Получи документы

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе «Детство»

Галина Лифенко
Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе «Детство»

Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной деятельности во II младшей группе общеразвивающей направленности (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с ООП МАДОУЦРР д/с №40 с учетом примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. А. Бабаевой и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 4 лет.

Публикация «Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе „Детство“» размещена в разделах

Цель программы : создание каждому ребёнку в группе возможностей для развития способностей, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации и широкого взаимодействия с окружающим миром.

Задачи реализации программы :

• Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

• Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе с ОВЗ).

• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

• Развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.

• Формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.

• Обеспечение вариативности разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей детей

• Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программные задачи по образовательным областям

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет

Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себявести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Детиимеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболеераспространенных мужских и женскихпрофессий,овидах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др., постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15, изображенных на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого,встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем?Для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм,темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становитсяболее связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности : дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.

Планируемые результаты освоения

Программы детьми среднего дошкольного возраста

Социально-коммуникативное развитие

Игра как особое пространство развития ребенка

(Программа «Детство» -стр. 85)

- Охотно отражает в играх представления о труде взрослых, наблюдается разнообразие сюжетов.

- Ребенок называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры

- Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов-заместителей, с

Интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, делится игрушками

- Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета или создании интересных (выразительных) образов игровых персонажей

- Вступает в ролевой диалог, доброжелателен, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведет негромкий диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей

- Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами

- Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр.

- В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу

Дошкольник в мире социальных отношений

(Программа «Детство»-стр. 101)

- Преимущественно жизнерадостно, дружелюбно настроен. Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения

- Проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи через общение со взрослыми и сверстниками: задает вопросы и отвечает на них, использует простую объяснительную речь

- Самостоятельно (без напоминания) выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «Вы», благодарить)

- Общаясь со сверстниками, проявляет желание понять их замыслы

- Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника или близких, по примеру воспитателя проявляет сочувствие; сопереживает героям сказок и пр.

- Охотно отвечает на вопросы о семье, проявляет любовь к родителям, доверие к

воспитателю.

Развитие ценностного отношения к труду

(Программа «Детство»-стр. 102– 103)

- Самостоятелен в самообслуживании, процессах личной гигиены, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий для достижения результата.

- Проявляет познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике

- Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками.

Формирование основ безопасного поведения

(Программа «Детство»-стр. 104)

- С интересом познает правила безопасного поведения, с удовольствием слушает рассказы, сказки и стихи, рассуждает на эту тему, задает вопросы,разгадывает загадки

- В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения

- Привлекает внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций

Познавательное развитие

(Программа «Детство»-стр. 120-121)

- Проявляет любознательность, наблюдательность: задает поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?», высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности

- С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия для выделения свойств, качеств предметов и материалов, по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты (свойства предметов, способы обследования и др.)

- Откликается на красоту природы, родного города, проявляет интерес к городским объектам, транспорту, отражает свои впечатления в рисунках, речи.

- Знает свои имя, фамилию, возраст, пол, любимые занятия и увлечения

- Различает людей по полу, возрасту, профессии, как в реальной жизни, так и на картинках.

- Художественно-эстетическое развитие

Изобразительное искусство и развитие продуктивной деятельности, детского творчества (Программа «Детство»-стр. 152)

- Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике, близкой опыту

- Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные

признаки, некоторые средства выразительности

- В соответствии с темой создает изображение; правильно использует материалы и инструменты; владеет техническими и изобразительными умениями, некоторыми способами создания изображения в разных видах деятельности

- Проявляет элементы творчества, экспериментирует с изобразительными материалами;

- Любит самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью, высказывает предпочтения по отношению к тематике изображения, материалам

- Художественная литература

- (Программа «Детство»-стр. 154)

- С интересом слушает литературные тексты,легко включается в процесс восприятия книги,

Охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев

- Воспроизводит тексты, самостоятельно пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихии поэтические сказки, придумывает с небольшой помощью взрослого поэтические рифмы, короткие описательные загадки и рассказы, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности

- Проявляет слово творчество, интерес к языку

- Имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица

- С желанием рисует иллюстрации к художественным текстам, активно участвует в театрализованных играх, стремится к созданию выразительных образов

- Физическое развитие

- (Программа «Детство»-стр. 177)

- В двигательной деятельности проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость

- Уверенно и активно выполняет основные движения, основные элементы общеразвивающих, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве, хорошо развита крупная и мелкая моторика рук

- Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость дл ядостижения хорошего результата, потребность в двигательной активности

- Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность

- Проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности : видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх

В приобщении к здоровому образу жизни

- С интересом стремится узнать о факторах, обеспечивающих здоровье, слушает литературные произведения о здоровом образе жизни, участвует в их обсуждении, задает вопросы, делаетвы воды.

- Элементарно охарактеризовывает свое самочувствие, привлекает внимание взрослого в случае недомогания, зовет на помощь в ситуациях, угрожающих здоровью

Образовательная область «Речевое развитие» :

«Программа развития речи дошкольников» Ушаковой О. С.

Средний возраст (4-5 лет)

- Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».

- Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.

- Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

- Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.

- Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук».

- Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком.

- Различает на слух гласные и согласные звуки.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие (музыка)» : программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И.

Средний возраст (4-5 лет)

Музыкально-ритмические движения: умеют выполнять знакомые движения под незнакомую музыку, тем самым проявляя творчество.

Развитие чувства ритма, музицирование: пропевают простейший ритмический рисунок или играют его на любом музыкальном инструменте, подбирают ритм к определенной картинке или картинку к ритму.

Слушание: самостоятельно определяют жанр музыки (танец, марш, песня, различают двухчастную форму, определяют простыми словами характер произведения.

Распевание, пение: узнают песню по вступлению, а так же по любому отрывку, по мелодии, сыгранной или спетой без слов, начинают и заканчивают пение с музыкой, придумывают мелодии на небольшие фразы, аккомпанируют себе на музыкальных инструментах.

Пляски, игры, хороводы: знают простейшие танцевальные движения и самостоятельно их выполняют в творческих плясках, выполняют солирующие роли, выражают в движении образы героев игр и хороводов. Начинают и заканчивают движение с началом и окончанием музыки.

Образовательная область «Познавательное развитие» : «Математика в детском саду» Новиковой В. П

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

- умеют образовывать число 2, 3, 4, 5;

- знают цифры 1,2,3,4,5

- считают в пределах 5;

- соотносят количество с цифрой;

- называт предметы разной формы;

- считают и раскладывают предметы правой рукой слева направо

- составляют предмет из 3 равнобедренных треугольников;

- сравнивают предметы по высоте;

- знают геометрические тела – куб и шар;

- знают прямоугольник, отличат от квадрата;

- ориентируются на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу);

- составляют узор из геомерических фигур;

- моделируют предмет из палочек одной длины;

- сравнивают предметы с помощью условной мерки;

- владеют количественным и порядковым счетом;

- правильно употреляют слова «сегодня», «завтра», «вчера»;

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе «Детство»
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 15:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД