Сергеева Надежда
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Речевое развитие»
в средней группе
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Рабочая программа разработана для средней группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 25» города Чебоксары Чувашской Республики.
Цель: формирование устной речи, навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи рабочей программы :
1. Развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;
2. Обогащение активного словаря;
3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы.
5. Формирование умений и навыков слушания и понимания чувашской речи и говорения в различных ситуациях.
В соответствии с современными требованиями задачи рабочей программы реализуются через две модели организации образовательного процесса. Первая модель – совместная деятельность взрослого с детьми, вторая модель – самостоятельная деятельность воспитанников.
Рабочая программа составлена на основе ФГОС Дошкольного Образования и с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Специфика реализации национально-региональных особенностей осуществления образовательного процесса обеспечивается через педагогическую программу воспитания ребенка-дошкольника под руководством О. В. Драгуновой.
Рабочая программа предусматривает интеграцию содержания образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Количество образовательных ситуаций в год - 39 .
Дополнительные образовательные услуги по образовательной области не предусматривается.
Для оценки динамики достижений детей 2 раза в год предусматривается мониторинг: 17.01.2015 – 23.01.2015 и 14.05.2015– 18.05.2015.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
Авторы программы остановились на важнейшем дидактическом принципе- развивающем обучении и на научном положении Л. С. Высоцкого о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие
Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.
Программа «От рождения до школы» :
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешна реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
-допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
1.3. Планируемые результаты освоения программы.
Промежуточные результаты освоения Программы формируются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегрированных качеств ребенка.
Интегративное качество «Любознательный активный» :
-проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» :
-эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;
-понимает и употребляет в связной речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый).
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» :
-речь при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер; содержание общения со взрослыми выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении с взрослым становится внеситуативной;
-делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;
-в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей;
-делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Образовательная область «Речевое развитее».
Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия. Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.
Умеет выделять первый звук в слове.
Рассказывает о содержании сюжетной картинки.
С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
2. Содержательный раздел.
2.1. Описание образовательной деятельности.
Блок 1. Развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;
Обязательная часть содержания образования.
Диалогическая речь: учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предметы, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Грамматический строй речи:
Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;
образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детенышей животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата –медвежат);
Правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных.
Поощрять словотворчество
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Содержание формируемое участниками образовательного процесса.
Учить понимать обращенную речь Формировать умение высказываться на чувашском языке.
Блок 2. Обогащение активного словаря.
Обязательная часть содержания образования.
Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших место в их собственном опыте
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы характеризующие трудовые действия.
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).Учить называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Заменять часто используемые указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употребление слов-антонимов (чистый -грязный; светло- темно).
Содержание формируемое участниками образовательного процесса.
-Обогащать словарный запас детей. Раскрывать значение новых чувашских слов Продолжать знакомить с существительными с обобщающим значением, с существительными, обозначающими домашних животных, овощей, игрушек и т. д. ,
-Формировать умения и навыки использования форм вежливости.
Блок 3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Обязательная часть содержания образования.
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, с) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией : совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух : учит различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствование интонационной выразительности речи.
Содержание формируемое участниками образовательного процесса.
-Учить дифференцировать звуки родного и чувашского языка в изолированном произношении.
-Формирование правильного словопроизношения и словесного ударения. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков чувашского языка;
-Отрабатывать интонационную выразительность.
Блок 4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы
Содержание формируемое участниками образовательного процесса.
Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Формирование у детей понимания того, что из книг можно узнатьмного итересного.
Блок 5. Формирование умений и навыков слушания и понимания чувашской речи и говорения в различных ситуациях.
Содержание формируемое участниками образовательного процесса.
-Формировать у дошкольников желание активно участвовать в речевом общении на родном и чувашском языке.
- Расширять кругозор в процессе ознакомления с чувашской речью, изучения новых чувашских слов;
- использовать чувашский язык для выражения своего эмоционального и физического состояния;
- развивать навыки речевого самоконтроля;
- формировать умения и навыки слушания и понимания чувашской речи и говорения в игровых ситуациях.
2.2. Вариативные формы, методы и средства речевого развития.
Вариативные формы:
- беседа;
- речевая ситуация;
- составление и отгадывание загадок;
- разучивание стихотворений;
- диалог;
- игровая обучающая ситуация: ситуации-упражнения, ситуации проблемы, ситуации-оценки;
- ситуативный разговор;
-игры (сюжетные, с правилами).
Методы и приемы речевого развития :
Словесный метод: обобщающая беседа, речевой образец, рассказы воспитателя, повторное проговаривание, поисковые вопросы, художественное слово, словесные игры, рассказывание по картине, рассказ-описание, рассказ из личного описание, заучивание, чтение и рассказывание художественных произведений.
Наглядный метод: использование иллюстративного печатного материала (картины, альбомы, карточки, предметы и сюжетные картины, схемы для составления рассказов).
Практический метод: дидактические игры, игры драматизации, дидактические упражнения, хоровые игры.
Средства реализации программы :
- общение взрослого и детей;
- культурная языковая среда;
- музыка, театр, художественная литература;
2.3. Особенности образовательной деятельности.
Максимально допускаемый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста в средней группе-3часа 40 минут
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей 4-ого года жизни- не более 20 минут.
Способ организации непосредственно -образовательной деятельности – фронтально.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в 1-ой половине дня в средней группе не превышает -40 минут соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
Перерыв между периодами непосредственно образовательной деятельности – 15 минут.
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть,
сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме
самостоятельной инициативной деятельности:
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
— развивающие и логические игры;
— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке;
2.5. План взаимодействия с семьями воспитанников.
Семья и дошкольное учреждение- два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности необходимо их взаимодействие. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы, которые эффективнее решать все вместе.
Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечения права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть в друг друге не средства решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. Основополагающей идеей, требующей своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно- личностного подхода, согласно которому признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Сентябрь: Индивидуальная консультация «Игры и упражнения для развития речи детей»
Октябрь: Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей среднего дошкольного возраста
Ноябрь: Практикум для родителей «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Декабрь: Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет.
М. А. Васильевой
3.1. Особенности предметно-развивающей среды.
Предметно- развивающая среда- это определенное пространство, организационно- оформленное и предметно- насыщенное. Приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка. И для решения задач воспитания в дошкольном детстве необходимо создание предметно-развивающей среды. При правильно организованной развивающей среде ребенок получает право на свободный выбор его деятельности, начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир развивает не только интеллект, но и нравственно-волевую и эмоциональную сферы.
Со средней группы начинается работа по знакомству детей со звучащим словом, выделением определенных звуков в словах. Поэтому в группе присутствуют звуковые часы и наборы картинок на определённый звук. Также есть фишки, определяющие мягкость и твердость некоторых звуков. Театр пополнен настольным, перчаточным, костюмами разных героев.
В этом возрасте мы побуждаем детей употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов из которых они сделаны и т. д. Здесь нам на помощь приходят схемы для составления описательных рассказов по игрушке, предмету, картинке. В группе отведено место для сменяющихся картин, репродукций художников. Отведено место для книжного уголка, который пополнен детскими журналами, разными энциклопедиям, любимыми книгами детей, сезонной литературой, книги знакомящими с культурой русского и чувашского народа, портреты детских писателей.