Елена Мельникова
Путешествие в царство растений
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; закреплять знания о правилах их сбора хранения и об применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творчеств воображения.
Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природным ресурсам.
Предварительная работа:
Публикация «Путешествие в царство растений» размещена в разделах
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Рассматривание и беседа о лекарственных растениях, рассматривание фотографий, иллюстраций, рассказ о профессии пчеловода, работа в «Уголке луга», чтение художественной литературы, дидактическая игра «Расскажи все о растении», изготовление совместно с родителями мешочков для сбора трав, разучивание стихотворений, раскрашивание шаблонов бочек башкирским орнаментом.
Материал:
Фотографии о пчеловодстве, иллюстрации лекарственных растений и деревьев, башкирских орнаментов; муляжи- плакат с травами Башкортостана; магнитофон, мелодии: сказочная, "голоса птиц", «поезд», «автомобили», башкирская, релаксация; шаблоны бочонков, фломастеры по 3 шт. на каждого ребенка, палочка для Живицы, клубок ниток, эмблемы (человек, пчела, улей, соты, цветок, маски пчел на каждого ребенка, цветы (16 шт, шапочки (черника, земляника, ландыш, шалфей); баночки с медом (липовый, гречишный, цветочный); ульи (3 шт, цветы (16 шт); подушки с ароматами трав (16шт, мешочки с лекарственными травами (6шт).
Ход занятия.
Дети входят под музыку входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Повернитесь ко мне и для начала мы с вами вместе примем «заряд бодрости», будьте внимательны.
Игра «Заряд бодрости»
- Мои ушки слышат все! (массаж «козелков ушей»)
-Мои глазки видят все! (массаж надбровных дуг)
- Я вздыхаю красоту!
-Я вздыхаю силу!
В. – Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, познавать. (Присаживайтесь на стульчики).
Воспитатель: Как вы думаете, что может укрепить наше здоровье?
Ответы детей: Это правильное питание, витамины, занятие разными видами спорта.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вы хотите встретиться с чудом, закрывайте глазки не подглядывайте. (воспитатель надевает на себя платок или венок). (Играет музыка, воспитатель перевоплощается в Живицу)
Живица: здравствуйте дети. Меня зовут Живица. Я дочь матери природы. Я ухаживаю за всеми травами, очищаю родники, воздух. Ребята, как вы думаете, зачем я это делаю?
(Ответы детей)
Живица: ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие, в царство растений, где мы поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных. Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, чем люди стали называть их лекарственными. А в наши дни появилась целая наука, которая занимается лекарственными растениями. Эта наука называется фитотерапия. Фито означает растение, терапия - лечение травами. А отправимся в царство растений мы на ковре –самолете. Занимайте места. (садятся на ковер). Звучит музыка …. И переходит (Звучит музыка) пение птиц.
Живица:
Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Живица: Что это?
Дети: Лес.
Живица: Мы оказались в лесу. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные деревья здоровью человека. София загадай загадку:
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна.
(Липа)
Живица: Правильно, липа. Скажите, а липа растение, кустарник или дерево? (Ответы детей).
Живица: Липа – украшение башкирских лесов. Цветет липа в середине лета мелкими нежно-желтыми цветочками. Цветы липы медоносны. Липовый мед считается медом высшего качества. Чай из засушенных липовых цветков помогает при простудах, кашле, высокой температуре.
Живица: А какую растительность вы еще здесь видите?
Ответы детей: Облепиха это лекарственный кустарник…
Шиповник это лекарственный кустарник….
Живица: Отправляемся дальше на поезде, занимайте места в вагонах (дети садятся на стулья и качаются)-звучит музыка «поезд». Вот мы оказались на цветочной полянке.
Живица: Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Дуб, брусника и зверобой.
Живица: Присаживайтесь на полянку.
Живица: (показывает одуванчик) Что это за цветок? Чем полезен?
Ответы детей: Одуванчик - лекарственное растение…
Игра «Одуванчик». Звучит музыка.
Давайте представим себе, что мы – один одуванчик. Возьмемся за руки. Мы – один большой красивый одуванчик. Наш цветочек открывается (дети поднимают руки вверх и открывают в стороны, закрывается, открывается-закрывается. Подул ветер, парашютики полетели и сели на землю.
Живица: Сели. (на ковер).
Живица: Показывает следующее растение – тысячелистник. А это что за растение?
Ответы детей: Тысячелистник - также является лекарственным …
Живица: каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листка – ажурные края. Его используют, для улучшения аппетита.
А сейчас пальчиками покажите много-много листочков тысячелистника
(пальчиковая гимнастика «Тысячелистник»).
Живица: Показывает следующее растение – душица. А это что за растение?
Ответы детей: Душица. Красновато-лиловые цветки, имеют приятный аромат. Душица помогает при кашле, простуде.
Живица: Сядьте полукругом. Я уже заварила эту волшебную травку. Сейчас я пройду, а вы вдохнете аромат душицы через нос и выдохнете через рот, делая губы трубочкой. (дыхательная гимнастика). (Живица по кругу проносит заварник и дает понюхать аромат душицы). Что вы можете сказать о его запахе?
Ответы детей.
Живица: Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица».
Живица: (Показывает рисунок Мать-и-мачехи) А что это за растение? А вы знаете, почему оно так называется?
(Ответы детей) У него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха. Это самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
Живица : Дети давайте поиграем. (физкультминутка «Цветочек»). Звучит музыка.
Живица: В какое время года запасают лекарственные растения?
Ответы детей: Летом запасают лекарственные растения.
Живица: Только собирать их нужно правильно. Кто скажет мне эти правила?
Ответы детей:
1. Нельзя рвать много лекарственных растений.
2. Нельзя собирать ЛР около автомобильных дорог.
3. Нельзя собирать ЛР возле ж/д путей.
4. Нельзя собирать ЛР в сырую, мокрую погоду.
5. Собирать ЛР надо днем, в сухую, ясную погоду.
6. Собирать ЛР надо каждый вид отдельно.
7. Нельзя пробовать ЛР на вкус.
8. После сбора ЛР надо тщательно вымыть руки.
9. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
Живица: Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять.
Живица: А вы хотите узнать, как используют пыльцу цветов? Тогда отправляемся на автомобилях. (Звучит музыка –физминутка «Автомобили»). – присаживайтесь на стульчики.
Живица: Мы с вами приехали на пасеку.
Лекарственные растения полезны еще тем, что пчелы в их пыльце собирают нектар для меда. В зависимости от медоносного растения, нектар которого был собран пчелами, мед различают по цвету, вкусу, запаху. Если мед получен с одного определенного вида растения, то обычно ему дают название этого растения : липовый, гречишный. Если пчелы собрали нектар с разных растений, то такой мед называют смешанным или просто цветочным. В меде много полезных веществ. Его употребляют при простуде, температуре, а еще он полезен для мозга. Сейчас мы построим «паутину жизни».
Игра «Паутина жизни».
(каждый ребенок получает эмблему, на которой изображены: человек, пчелы, ульи, соты, цветок. В руках воспитателя клубок ниток).
Давным-давно человек заметил, что пчелиный мед – это полезный и вкусный продукт. И он решил приручить пчел. Построил для них домики-ульи. Пчелы летали на полянку, находили самые красивые цветы, добывали нектар, складывали в соты, готовили вкусный мед и угощали человека. Вот ребята, мы с вами построили паутину жизни- так связаны между собой человек и пчела. Человек помогает пчелам, а пчелы угощают его вкусным медом.
Дети, а давайте, и мы запасемся на зиму медом. Для этого мы превратимся в маленьких пчелок и соберем нектар из цветочков.
(Игра «Пчелки»)
Живица: Ой, как много нектара вы собрали, много меда получиться. Только вот беда, хранить то не в чем будет мед.
Живица: Ребята, подарите мне красивые башкирские бочонки для меда. Занимайте свои рабочие места.
Живица: Назовите элементы башкирского орнамента?
Ответы детей: Кускар, муравьиная талия, солярный знак, элемент ввиде сердечка, бегущая волна, цветок.
Живица: Принимайтесь за работу, украсьте бочонки башкирским орнаментом. (Звучит башкирская мелодия). (Дети разукрашивают бочонки фломастерами. Закончив свои работы, они дарят Живице).
Живица: Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде. А как вы украсили бочонок? Расскажи Карина, что означает твой рисунок?
Живица. Большое спасибо дети. Я хочу закончить наше путешествие. Вы были умными, активными, показали много знаний. Теперь я вижу, что каждый из вас сможет позаботиться о своем здоровье и не только о своем, но и здоровье ваших близких. За это я подарю вам чудесные подушечки, они непростые, а с волшебными ароматами. И когда вы будите ложиться спать, положите эту подушечку рядом с собой и она вам навеет приятные сновидения. А гостям мы подарим волшебные мешочки с сухоцветами.