Марина Железнякова
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в город Небылиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в город Небылиц.
Непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область: «Коммуникация».
Цель: Развитие интереса к слову – как к особому объекту познания.
Задачи:
• Побуждать использовать методы ТРИЗ в коммуникативной деятельности;
• Формировать понятие небылица, отметить её особенности;
• Развивать словотворчество, умение придумывать новые слова из двух известных;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в город Небылиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Небылицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
• Упражнять в умении подбирать слова антонимы;
• Побуждать детей к активному диалогу, добиваться четких развернутых ответов детей;
• Развивать способность самостоятельно делать умозаключения;
• Развивать творческое воображение, абстрактное мышление;
• Воспитывать культуру общения (учить выслушивать и не перебивать собеседника;
• Развивать интерес к устному народному творчеству, к литературному жанру стихотворение.
Атрибуты:
• Кольцо Луллия и рисунки «Волшебный транспорт»;
• Карта Выдумляндии, гора Наоборот, обозначение реки и долины;
• Три магнитных доски;
• Карточки для моделирования небылицы, флажки, сердечки;
• Карточки с неоконченными рисунками;
• Спортивные атрибуты : обруч, скакалки;
• Магнитофон, фломастеры, раскраски.
Здравствуйте дети. Меня зовут Марина Анатольевна, а ваши имена я вижу. Давайте договоримся о некоторых правилах. Говорить надо по очереди, не перебивая друг-друга, не выкрикивая ответы. Если я покажу такую карточку – нужно замолчать, если такую – нужно подумать. Если такую – нужно все делать быстро.
Сегодня по дороге в сад я встретила очень веселого человечка. А вот и он.
Воспитатель показывает куклу в народном костюме и рассказывает небылицы.
Между небом и землёй поросенок рылся
И нечаянно хвостом к небу прицепился.
Ваня: Ой, куда это я попал?. Здравствуйте, вам понравилось моё стихотворение, а я ещё знаю.
Тётушка Аглая, такая удалая
Решетом воду носила, топором траву косила.
Ваня: А что это вы смеётесь, а почему вам смешно? Так не бывает? Да это же небылица.
Воспитатель: Ванечка, а где это ты научился сочинять небылицы?
Ваня: В сказочном городе небылиц.
Воспитатель: А где находится такой город?
Ваня: В волшебной стране Выдумляндия, у меня и карта есть.
Воспитатель: Ребята посмотрите на карту этой страны, что вы видите здесь? Да, здесь есть разные города, реки и леса. А тут наш детский сад. Мы будем двигаться по красным стрелочкам, пока не придем к городу небылиц. Ребята, посмотрите на нашем пути речка Соединялка. Ребята, а на чем можно путешествовать по реке? А еще, какие виды транспорта вы знаете? Но в Выдумляндию можно отправиться только на выдуманном транспорте, или по реке, или по мосту Дружбы, или просто прилететь. Сейчас мы будем соединять слова и они подружатся. Посмотрите внимательно на эти волшебные кольца. С их помощью можно соединить два разных транспортных средства. Только нужно сказать волшебные слова «Кручу-верчу, придумать хочу»
Ваня: А можно я, а можно я. У меня соединился вертолет и машина.
Воспитатель: Дети, давайте поможем Ване. Внимательно послушайте слова. Попробуйте проговорить и придумать новое слово. Кто придумал, поднимите руку. (Даю 15 секунд.)
Дети придумывают слова: вертошина, автолет. И если они затрудняются, помогает Ваня. Воспитатель показывает картинку. Воспитатель вызывает по очереди двух детей. Они придумывают слова: вертоцикл, вертолодка.
Воспитатель: Молодцы, как здорово получается. Я раздам вам картинки необычного транспорта и мы отправимся в путь. Ванечка полетит со мной.
Включается музыка, дети свободно двигаются по группе.
Воспитатель: Ну вот мы у подножия горы Наоборот.
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру наоборот.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.
Скажу я слово потерял, и скажешь ты- нашел.
Я даю вам флажок, вы говорите слово с противоположным значением. Проходите к горе. Каждый вешает свой флажок на гору. (плохой, легкий, тихо, горячо, медленно, день, сухой, начало, жара.)
Включается музыка.
Дети проходят и садятся на стулья.
Воспитатель: Мы спустились с горы и оказались в долине Сочинялка.
Ваня: Ура, ура, сейчас вы научитесь сочинять небылицы.
Воспитатель: Слушайте внимательно.
Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,
А старушка в это время мыла кактус на окне.
Воспитатель: Вот такое смешное маленькое стихотворение. А теперь мы его запишем. Но читать пока вы не умеете, поэтому мы запишем его с помощью отдельных букв и картинок. Слово ехали мы обозначим «Е», слово вел – «В», слово мыл – «М», а остальные просто нарисуем. Давайте прочтем это стихотворение вместе.
Но вдруг подул ветер и перепутал два слова.
1. Ваня - кактус
2. Окне - ремне
3. Старушка - Ваня, коне - окне
Последний вариант читаем все вместе.
Воспитатель: Ребята, способом перестановки слов можно придумать много небылиц. Я не буду убирать карточки,и после занятия вы можете подойти и сочинить каждый свою небылицу.
Дети, теперь самый сложный вопрос, сначала подумайте, а потом ответьте. Что такое небылица? (маленькое стихотворение, где все перепутано и перевернуто, говориться о том, чего не бывает на свете). Дети, какая бывает небылица?
В разговор вступает Ваня.
Ваня: Я знаю, знаю. Она бывает шуточная. ( дети добавляют: смешная, веселая).
Воспитатель: Молодец Ванечка. А сейчас нас ждут жители города Небылиц. В городе есть улица неоконченных рисунков. По одной или двум частям нужно догадаться, кто живет в доме и нарисовать его.
Включается тихая музыка.
Во время рисования воспитатель наблюдает за работой детей, спрашивает, кто что рисует, помогает детям и хвалит.
Воспитатель: Дети, встаньте пожалуйста и подойдите ко мне. Кому понравилось, прикрепите весёлое сердечко к карте страны Выдумляндия. А теперь садитесь в свой волшебный транспорт. Мы отправляемся в детский сад, там нас ждет сюрприз.
Включается музыка.
Воспитатель приглашает детей на ковер и задает им вопросы.
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (придумывали транспорт и новые слова, играли в игру «Наоборот», сочиняли небылицы, рисовали жителей города.)
Воспитатель: Ребята, спасибо. Сегодня вы все старались. Мне было приятно с вами познакомиться и совершить путешествие в Выдумляндию. На память я всем вам дарю волшебные раскраски и карту Выдумляндии.