Вера Шарыпова
«Путешествие в королевство гербов». Конспект комплексного занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей представление о гербе, дать представление об истории герба Родины, воспитывать у детей интерес к истории своей страны, воспитывать чувство гордости за свою страну. Формировать чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, семья. Воспитывать чувство долга и любви к близким. Учить составлять рассказы о семейных гербах, выделяя наиболее характерные особенности для каждой семьи. Воспитывать чувство гордости за свою семью.
-Собрались все дети в круг, я- твой друг и ты- мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Публикация «„Путешествие в королевство гербов“, Конспект комплексного занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Посмотрю на ваши лица-с кем бы мне здесь подружиться?
Доброе утро, дети! Вы всех прекраснее на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю в путешествие.
-Сегодня я вас приглашаю в Королевство гербов. Начнем мы наш путь на корабле, под парусами (дети рассаживаются на стульчики в форме корабля). Итак, рассаживайтесь поудобнее, мы отправляемся.
-Первая остановка называется Геральдика. Геральдика-это наука о составлении и изучении гербов.
Королева Геральдика встречает нас на пристани.
Геральдика: Приветствую вас! А кто знает, что такое герб? Герб в переводе с иностранного означает «наследство». Это отличительный знак, эмблема государства, города или человека.
Герб изображают на щитах, монетах, печатях, знаменах. Хотите узнать, как появились гербы?
(Рассматривание иллюстраций из серии «Крестоносец», обращаем внимание на щиты древних воинов).
Воспитатель: Вот кони проскакали, наконец
С бойцом вплотную съехался боец.
(Выходят двое детей, одетых в костюмы рыцарей, в «доспехах», но с разными щитами.
Музыкальная композиция «Сражение воинов»)
Воспитатель: Посмотрите на наших рыцарей. Чем они отличаются друг от друга? У них разные щиты. По знаку-гербу можно узнать имя сражающихся воинов. Герб-это знак. Давным-давно не в России, а в других странах были такие воины-рыцари. Рыцари часто проводили турниры, т. е. боролись друг с другом. Рыцарь всегда должен быть на коне. А одежда у них была металлическая, чтобы нельзя было ее проколоть мечом или копьем, потому что это было основным оружием в те времена. Так как одежда у них была одинаковая, во время таких турниров трудно было узнать, где свои, где соперник. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки, чтобы отличить своих от врагов. Это были султанчики,ленточки, а потом стали рисовать на шлемах разные рисунки. Так они отличали во время турниров своих от соперников. Вот такой знак и называли гербом.
Потом гербы стали придумывать не только воины, но и семьи. А потом – города. страны. На гербе старались изобразить что-то важное для семьи, города, государства. Давайте еще раз посмотрим на гербы. Если на гербе изображена рыба,что это значит? (это государство или город занимаются рыболовством). Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ сильный.
Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал воинов от копья или меча. Щит мог быть круглым, овальным или квадратным с закругленными углами.
С древних времен на лицевой стороне монеты помещали герб, как символ принадлежности к определенному государству. На российских монетах тоже имеется герб- двуглавый орел (рассматривание монет).
Наше путешествие продолжается. Мы плывем дальше на корабле. Сейчас мы познакомимся с одним из символов нашего государства. Герб-это официальная эмблема государства, которая изображается на печатях, денежных знаках. Появился герб очень давно. Сейчас мы отправимся в удивительное путешествие во времени.
(Открывается занавес - на сцене сидит царь).
Царь: Кто посмел нарушить мой покой? Всех казнить!
Воспитатель: это Иван Грозный. С ним надо поосторожнее. Пощадите нас, царь. Мы прибыли из будущего.
Царь: Что вам надо?
Дети: мы хотели узнать про герб российского государства.
Царь: Ну что же расскажу вам. Сначала выполните мое задание: сделайте 2 шага налево, 3-прямо,5-направо,2-налево и увидите сундук. В нем лежит герб и описание.
(Дети находят в сундуке разрезанные карточки с изображением герба)
Царь: Сломался наш герб, а как его собрать - ума не приложу. Если соберете его - отпущу с миром, а нет, то заточу в темницу. (Дети составляют герб).
Царь: Расскажу вам про герб российский, чтобы ребята лучше историю знали. Давайте рассмотрим герб. Что вы видите в центре? (Орла). Расскажите о нем, какой он? (с двумя головами, с поднятыми крыльями).
Почему на нашем гербе изображен орел? Орел в небе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображен орел сильное и непобедимое. Россия и есть такая сильная страна.
Но почему у орла две головы? (предположения детей).
Русское государство очень большое и голова орла смотрит на запад и на восток, как бы показывая, что России живут люди разных национальностей.
А что вы видите еще? (Корону). Что означает корона?
Корона означает, что главный в России- царь.
А что в лапах у орла? Это посох или жезл, а еще его называют скипетр. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар или его называют держава. Держава- это значит, могущество, т. е. страна, в которой правит царь, могучая. Почему на гербе изображен воин?
Всадник на коне - это не просто воин. Это Святой Георгий Победоносец. Георгий Победоносец считался хранителем и защитником Москвы и люди верили, что он может помочь воинам в бою и молились ему. Поэтому он изображен на гербе Москвы.
А что еще вы видите на гербе? (Дети дополняют).
Вот как много можно узнать, рассмотрев герб.
Воспитатель: Попрощаемся с царем Пора нам возвращаться в детский сад.
-Герб есть и у нашего города Печора и нашей республики Коми. (Дети рассматривают гербы).
-У каждого есть семья. Семья-это мама, папа, дети. Это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге.
Этюд «Утреннее фото» (физминутка).
Встань, как только солнце встанет и тихонечко к окошку.
Руку луч тебе протянет -ты подставь ему ладошку.
Пусть тебя увидит мама, и умытым,и одетым.
Все прибрав, иди к ней прямо и скажи ей :»С добрым утром!»
И потом с улыбкой, песней выйди к травам, людям, птицам.
И веселым интересным день твой может получиться.
-Сегодня ребята принесли семейные гербы, которые они изготовили вместе со своими родителями и сейчас они их нам представят. (Дети рассказывают, что означают их семейные гербы).
-Слушая рассказы детей, можно почувствовать, с какой любовью и нежностью дети относятся к своим родным, гордятся ими.
-Хорошо, что у вас есть семьи. Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают маленькие и большие. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение и любовь друг к другу. Семью почитали еще с древних времен и называли «семейный очаг» .Мы сейчас постараемся, чтобы семейный очаг не потух, а разгорелся еще ярче. Дети по очереди будут подкладывать в очаг угольки и называть пословицы и поговорки о семье.
«Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют»
«В семье дружат-живут, не тужат»
«Зачем и клад коли в семье лад»
«Где любовь да совет, там и горя нет» и т. п.
В нашем детском саду мы живем одной большой дружной семьей. Давайте мы составим герб группы.
Составление герба - дети выбирают из множества картинок те, которые подходят для нашей группы и выкладывают на большой цветок.
Наш девиз:
Мы в гармонии живем в нашем садике чудесном.
Мы танцуем и поем –это очень интересно.
Мы играем, веселимся- грусти, скуки не боимся.
Приходите в гости к нам, будем очень рады вам.
Песня «Детский сад-дом радости»
Занятие подошло к концу. Что вам запомнилось? Давайте скажем сердечные слова : «Я люблю свою семью, потому что…», «Мне нравится в детском саду,потому что…».
Желаю вам,чтобы вы ценили своих родителей, своих друзей и не огорчали их.