Ирина Михайловна Немилова
Рабочая образовательная программа разновозрастной группы (3–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая образовательная программа
разновозрастной группы (3-5 лет)
МДОУ «Детский сад с. Михайловка
Саратовского района Саратовской области»
на 2012-2013 учебный год.
Воспитатель:
Немилова И. М.
2012 – 2013 уч. г
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка --- 3
Принципы и подходы к формированию рабочей программы--- 3
Цели и задачи--- 4
Режим работы группы --- 4
Списочный состав группы --- 5
Возрастные особенности детей --- 6
Годовые задачи --- 10
Публикация «Рабочая образовательная программа разновозрастной группы (3–5 лет)» размещена в разделах
Перечень программ, технологий, пособий,
используемых в данной группе --- 11
Особенности образовательного процесса
в разновозрастной группе ---12
Режим дня (холодный и теплый период года)--- 13
Взаимосвязь воспитателя со специалистами--- 15
Комплексно-тематическое планирование ---15
План непосредственно – образовательной деятельности
разновозрастной группы--- 16
Сетка занятий --- 17
Модель образовательного процесса
в разновозрастной группе --- 18
Формы организации образовательного процесса --- 18
Культурно - досуговая деятельность --- 19
Задачи воспитания и развития
по образовательным областям--- 20
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников--- 22
Условия реализации рабочей образовательной
программы разновозрастной группы --- 23
Взаимосвязь с другими учреждениями--- 24
Взаимосвязь с родителями--- 24
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2012/13 учебный год.
Рабочая образовательная программа разновозрастной группы МДОУ «Детский сад с. Михайловка» разработана в соответствии с :
Программой «От рождения до года» под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Уставом МДОУ;
Нормативными документами МДОУ;
Основной образовательной программой МДОУ.
Рабочая образовательная программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 3-5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому, единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ :
Содержание рабочей образовательной программы разновозрастной группы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.
Рабочая образовательная программа разновозрастной группы сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГТ.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, художественно – эстетической, социальной сферы развития. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми, в основе которой доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся подгруппами и индивидуально – это обязательное условие организации жизни в младшей группе. Взаимоотношения взрослого и ребенка развиваются в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности («Я – сам!») и обогащения его деятельности новым содержанием. Выполнение программных задач происходит путем использования основной образовательной единицы педагогического процесса - развивающей ситуации – форме совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания с учетом возрастных особенностей и интересов детей, предпочтение отдается игровому построению всего образа жизни детей.
3
2. ЦЕЛЬЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЯВЛЯЕТСЯ
Создание положительного настроения у детей младшего возраста, поддержание стремления к самостоятельности, не погасив его критикой неумелых действий ребенка, не подорвав его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных, неумелых действий, построение работы таким образом, чтобы игры была содержанием детской жизни.
Данная цель реализуется через качественное выполнение задач основной общеобразовательной «Программы», с учетом приоритетных направлений данной группы :
Способствовать благоприятной адаптации в детском саду, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;
Обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение ОВД и элементарными культурно – гигиеническими навыками;
Способствовать развитию познавательной активности – представления о людях, предметах, явления и пр.
Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему;
Развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;
Развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано;
Формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, назначении органов, выработку осознанного отношения к своему здоровью;
Воспитывать у детей любовь к матери, родному дому, своим близким, родной природе, родному селу;
3. РЕЖИМ РАБОТЫ ГРУППЫ С 7.30 ДО 19.30 МИН.
4
4. СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ ГРУППЫ - 21 ребёнок.
Социальный статус семей выглядит следующим образом :
Полная семья - 16 (76 %);
Многодетная семья - 1 (4,7%);
Мать - одиночка – 4 (19%)
5. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ.
В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Ребенок стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.
Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности дошкольников. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и не развернуты. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чём свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших до школьников имеет лепка. В этом возрасте дети способны овладеть простейшими видами аппликации. Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Младшие дошкольники активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, ориентироваться в пространстве группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста дети могут запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны устанавливать некоторые простые связи между событиями, предметами или явлениями. Возрастает целенаправленность действий.
Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил, со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. Как правило, к 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее следование таким правилам часто бывает неустойчивым — дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. Для этого возраста характерно появление групповых традиций : кто где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днём рождения, элементы группового жаргона и т. п.
В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Дети 4—5 лет имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»); проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Они овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Так, мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина» и больше тяготеют к «красивым» действиям. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др., постепенно уходят в прошлое, и любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.
В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15—20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40—50 мин. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз, всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.
Развивается моторика дошкольников. Так, в 4—5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола, руки на поясе; подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее трёх- четырёх раз подряд в удобном для ребёнка темпе); нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жёстким наконечником). Ребёнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными.
В возрасте от 4 до способами их использования и совершенствование обследования предметов. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определё нной последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным,целенаправленным и анализирующим.
В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4—5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребёнку предложить план части групповой комнаты, то он поймёт, что на нём изображено. При этом возможна незначительная помощь взрослого, например, объяснение того, как обозначают окна и двери на плане. С помощью схематического изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку (по отметке на плане).
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста 3 лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15, изображённых на предъявляемых ему картинках.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребё нок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят значительные изменения. К 5 годам в большинстве своём дети начинают правильно произносить звуки родного языка. Продолжается процесс творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («У лысого голова босиком», «Смотри, какой ползун» (о червяке) и пр.). В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают, а затем сочиняют подобные. Дети 5 лет умеют согласовывать слова в предложении и способны к элементарному обобщению, объединяя предметы в видовые категории, называют различия между предметами близких видов: куртка и пальто, платье и сарафан, жилет и кофта. Речь становится более связной и последовательной. С помощью воспитателя дети могут пересказывать короткие литературные произведения, рассказывать по картинке, описывать игрушку, передавать своими словами впечатления из личного опыта.
Если близкие взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. В этих условиях дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4—5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора, однако быстро забывают их и подменяют хорошо известными. В этом возрасте дети хорошо воспринимают требования к обращению с книгой, гигиенические нормы при работе с ней. В связи с развитием эмоциональной сферы детей значительно углубляются их переживания от прочитанного. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети проявляют творческую инициативу и придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. Цепкая память позволяет ребёнку 4—5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать не сформированных волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Это значительно повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
В музыкально-художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.
Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети не только эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, но и увлечённо говорят о нём (о характере музыкальных образов и повествования, средствах музыкальной выразительности, соотнося их с жизненным опытом).Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и даже называть любимые мелодии.
Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально - художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Они могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски; начинают использовать цвет для украшения рисунка; могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку и путём вдавливания.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети осмысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения. Они могут изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков, форм дети переходят к фризовой композиции — располагают предметы ритмично в ряд, повторяя изображения по нескольку раз.
6. ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ
Основными приоритетными направлениями разновозрастной группы являются :
1. Продолжать формировать у детей позицию ценного здорового образа жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; развивать у детей экологические представления, знания о природе и правилах поведения в ней. Добиться снижения количества часто болеющих детей и эпизодов острой заболеваемости.
2. Расширить рамки интегрированного обучения и добиться улучшения результатов детей в речевом развитии.
3. Организовать свободную деятельность посредством создания в группах центров активности и активизации проектной деятельности старших дошкольников.
4. Приобщать детей к истории и культуре родного края. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи по патриотическому воспитанию через проведение совместных мероприятий.
7 .ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ДАННОЙ ГРУППЕ :
Физическая культура
Физкультурные занятия в детском саду Л. И. Пензулаева, М. ,2012 г.
Здоровье
Занятие на прогулке с малышами С. Н. Теплюк, М. ,2008 г.
Воспитание основ здорового образа жизни и малышей Н. С. Галицына, И. М. Шумова
Безопасность
Занятие по ознакомлению с окружающим миром О. В. Дыбина
Социализация
Программа «Юный эколог» С. Н. Николаева, М. ,2005;
Развитие игровой деятельности Н. Ф. Губанова, М., 2010 г.
Труд
«Юный эколог» С. Н. Николаева, М., 1998;
Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду Л. В. Куцакова, М., Совершенство, 1999;
Познание
Занятие по формированию математических представлений И. Пономарева, В. Позина, М., 2011 г.
Занятие по формированию элементарных экологических представлений А. Соломенникова, М., 2012 г.
Занятие по конструированию из строительного материала Л. В. Куцакова, М., 2006.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром, М., 2008 г.
Коммуникация
Занятия по развитию речи В. Гербова, М., 2008 г.
Чтение художественной литературы
Программа «От рождения до года» под. редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Занятия по развитию речи В. Гербова, М., 2008 г.
Художественное творчество
Изобразительная деятельность И. А. Лыкова, М., 2007 г.
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду Т. С. Комарова, М., Просвещение, 1991 г.
Музыка
Праздник здоровья для детей 4-5 лет М. Ю. Картушина, М., 2010 г.
Театрализованная деятельность дошкольника Н. Ф. Губанова, М., 2011 г.
Праздник каждый день И. Каплунова, Спб., 2011г.
Оценка достижений детей
Мониторинг качества освоения программы, Волгоград, 2012 г.
Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до года», Волгоград, 2012 г.
Планирование непосредственно – образовательной деятельности
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до года», Волгоград, 2012 г.
Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до года» (диск, Волгоград, 2012 г.
Перспективное планирование по программе «От рождения до года», Волгоград, 2012 г.
Перспективное планирование по программе «От рождения до года» (диск, Волгоград, 2012 г.
8. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ :
Прием детей на улице в теплый период года;
Проведение совместной деятельности по формированию здорового образа жизни у младших дошкольников ежедневно;
Проведение открытых просмотров для родителей по физической культуре;
9. РЕЖИМ ДНЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ (3-5 ЛЕТ) (ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД) :
Прием, осмотр, игры, дежурство. 7.30-8.10
Утренняя гимнастика. 8.10-8.20
Подготовка к завтраку. Завтрак. 8.20-8.50
Подготовка к занятию.
Занятие:
1 занятие
• младшая группа
• средняя группа
2 занятие
• младшая группа
• средняя группа 8.50-9.00
9.00-9.15
9.00-9.20
9.30-9.45
9.30-9.50
Игры, самостоятельная деятельность. 9.50-10.15
Подготовка к прогулке. Прогулка. 10.15-11.50
Возвращение с прогулки, игры. 11.50-12.15
Подготовка к обеду. Обед. 12.15-12.50
Подготовка ко сну. Сон. 12.50-15.00
Подъем. Закаливающие процедуры. 15.00-15.25
Подготовка к полднику. Уплотненный полдник. 15.25-15.55
Самостоятельная художественная деятельность. Игры. Труд. 15.55-16.30
Подготовка к прогулке. Прогулка. Игры, кружки, уход детей домой. 16.30-19.30
РЕЖИМ ДНЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ (3-5 ЛЕТ) (ТЁПЛЫЙ ПЕРИОД) :
Прием, осмотр, игры, дежурство. 7.30-8.10
Утренняя гимнастика. 8.10-8.20
Подготовка к завтраку. Завтрак. 8.20-8.55
Подготовка к занятию. Занятие.
1 подгруппа
2 подгруппа
8.55-
9.00-9.15
9.00-9.20
Игры, самостоятельная деятельность. 9.20-10.00
Подготовка к прогулке. Прогулка. 10.00-11.25
Возвращение с прогулки, игры. 11.25-12.15
Подготовка к обеду. Обед. 12.15-12.50
Подготовка ко сну. Сон. 12.50-15.00
Подъем. Закаливающие процедуры. 15.00-15.25
Подготовка к полднику. Уплотненный полдник. 15.25-15.55
Самостоятельная художественная деятельность. Игры. Труд. 15.55-16.30
Подготовка к прогулке. Прогулка. Игры. Самостоятельная деятельность. Уход домой. 16.30-19.30
10. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПИТАТЕЛЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ:
Дни недели Музыкальный руководитель
Понедельник
Вторник 9.30-9.45-9.50
среда
четверг 9.30-9.45-9.50
пятница
Образовательная работа направлена на развитие ребенка.
11. КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц
2 младшая
Сентябрь До свиданья, лето, здравствуй, детский сад!
Октябрь Осень
Ноябрь Я и моя семья. Мой дом, мой город
Декабрь Новогодний праздник
Январь Зима
Февраль День защитника Отечества
Март Мамин день. Знакомство с народной культурой и традициями
Апрель Весна
12. ПЛАН НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
№ п/п
Реализация образовательных областей Количество
1. Физическое развитие
Физическая культура
3
2.
Коммуникация
речевое развитие
- чтение х/л
1
1
3. Познание
- ФЭМП + Конструирование
-Формирование целостной картины мира
1
1
4. Художественно – эстетическое развитие Музыка 2
5.
Художественное творчество
Рисование
Лепка
Аппликация
1
0,5
0,5
Итого: 11
Недельная: 11
13. СЕТКА ЗАНЯТИЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ (3-5 ЛЕТ) НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Время Вид
образовательной деятельности
Время Вид образовательной деятельности
Время Вид образовательной деятельности Время Вид образовательной деятельности Время Вид образовательной деятельности
9.00-9.15
9.00 -9.20
1. Познание
(Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора)
9.00
-
9.15
9.00
-
9.20
1. Познание
ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений конструирование) 9.00
-
9.15
9.00
-
9.20
1. Коммуникация 9.00
-
9.15
9.00
-
9.20
1. Коммуникация
(развитие речи)
Чтение художественной литературы 9.00
-
9.15
9.00
-
9.20 1.
Художественное творчество (рисование)
9.30-9.45
9.30-9.50 2. Художественное творчество (Лепка/аппликация (один раз в две недели) 9.30
-
9.45
9.30
-
9.50
2. Физическая культура 9.30-9.45
9.30-9.50
2. Музыка 9.30
-
9.45
9.30
-
9.50
2. Физическая культура 9.30
-
9.45
9.30
-
9.50
2. Музыка
16.50-17.05 3. Физическая культура на воздухе
Кружки один раз в неделю (продолжительность не более 15 минут)
ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Длительность непосредственно – образовательной деятельности 15-20 мин
Объем в 1 половину дня 30-40 мин
Объем в неделю 2 часа 45 мин-3 часа 40 мин
14. МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Дети младшей группы
Воспитатели и специалисты, работающие в группе
Работа с семьей
Реализация программных задач
Реализация приоритетных задач группы
Интеграция образовательных областей
Мониторинг детского развития
Интегративные качества
Уровни освоения образовательных задач
Взаимосвязь с учреждениями
15. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Непосредственно – образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников
Игры
Беседы
Чтение х/л
Наблюдение
Реализация проектов
Экспериментирование
Экскурсии
Интегративная деятельность
С/р игры
Беседы
Решение проблемных ситуаций
Чтение х/л
Рассматривание
Задания,
Поручения
Дежурство
Ситуативный разговор и др. С/р игры
Рассматривание
Просмотр телепередач, мультфильмов
Д/игры
Конструирование
Продуктивные виды деятельности и др. Праздники
Развлечения
Собрания
Круглый стол
Телефонные звонки
Открытые просмотры
Наглядная информация
и др.
16. КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Месяц Неделя Праздники и развлечения Ответственный
Сентябрь 1 Забавы с красками и карандашами «Веселые картинки» Воспитатели
2 Фокусы «Цветная водичка» Воспитатели
3 Театрализованное представление «Теремок» Воспитатели
4 Спортивное развлечение «Кто быстрее?» Воспитатели
Октябрь 1 «Во саду ли, в огороде» - викторина на знание овощей и фруктов Воспитатели
2 «Здравствуй, осень» - праздник Воспитатели, музыкальный руководитель
3 Театрализованное представление «Заюшкина избушка» Воспитатели
4 Забавы «Музыкальные заводные игрушки» Воспитатели
Ноябрь 1 «На бабушкином дворе» - викторина на знание домашних животных Воспитатели
2 Театрализованное представление «Потешки да шутки» Воспитатели
3 Концерт для кукол Воспитатели
4 Спортивный праздник «Детские радости» Воспитатели, музыкальный руководитель
Декабрь 1 «Здравствуй, зима» Воспитатели
2 Театрализованное представление «Маша и медведь» Воспитатели
3 Фокусы «Волшебная коробочка» Воспитатели
4 «Новогодняя елка» - праздник Воспитатели, музыкальный руководитель
Январь 1 Каникулы Воспитатели
2 «Загорелся кошкин дом» - кукольный театр на тему пожарной безопасности Воспитатели
3 «На птичьем дворе» - викторина на знание домашних птиц Воспитатели
4 «Мы любим петь и танцевать» - представление Воспитатели
Февраль 1 Забавы «Музыкальные заводные игрушки» Воспитатели
2 Театрализованное представление «Козлятки и волк» Воспитатели
3 «День защитников Отечества» - праздник Воспитатели, музыкальный руководитель
4 Концерт для кукол Воспитатели
Март 1 «Светофор на три окошка» - развлечение на тему ПДД Воспитатели
2 «Мамин праздник» - праздник Воспитатели, музыкальный руководитель
3 Фокусы «Цветные пузыри» Воспитатели
4 «Мы растем сильными и здоровыми» - спортивное развлечение Воспитатели
Апрель 1 «Ой, бежит ручьем вода» - развлечение Воспитатели
2 Забава с красками и карандашами Воспитатели
3 «В весеннем лесу» - приметы весны Воспитатели
4 «Бабушка-загадушка» (по мотивам фольклора) Воспитатели
Май 1 «Весна» - праздник Воспитатели, музыкальный руководитель
2 «Весенние краски» - развлечение по изобразительной деятельности Воспитатели
3 «Были-небылицы» (по мотивам фольклора) Воспитатели
4 «Здравствуй, лето» - праздник Воспитатели, музыкальный руководитель
17. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ
Образовательные области «Здоровье»
• Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Воспитание культурно-гигиенических навыков;
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
Образовательная область «Физическая культура»
• Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх;
• Развивать физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• Развивать у воспитанников потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.
Образовательная область «Социализация»
• Развитие игровой деятельности детей;
• Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувств принадлежности к мировому сообществу»
Образовательная область «Труд»
• Развитие трудовой деятельности;
• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
• Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
Образовательная область «Безопасность»
• Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
Образовательная область «Познание»
• Сенсорное развитие;
• Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
• Формирование элементарных математических представлений;
• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
Образовательная область «Коммуникация»
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• Практическое овладение воспитанниками нормами речи;
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
• Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• Развитие литературной речи;
• Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
Образовательная область «Художественное творчество»
• Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
• Развитие детского творчества;
• Приобщение к изобразительному искусству;
Образовательная область «Музыка»
• Развитие музыкально-художественной деятельности;
• Приобщать к музыкальному искусству;
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ПРИЛАГАЕТСЯ).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНО ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРИЛАГАЕТСЯ).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЯ (ПРИЛАГАЕТСЯ).
18. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ.
ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ :
• Ежедневная утренняя гимнастика в младшей группе (весеннее – летний период на улице);
• Физкультминутки во время НОД;
• Физкультурные занятия (в носках);
• Прогулки : дневная 10.00-11.50; вечерняя 16.30-18.10;
• Сон с доступом воздуха +17-+19
• Хождение босиком
• Утренний прием на улице
• Солнечные ванны
• Оптимальный двигательный режим;
• Дыхательная и бодрящая гимнастики;
• Элементы обширного умывания;
• Воздушно-температурный режим
• Воздушные ванны;
• Облегченная одежда;
• Обширное умывание;
• Хождение босиком на площадке;
• Мониторинг детского развития.
19. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ (СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ).
Создание и обновление предметно-развивающей среды в разновозрастной группе связано с ее влиянием на физическое, психическое и интеллектуаль ное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГТ к структуре основной общеобразовательной про граммы дошкольного образования.
Разновозрастная группа представляет собой систему пространств, в которых развертываются определенные функциональные процессы, связанные с жизнеобеспечением детей и их полноценным развитием и рассматривается как объект проектирования.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность. Предметно - развивающая среда строиться на основе учета принципов построения развивающей среды.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы и уровень развитие интегративных качеств детей второй младшей группы осуществляется 2 раза в год (октябрь, май). В мониторинге используются те методы, применение которых позволяет получить объем информации в оптимальные сроки. Результаты мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям) - методическое обеспечение программой «От рождения до года»
20. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Разновозрастная группа сотрудничает с :
Поликлиникой;
Домом культуры;
Сельской библиотекой;
Музыкальной школой с. Михайловка;
Школой с. Михайловка;
21. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ.
В разновозрастной группе родители принимают активное участие в жизни группы, педагоги используются различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс :
• Посещение семьи;
• Педагогические беседы с родителями;
• Тематические консультации;
• Круглый стол;
• Наглядная пропаганда;
• Родительские собрания;
• Телефонные звонки;
• Совместное проведение развлечений;
• Совместное творчество и др.