Анастасия Дедик
Рабочая коррекционно-развивающая программа дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая коррекционно-развивающая программа дефектолога
Программа создана на основе :
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983
Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР
Публикация «Рабочая коррекционно-развивающая программа дефектолога» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003.
Программу составила : Дедик А. О.
Мыски
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение и письмо
Статус документа
Программа создана на основе :
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983
Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.
Структура документа: программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и цели изучения.
2. Основное содержание с распределением учебных часов отдельным темам.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года.
Общая характеристика учебного предмета.
В процессе изучения курса «Чтение и письмо» развивается устная и письменная речь, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. При обучению письму следует учитывать неоднородность состава группы и осуществлять дифференцированный подход к обучающимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.
Цели обучения
- изучение рукописного начертания звуков и букв, умение образовывать, читать слоги из усвоенных звуков и букв.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Письмо и развитие речи» являются:
• знакомство с буквой и звуком,её значением;
• различие звука и буквы в конце и в начале слова,
• знакомство с рукописным начертанием буквы,
• написание буквы по обводке,
• написание буквы под диктовку;
• знакомство с закрытыми и открытыми слогами, их написанием.
Способы деятельности: подгрупповые, индивидуальные занятия.
Ожидаемый результат:
В результате изучения курса «Чтение и письмо» обучающийся должен
знать:
- звуки и буквы;
- рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв.
уметь:
- составлять, произносить слоги и слова, состоящие из одного-трёх звуков;
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Степанов В. Учебник для малышей «Чтение по слогам»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
2. Степанов В. Учебник для малышей «Домашнее чтение»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
3. Степанов В. Учебник для малышей «Чтение»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
1 год обучения
Знакомство с буквой и звуком «А», «У», «О», «М», «С», «Х», её значением; Различие звука и буквы «А», «У», «О», «М», «С», «Х» в конце и в начале слова; Знакомство с рукописным начертанием буквы «А», «У», «О», «М», «С», «Х»; Написание буквы «А», «У», «О», «М», «С», «Х» по обводке; Написание буквы «А», «У», «М», «С», «Х» под диктовку; Знакомство со слогом «Ах», «Ух»,их написание; Знакомство со слогом «Ха», «Хо», «Ас», «Ос», «Са», «Со», «Су», их написание.
Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:
В результате изучения курса «Чтение и письмо» обучающийся должен
- знать:
- звуки и буквы: а, у, о, м, с, х.
- рукописное начертание изучаемых строчных и прописных букв Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх.
- уметь:
- составлять, произносить слоги и слова, состоящие из одного-трёх звуков;
2 год обучения
Знакомство с буквой «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г», её значением; Различие букв «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г» в конце и в начале слова; Знакомство с рукописным начертанием буквы «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г»; Написание букв «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г» по обводке; Написание букв «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г» под диктовку; Образовывание открытых и закрытых слогов из изученных звуков и букв, читать их; образовывание и чтение трёхбуквенных слов из изученных букв и звуков.
Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:
В результате изучения курса «Чтение и письмо» обучающийся должен
знать:
- буквы «ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж, б, г», их рукописное начертание;
уметь:
- образовывать открытые и закрытые слоги из изученных звуков и букв, читать их;
- образовывать и читать трёхбуквенные слова, состоящие из одного закрытого слога (кот, сом);
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Степанов В. Учебник для малышей «Чтение по слогам»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
2. Степанов В. Учебник для малышей «Домашнее чтение»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
3. Степанов В. Учебник для малышей «Чтение»; ООО «Издательство «Фламинго», 2011
Развитие речи
Статус документа
Программа создана на основе :
1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей М., 1983
Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с.
Структура документа: программа включает три раздела:
1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и цели изучения.
2. Основное содержание
3. Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года.
Общая характеристика учебного предмета.
В процессе изучения курса «Развитие речи» формируется понимание речи окружающих, а так же развитие собственной активной речи, словаря, формируются навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о своем замысле, о проделанной работе и т. д., мышления.
Цели обучения:
-развивать устную речь обучающихся
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов. Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у детей интерес.
Способы деятельности: подгрупповые, индивидуальные занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гербова В. В. Развитие речи. Учебно-наглядное пособие для дошкольных образовательных учреждений, «ВЛАДОС», 2003.
2. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека/ Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2010.-32 с.
3. Чистякова О. В. Знакомимся с окружающим миром. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с. : ил. – (Серия «Подготовительный класс»).
4. Емельянова Э. Расскажите детям. Наглядно-дидактическое пособие; Мозайка-синтез, 2010.
1 год обучения
Одежда (пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта). Школьная форма девочек, школьная форма мальчика. Уход за одеждой.
Обувь (ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши). Уход за обувью.
Инструменты; Профессии; Транспорт; Мебель; Посуда.
Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:
В результате изучения курса «Развитие речи» обучающийся должен
знать:
- названия одежды, обуви, головных уборов; инструментов и их групп (рабочие, сельскохозяйственные или музыкальные); профессий людей; видов транспорта (наземный, подземный, водный или воздушный); предметов мебели; видов посуды (кухонная, столовая, чайная, кофейная);
уметь:
- сравнивать пары предметов одежды;- сравнение инструментов и их групп (
, сельскохозяйственные или музыкальные) между собой;
- сравнивать профессии людей;
- сравнивать виды транспорта (наземный, подземный, водный или воздушный);
- сравнивать пары предметов мебели;
- сравнивать пары предметов посуды.
2 год обучения
Классификацию предметов (обувь, игрушки, дикие и домашние животные, строить предложения с предлогами «на» и «в», соотнесить натуральные объектов с их графическим изображением, узнавать изображённый предмет.
Огород (морковь, лук). Сад (яблоко, груша). Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу; Домашние животные (кошка, собака). Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание; Птицы (голубь). Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Времена года. Разучивание стихотворений, речёвок, считалок, потешек, коротких песен на разученные темы.
Требование к уровню подготовки обучающегося на конец учебного года:
В результате изучения курса «Развитие речи» обучающийся должен
знать:
- формы множественного числа (стол – столы, книга – книги).
- стихотворения, речёвки, считалки, потешки, короткие песенки.
уметь:
- осуществлять классификацию предметов (обувь, игрушки, дикие и домашние животные) по словесной инструкции, знать обобщающие слова.
- строить предложения с предлогами «на» и «в», выражающими пространственное положение предметов (на парте - в парте).
- соотносить натуральные объекты с их графическим изображением, узнавать изображённый предмет.
- заучивать стихотворения, речёвки, считалки, потешки, короткие песенки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гербова В. В. Развитие речи. Учебно-наглядное пособие для дошкольных образовательных учреждений, «ВЛАДОС», 2003.
2. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека/ Н. Е. Арбекова. – М. : Издательство ГНОМ, 2010.-32 с.
3. Чистякова О. В. Знакомимся с окружающим миром. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010. – 96 с. : ил. – (Серия «Подготовительный класс»).