещи экспонатами называются, так мои экспонаты прямо под открытым небом стоят. Это памятники деревянного зодчества… Вот сколько слов непонятных сказал! Вы, наверное, ничего и не поняли. Давайте разбираться.

- Что такое деревянный? (сделанный из дерева). Значит мои экспонаты деревянные!

-А что такое зодчество? Даже не ломайте голову, все равно не знаете. Я-то давно живу, все знаю. Слово «зодчество» (звучит красиво, не правда ли) - это древнее слово и означает умение красиво строить здания.

-Ну, так что же в моем музее хранится? (Красивые деревянные дома). Таких сейчас не строят. Это необычные дома, диковенные.

заповедник что такое? Опять не знаете? Ладно, расскажу. Это место, которое охраняется государством. Хотите увидеть мой особенный музей-заповедник? (Слайд 2)

Фото «Кижи»

-Может, кто-то узнал? Как он называется?

-Мой музей называется «Кижи»! В этом музее собраны уникальные памятники деревянного зодчества (мы уже знаем, что это очень красивые деревянные постройки, каких нет в мире, только здесь). И находится он совсем недалеко от Петрозаводска, на острове Кижи.

-А хотите поехать туда прямо сейчас?

-А на чем можно отправиться? (варианты детей). Если это остров, то можно добраться по озеру на корабле (пароходе). (Слайд 3)

«Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник . Конспект музейно-образовательного занятия в подготовительной группе - фото

-Но наш корабль не поплывет, нужно что? Купить билеты! У меня есть для вас билеты, но вы получите их, отгадав карельские загадки.

-А почему карельские? Так где же вы живете? (в Карелии)

Итак:

1. Растет в лесу, рождается дома

В стене стоит и поскрипывает. (Дверь)

2. Маленький, кругленький,

Большую крепость стережет. (Замок)

3. Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол)

4. В лесу кланялся, кланялся,

Пришел домой - в сенях растянулся. (Топор)

-Ну, занимайте свои места. Все садятся на ковер. Закройте глаза. Поплыли. (Запись - звуки воды)

-Мы приплыли, выходите на берег, любуйтесь. (Слайд 4)

Фото №1 Путешествие с домовым Яшей в музей заповедник Кижи Здравствуйте уважаемые коллеги Предлагаю Вашему вниманию

-Это одно из самых красивых строений – Кижский архитектурный ансамбль: две церкви и колокольня. (Слайд 5)

Самая красивая и величественная – вот эта. Не правда ли? (Слайд 6)

Это церковь Преображения Господня или Преображенская. В этом году будет ровно 300 лет, как ее построили. Представляете, сколько лет она стоит. Говорят, что построена она без одного гвоздя.

Фото №2 Конспекты занятий

-А Вы запомнили, как называется этот остров? (Кижи)

-Необычное название. Может, вы знаете, что оно означает?

-Об этом мне еще бабушка и дедушка рассказывали, да все по-разному.

-Бабушка говорила, что слово «Кижи» идет от карельского слова «кижат», что означает «игрища». (Слайд 7)

-Издавна любили местные люди веселиться, петь, танцевать, играть. Да и сейчас не против. А вы, не хотите тоже повеселиться, поиграть и научиться танцевать старинные карельские танцы. А ну, вставай в хоровод и повторяйте за мной.

Фото №3 Все конспекты конспект музейно образовательного занятия Путешествие с

Звучит песня карельская народная песня в исполнении Государственного ансамбля «Кантеле» «Раскрасавица-девица».

Все повторяют движения:

1. Двигаются все вместе, держась за руку в одну сторону,

2. По сигналу все поворачиваются и двигаются в другую сторону,

3. По сигналу все вместе двигаются в центр круга,

4. По сигналу все вместе двигаются от центра

5. Затем ведущий расцепляется и делает «змейку» внутрь круга, при достижении середины, поворачивается и раскручивается, пока не получится круг,

6. Повтор движений 1-2.

-Понравилось? А давайте поиграем в старинные карельские игры.

-Наша первая игра называется «Сиди, сиди, Яша». Нам нужен Яша. Давайте его выберем с помощью карельской считалки:

Раз-два-три-четыре,

Жили мыши на квартире,

Чай пили, чаши били,

По три денежки платили.

Кто не хочет платить –

Тому водить.

Сиди, сиди, Яша! (описание игры)

Кто-нибудь становится «Яшей». Ему завязывают глаза, сажают в центр круга. Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:

Сиди, сиди, Яша,

Ты – забава наша.

Погрызи орешки

Для моей потешки.

Руки на темь положи

И словечко нам скажи:

Раз, два, три – ищи!

После этих слов «Яша» вскакивает – и все разбегаются. «Яша» старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится «Яшей». Игра продолжается.

Фото №4 Домовой домовенок домовым Яшей в музей заповедник Кижи

Кукот (Петухи)

Петухи – известные драчуны. «Петухов» выбирают при помощи считалки. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись, пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе ноги. Незамедлительно следует наказание: проигравший должен кукарекать во все горло.

К выигравшему подходит следующий «петух», и игра продолжается.

Фото №5 Все конспекты Музеи

-Устали? Давайте немного отдохнем.

-Напомните мне, как называется этот музей-заповедник? (Кижи). Бабушка мне рассказывала, что «Кижи» идет от карельского «кижат», то есть «игрища», а дедушка мне рассказывал, что «Кижи» произошло от карельского слова «кииджи»- водный мох, который с давних времен использовали в Кижах для утепления деревянных построек. (Слайд 8)

А на моем острове так много разных деревянных построек, таких красивых. Да, раньше умели строить. Сколько лет уже стоит. Потому что они строили необычным способом. Они секрет знали.

-А вы знаете, что с давних времен умели возводить дома без гвоздей и пилы? Самым главным орудием был топор, поэтому в старину говорили не «строить», а «рубить» дом. Обтесанные топором готовые бревна складывали друг за другом в венцы. (Слайд 9)

Один венец, другой, третий и так до самого верха. Собирался дом, как конструктор.

-Хотите побывать в роли карельского «строителя» дома? (Дети пробуют палочки с углублениями на концах уложить в венцы.)

Фото №6 аудиозаписи Музыка природы Фото №7 Вода Гудок парохода аудиозапись песни Раскрасавица девица в исполнении Государственного ансамбля Кантеле

-Потом в стенах прорубали топором окна, затем этот дом украшали разными узорами. (Слайд 10)

-Кстати, я живу в одном замечательном доме, который напоминает сказочный терем, в котором раньше жила большая семья крестьянина Максима Яковлева. У него также в хозяйстве были баня и амбар (место, где хранили зерно и разные хозяйственный предметы). (Слайд 11)

Фото №8 палочки для демонстрации сборки венца шарф картинки раскраски с изображением Преображенской церкви

-А Вам интересно, как раньше люди жили и вели хозяйство. Я приглашаю вас на экскурсию в усадьбу М. Яковлева.

В экскурсии используется интерактивная игра-путешествие «Усадьба карельского крестьянина» (ее можно найти на официальном сайте музея-заповедника:http://kizhi.karelia.ru/)

Фото №9 Х од Воспитатель появляется в виде домового

(Воспитатель выборочно показывает слайды, комментируя по ходу):

-Посмотрите, какое хозяйство было у этой семьи (обзор усадьбы): большой дом, амбар для хранения зерна и хозяйственного инвентаря и баня.

-Начнем нашу экскурсию с дома. Посмотри, какой он? (деревянный, красивый, двухэтажный, большой) Это дом, в котором жилое помещение и хозяйственная часть располагаются друг за другом. В дом можно зайти в двух сторон: с парадного крыльца и со стороны сарая, который находится на втором этаже. На втором этаже располагается летняя изба, т. е. помещение, в котором жили только летом. Почему? Потому что зимой там холодно, и вся семья жила на первом этаже в зимней избе. В доме есть и сарай, и кладовка.

-Амбар находится недалеко от дома так, чтобы был виден из окон. Там хранили зерно, муку, а также хозяйственный инвентарь (инструменты).

-Баня срублены из соснового бруса, а двери и окошка были узкие, чтобы зайти в баню, нужно нагнуться. Это делали дл того, чтобы сберегать тепло. Карелы относились с большой любовью к своей бане.

Красивые дома? (Слайд 12) И люблю, когда сюда приезжают люди, ходят, смотрят, веселятся, как когда-то в старину веселились и играли наши предки.

-Такой красоты нигде больше нет. И нам надо сделать так, чтобы эта красота радовала нас еще долго и долго. (Слайд 13)

Дети слышат звук теплохода.

-Ну, дорогие гости, вам пора возвращать домой. Пароход вас ждет. На память о моем чудесном острове, который как называется, вы не забыли?- я подарю вам картинки-раскраски с изображением самой красивой церкви. (Слайд 14).

Фото №10 Ходит смотрит по сторонам ищет что то бормочет Ой горе мне горе потерялся потерялся

Посмотрите, она находится в ладошках. Это наша драгоценность, наша гордость и мы должны гордиться, что мы живем в Карелии, что у нас есть такой чудесный остров Кижи, на котором собраны такие красивые деревянные памятники. (домовой раздает детям картинки)

Дети садятся на ковер

-Приезжайте ко мне и привозите своих родителей и друзей. Мы всем рады! До свидания! До встречи в Кижах. Не забудьте раскрасить картинку.

Звучит аудиозапись (Звуки воды, воспитатель уходит. (Слайд 15)

Дети проходят за столы и раскрашивают картинку.

Как рассказывали коллеги, присутствующие на занятии, что после того как дети открыли глаза, кто-то пошел сразу за стол раскрашивать, кто-то сказал, что отнесет домой, покажет родителям и расскажет, что он сегодня узнал, а один мальчик сказал, что надо посмотреть в интернете еще о КИЖАХ. Рада, что занятие оставило такой отклик в сердцах детей. Потом на прогулке подходили и благодарили, что узнали столько интересного.

И в заключении хочется сказать, что на V Фестивале музейно-образовательных занятий и программ «Наследие — детям» я заняла второе место. Это очень значимая для меня победа.

Фото №11 Что делать то Замечает детей
Публикации по теме:

Малые КарелыМалые Карелы Музей "Малые Карелы"- крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом. Расположен в Архангельской области, на правом берегу.

Тебердинский государственный природный биосферный заповедник Тебердинский заповедник существует с 1936 года. Заповедник высокогорный и занимается охраной Тура-кавказского и других животных. Так же.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие с домовым Яшей в музей-заповедник «Кижи». Конспект музейно-образовательного занятия в подготовительной группе
Опубликовано: 10 мая 2014 в 15:47
+108Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 109.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД