МААМ-картинки

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»

Сергеева Надежда
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по образовательной области «Речевое развитие»

в средней группе

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах

Рабочая программа разработана для средней группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 25» города Чебоксары Чувашской Республики.

Цель: формирование устной речи, навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи рабочей программы :

1. Развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;

2. Обогащение активного словаря;

3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы.

5. Формирование умений и навыков слушания и понимания чувашской речи и говорения в различных ситуациях.

В соответствии с современными требованиями задачи рабочей программы реализуются через две модели организации образовательного процесса. Первая модель – совместная деятельность взрослого с детьми, вторая модель – самостоятельная деятельность воспитанников.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС Дошкольного Образования и с учетом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Специфика реализации национально-региональных особенностей осуществления образовательного процесса обеспечивается через педагогическую программу воспитания ребенка-дошкольника под руководством О. В. Драгуновой.

Рабочая программа предусматривает интеграцию содержания образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Количество образовательных ситуаций в год - 39 .

Дополнительные образовательные услуги по образовательной области не предусматривается.

Для оценки динамики достижений детей 2 раза в год предусматривается мониторинг: 17.01.2015 – 23.01.2015 и 14.05.2015– 18.05.2015.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Авторы программы остановились на важнейшем дидактическом принципе- развивающем обучении и на научном положении Л. С. Высоцкого о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.

Программа «От рождения до школы» :

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешна реализована в массовой практике дошкольного образования);

- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

-допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

1.3. Планируемые результаты освоения программы.

Промежуточные результаты освоения Программы формируются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждой возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегрированных качеств ребенка.

Интегративное качество «Любознательный активный» :

-проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» :

-эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей;

-понимает и употребляет в связной речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики (нарядный, красивый).

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» :

-речь при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер; содержание общения со взрослыми выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении с взрослым становится внеситуативной;

-делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;

-в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей;

-делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Образовательная область «Речевое развитее».

Активно сопровождает речью игровые и бытовые действия. Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.

Умеет выделять первый звук в слове.

Рассказывает о содержании сюжетной картинки.

С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

2. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности.

Блок 1. Развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи;

Обязательная часть содержания образования.

Диалогическая речь: учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предметы, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Грамматический строй речи:

Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;

образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детенышей животных (по аналогии, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, медвежата –медвежат);

Правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов, несклоняемых существительных.

Поощрять словотворчество

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Содержание формируемое участниками образовательного процесса.

Учить понимать обращенную речь Формировать умение высказываться на чувашском языке.

Блок 2. Обогащение активного словаря.

Обязательная часть содержания образования.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших место в их собственном опыте

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы характеризующие трудовые действия.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).Учить называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Заменять часто используемые указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употребление слов-антонимов (чистый -грязный; светло- темно).

Содержание формируемое участниками образовательного процесса.

-Обогащать словарный запас детей. Раскрывать значение новых чувашских слов Продолжать знакомить с существительными с обобщающим значением, с существительными, обозначающими домашних животных, овощей, игрушек и т. д. ,

-Формировать умения и навыки использования форм вежливости.

Блок 3. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Обязательная часть содержания образования.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, с) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией : совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух : учит различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствование интонационной выразительности речи.

Содержание формируемое участниками образовательного процесса.

-Учить дифференцировать звуки родного и чувашского языка в изолированном произношении.

-Формирование правильного словопроизношения и словесного ударения. Закреплять правильное отчетливое произношение звуков чувашского языка;

-Отрабатывать интонационную выразительность.

Блок 4. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы

Содержание формируемое участниками образовательного процесса.

Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формирование у детей понимания того, что из книг можно узнатьмного итересного.

Блок 5. Формирование умений и навыков слушания и понимания чувашской речи и говорения в различных ситуациях.

Содержание формируемое участниками образовательного процесса.

-Формировать у дошкольников желание активно участвовать в речевом общении на родном и чувашском языке.

- Расширять кругозор в процессе ознакомления с чувашской речью, изучения новых чувашских слов;

- использовать чувашский язык для выражения своего эмоционального и физического состояния;

- развивать навыки речевого самоконтроля;

- формировать умения и навыки слушания и понимания чувашской речи и говорения в игровых ситуациях.

2.2. Вариативные формы, методы и средства речевого развития.

Вариативные формы:

- беседа;

- речевая ситуация;

- составление и отгадывание загадок;

- разучивание стихотворений;

- диалог;

- игровая обучающая ситуация: ситуации-упражнения, ситуации проблемы, ситуации-оценки;

- ситуативный разговор;

-игры (сюжетные, с правилами).

Методы и приемы речевого развития :

Словесный метод: обобщающая беседа, речевой образец, рассказы воспитателя, повторное проговаривание, поисковые вопросы, художественное слово, словесные игры, рассказывание по картине, рассказ-описание, рассказ из личного описание, заучивание, чтение и рассказывание художественных произведений.

Наглядный метод: использование иллюстративного печатного материала (картины, альбомы, карточки, предметы и сюжетные картины, схемы для составления рассказов).

Практический метод: дидактические игры, игры драматизации, дидактические упражнения, хоровые игры.

Средства реализации программы :

- общение взрослого и детей;

- культурная языковая среда;

- музыка, театр, художественная литература;

2.3. Особенности образовательной деятельности.

Максимально допускаемый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста в средней группе-3часа 40 минут

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей 4-ого года жизни- не более 20 минут.

Способ организации непосредственно -образовательной деятельности – фронтально.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в 1-ой половине дня в средней группе не превышает -40 минут соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку.

Перерыв между периодами непосредственно образовательной деятельности – 15 минут.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть,

сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме

самостоятельной инициативной деятельности:

— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

развивающие и логические игры;

речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

— самостоятельная деятельность в книжном уголке;

2.5. План взаимодействия с семьями воспитанников.

Семья и дошкольное учреждение- два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности необходимо их взаимодействие. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы, которые эффективнее решать все вместе.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечения права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть в друг друге не средства решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. Основополагающей идеей, требующей своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно- личностного подхода, согласно которому признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Сентябрь: Индивидуальная консультация «Игры и упражнения для развития речи детей»

Октябрь: Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей среднего дошкольного возраста

Ноябрь: Практикум для родителей «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Декабрь: Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет.

М. А. Васильевой

3.1. Особенности предметно-развивающей среды.

Предметно- развивающая среда- это определенное пространство, организационно- оформленное и предметно- насыщенное. Приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка. И для решения задач воспитания в дошкольном детстве необходимо создание предметно-развивающей среды. При правильно организованной развивающей среде ребенок получает право на свободный выбор его деятельности, начинает проявлять себя как творческая личность. Предметный мир развивает не только интеллект, но и нравственно-волевую и эмоциональную сферы.

Со средней группы начинается работа по знакомству детей со звучащим словом, выделением определенных звуков в словах. Поэтому в группе присутствуют звуковые часы и наборы картинок на определённый звук. Также есть фишки, определяющие мягкость и твердость некоторых звуков. Театр пополнен настольным, перчаточным, костюмами разных героев.

В этом возрасте мы побуждаем детей употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов из которых они сделаны и т. д. Здесь нам на помощь приходят схемы для составления описательных рассказов по игрушке, предмету, картинке. В группе отведено место для сменяющихся картин, репродукций художников. Отведено место для книжного уголка, который пополнен детскими журналами, разными энциклопедиям, любимыми книгами детей, сезонной литературой, книги знакомящими с культурой русского и чувашского народа, портреты детских писателей.

Публикации по теме:

Рабочая программа образовательной области «Физическое развитие» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно.

Рабочая программа педагога по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей от 3 до 4 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Аистенок» г. Мичуринска Тамбовской.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе Содержание раздела образовательной области «Познавательное развитие" № Раздел 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» (средняя группа) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» подготовительная группа Содержание раздела образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» № Раздел 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (средняя группа) 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа) Содержание раздела образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования.

Рабочая программа «Речевое развитие» Образовательная область «Речевое развитие» Рабочая программа по развитию речи на 2017-18 учебный год (средняя группа) Разработал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 20:49
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»» (включая файлы) размещена пользователем Сергеева Надежда (УИ 1278860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД